Александр Маноцков и струнный ансамбль Courage Quartet - важное знакомство для всех, кто интересуется современной умной музыкой. Маноцков - композитор энциклопедически образованный, харизматичный как рок-звезда и язвительный как поэт абсурда. Опираясь на традицию авант-рока и ладового джаза, а также на богатство и разнообразие мирового фольклора, он создает насыщенные музыкальные полотна, полные неожиданных нюансов и ассоциаций, непредсказуемых звучаний и неповторимого колорита. Его музыка легко впархивает в жизнь и создает у слушателя ощущение радостного узнавания. "Кураж-квартет" существует как отдельный состав достаточно давно и известен исполнением музыки современных композиторов, а также участием в самых разных проектах - от постановок Серебренникова и "7 Студии" до группы Tinavie - но широкую популярность эти академически подготовленные музыканты обрели именно с Маноцковым.
Вместе Александр и "Кураж" выпустили уже два альбома на лейбле Fаncy Music. Мы уже представляли вам цикл "Пели" на стихи Хармса, Введенского и Хименеса, а сентябре пришел черед альбома "Мама / მამა/ Мамо", в котором Маноцков исполнил песни на собственные тексты на трех языках. Альбом увидел свет в сентябре, и как раз сейчас состав начал демонстрировать программу с него публике двух столиц. Звуки решили, что пора познакомить вас с этими чудесными музыкантами заново.
Звуки: Для многих академических исполнителей шаг в contemporary music - это в какой-то степени переосмысление своей миссии как музыканта. Что вам дало участие в Courage Quartet и как оно вас изменило?
Александр Маноцков: Современный человек (то есть такой, который ещё не умер), естественным образом играет и слушает современную музыку (то есть, такую, которая ещё не умерла).
Сергей Пантелеев, виолончель: Я, кажется, полюбил музыку, или может снова полюбил её. Дало много седых волос, много радости и уроки твердости.
Настя Чайкина, скрипка: Я никогда не считала себя "академическим" музыкантом. По-моему, ты либо музыкант, либо нет. И "шага" тоже не было. Было перетекание, плавное естественное обрастание разными музыками, стилями, которые я играю. Вообще для меня часто "назвать" что-то такое зыбкое и относящееся к состоянию воздуха и к наполнению, раскрашиванию времени не представляется возможным, так что ни "академического", ни "шага", ни "contemporary" - ничего этого не было. Опять же, все было очень естественно - Сережа пригласил меня на одну из репетиций лет шесть назад и пошло-поехало. Участие здесь, работа с ребятами из театров, знакомство с Сашей - все это привело туда, где я сейчас, а я там, где мне очень нравится быть. То есть и друзей, знакомства и работу в сфере театра, в частности детского спектакля "Детский сад стихов" в Театре Наций, где мы с Сережей участвуем, можно сказать, что Сережа был моей путеводной звездой. А все-все происходит абсолютно естественно и по обоюдному с природой согласию, и участие в КуражКвартете - это, в первую очередь, интересно, - это общение, в том числе контакт во время игры, это юмор, это странные места, куда нас порой заносит, это поездки и прекрасные сашины песни (и не только песни). Это расширяет, разноображивает. Я всему благодарна.
Дмитрий Берлизов, альт: Cобственно, миссия, на мой взгляд, не меняется... Говорить о вечном звуками - миссия музыканта в любом случае, и в contemporary music, cоответственно, также.
Андрей Рухадзе, скрипка: Для многих академических музыкантов любой шаг в сторону - уже какое-то потрясение, но у нас в ансамбле все нормальные ребята. Стиль не имеет значения. Надо уметь играть всё.
Звуки: За что каждый из вас отвечает к квартете, помимо собственно игры на инструменте?
Сергей Пантелеев: Я, видимо, завхоз, хочется верить, что в том числе и в высоком смысле.
Настя Чайкина: Все мы ооочень разные. Ну очень. И я там единственная девочка. Вроде и так понятно, какова моя общественная миссия! Шучу. Я играю вторую скрипку - на мне, как, впрочем, и на Мите - середина, мясо звука и костяк ритма, очень важная роль. Я очень люблю различные ритмы и тащусь от сашиных находок, приемов и стилевых разнообразий и смешений. Сережа - бас, Андрей - первая скрипка, тут все понятно, но, как и в любой ансамблевой музыке, а в сашиной это весьма важно - каждый голос сольный, еще иногда мы должны звучать как человеческие голоса, как хор, едино. так что на мне - середина. Тембр, ритм, четкость, поддержание баланса и гармонии. Все мы, люди, живем и меняемся бок о бок, сталкиваясь друг с другом, переплетая жизни и постоянно растем и изменяемся, так и должно быть.
Дмитрий Берлизов: Участие в этом коллективе дало возможность музицировать в удовольствие не просто с хорошими профессионалами, но и в комфортной дружеской атмосфере, что в подобных случаях очень ценится. Сложно сказать, за что лично я отвечаю помимо партии альта... может быть, за разрядку обстановки во время интенсивной работы, но это виднее ребятам.
Андрей Рухадзе: Я отвечаю за качественное перепиливание струн всеми в квартете.
Звуки: Ваша музыка может восприниматься и как набор ироничных социальных зарисовок, и как пасторальное "новое русское" - а как этот альбом задумывали вы?
Александр Маноцков: Можно ещё подложить компакт-диск под фикус или прослушивать его со студентами на уроках русского как иностранного; нам не дано предугадать, как люди используют то, что мы делаем; лично я задумывал этот альбом как этот альбом.
Андрей Рухадзе: Задумывает Александр, мы присоединяемся к процессу потом.
Сергей Пантелеев: Без использования специфических сравнений ответить по существу не могу.
Звуки: Вообще, фолк - это общее увлечение, или только Александра?
Александр Маноцков: Я бы добавил, что у меня нет увлечений, и что нет существенной разницы между фолком и классикой.
Сергей Пантелеев: Мне нравится фольклорная музыка, но не могу назвать её своим увлечением, классика - это, пусть в каком-то непричесанном виде, часть меня, как человека и профессионала.
Настя Чайкина: Я люблю любую музыку. Любую. Главное - настоящую, берущую, забирающую, очень разную музыку. Насчет именно фолка - с Сашей этого в моей жизни пока больше всего, наверное.
Дмитрий Берлизов: В общем и целом мне кажется, что фолк-музыка так или иначе близка каждому в нашем коллективе.
Андрей Рухадзе: Нам всем близка фолк-музыка. Иногда мы даже не подозреваем, какая разновидность фолка нам близка. Играем или слушаем и вдруг дезоксирибонуклеиновая кислота откликается.
Звуки: Можно ли сказать, что "Мама" - это такое продолжение "Пели", только в реалиях нового века?
Андрей Рухадзе: Вопрос больше к Александру. На мой взгляд, альбомы связаны между собой.
Александр Маноцков: В "Пели" были тексты Хармса, Введенского и Хименеса в переводе Гелескула; между этими дисками в нашем репертуаре появилось много песен, не вышедших в записи; я не думал об этом диске как о продолжении того.
Сергей Пантелеев: Я это так не вижу, хотя не исключаю, что, если смотреть под определенным углом, окажется, что это верно.
Звуки: Вы не только исполнили песни на альбоме на трех языках, но и оформили его на украинском, русском и грузинском. Это такая форма политического заявления, или что-то еще?
Александр Маноцков: Никакой "политики" как отдельной сферы не существует; простых человеческих правил, будь то здравый смысл или десять заповедей, достаточно для того, чтобы сформулировать и выражать отношение к любым вещам, вот я и формулирую и выражаю.
Звуки: Для вас вообще важно, чтобы музыка содержала социальное высказывание?
Александр Маноцков: Как я только что сказал, нет ничего "социального".
Сергей Пантелеев: Чтоб содержала высказывание - важно, социальное или какое-то еще - не важно.
Настя Чайкина: Музыка - высказывание само по себе. Социальное - это что-то, относящееся к другому миру, миру головы. Музыка не должна обращаться на политику и тому подобное - это уже не акт музыки, но социальный либо политический акт. Каждый сам придает всему смыслы, исходя из собственного бэкграунда, наполнения и того, что волнует в данный период. С текстами тут уже другая история. C поэзией и словом вообще. Я не считаю, что социальность необходима.
Дмитрий Берлизов: Я воспринимаю прямые социальные высказывания в музыке и в искусстве вообще как нечто сиюминутное, мне лично ближе темы, которые всегда были и будут с человеком, а иначе публицистика какая-то, на мой взгляд, получается.
Андрей Рухадзе: Важно, что у кого-то в музыке есть социальное высказывание и так же важно, что у кого-то в музыке его нет. Когда я сам сочиняю музыку, там этого нет. Когда выступаю как исполнитель, то тоже склоняюсь к отсутствию этого высказывания.
Звуки: Александр, вы много работаете с театром, ваш альбом - очень визуально богатый, если можно так выразиться. Вы могли бы представить, как его можно было поставить на сцене?
Александр Маноцков: С театром я работаю как оперный композитор. Театр - частный случай музыки, поэтому музыка как таковая не нуждается в "дополнительной" театрализации, "постановке". В каком-то смысле любое выступление музыканта на сцене является заодно и театром тоже.
Звуки: Представьте слушателям свою любимую композицию на альбоме.
Сергей Пантелеев: Мне нравятся три песни - особенно "Мама", "Волку" и "Над вертепом". Почему мне нравятся "Мама" и "Волку" я понимаю, почему нравится "Над вертепом" - не знаю. Поэтому голосую за нее. Да, я не знаю, как представить. "Люди, это "Над вертепом". "Над вертепом", это-люди."
Настя Чайкина: Я люблю "Спи" за ее "роковость" и потому что мы там поем. "Осень" за ее попсовость и настроение. "Чела" - просто очень прекрасная песня. "Медведица" - за сашин текст и наше инструментальное пение. "Хороши" - за фактуру и звучание.
Дмитрий Берлизов: Да, "Медведица".
Андрей Рухадзе: "Спи".
Александр Маноцков и Courage Quartet
1 ноября - Центр Мейерхольда, Москва
2 ноября - БДТ, Санкт-Петербург
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)