MONTREUX JAZZ FESTIVAL  50 лет Montreux Jazz. Дни 15 и 16. Финал.

50-й Montreux Jazz Festival подвел впечатляющие итоги. Звуки прощаются с великим фестивалем.

50-й Montreux Jazz Festival подвел впечатляющие итоги. За две недели на берегах Женевского озера собралось более 240 тысяч любителей музыки - при этом 95 тысяч из них купили билеты на платные шоу, а остальные посещали концерты, мастер-классы и конкурсы на 11 открытых площадках. Более 3/4 шоу в главных залах Stravinsky и Miles Davis Hall вывесили таблички "sold out".
Дожди не стали помехой для роста продаж: новая розничная стратегия фестиваля позволила увеличить доходность MJF на 40%. Здесь все вызывает восхищение - высочайший уровень музыкальной программы и тончайшая механика света и звука, шампанское в лаунж-зоне и стрит-фуд на набережной, потрясающие образовательные секции и джемы. Все эти дни мы провели в атмосфере изысканного праздника - как и каждый посетитель и участник Монтре на протяжении всех этих лет.

Наибольший ажиотаж, по традиции, вызвали выступления мэтров. Buddy Guy, Herbie Hancock, Van Morrison, Simply Red, Markus Miller и Santana собирали огромную аудиторию - не только в зале Stravinsky, но и в приложении CUTS, давшем возможность легально смотреть на любых устройствах онлайн-трансляции фестивальных концертов, которые помогали вести сами зрители.
В Монтре "бесплатно" не значит "менее качественно": 109 групп и артистов сыграли 75 концертов на сцене Music in the Park, еще 46 - в зале Rock Cave, и каждый раз это были мощные, технически безупречные шоу. Бюджет фестиваля составил почти 30 миллионов швейцарских франков, и этот бизнес-проект был реализован с толком и вкусом.

Грандиозный финал MJF растянулся на два дня: первый был посвящен персональному бенефису парня по имени Woodkid, второй - ретроспективе славной истории фестиваля и его тотемной песне. На малых сценах тем временем сыграли свои первые сеты победители конкурсов: лучший пианист года Эстебан Кастро из США, лучший гитарист Олли Хирвонен из Финляндии, лучшая певица Арта Екабсоне из Латвии. В следующем году, пройдя обучение в Montreux Jazz Academy, они выступят на сцене Montreux Jazz Club. И примут эстафету славы у победителей, игравших в этом году: A Bu и Альфредо Родригеса (Alfredo Rodriguez), Кристиана Скотта (Christian Scott), Сесиль Сальвант (Cécile McLorin Salvant) и Алины Енгибарян.

15 июля. И тут появляюсь я, весь в белом

Woodkid aka Yoann Lemoine - фигура неоднозначная. Как музыкант он, прямо скажем, котируется невысоко. Его куда больше уважают как режиссера и автора видеоэффектов, как клипмейкера Ланы Дель Рей и Тейлор Свифт. Его саундтрек к новому фильму Роберта де Ниро "Эллис" был выпущен на прошлой неделе, и он вряд ли произведет сенсацию в мире музыки. Но выступление двухлетней давности в главном зале Монтре явно уверило нашего героя, что он - в первую очередь, музыкант. Концерт заботливо проанонсировал сам месье Жатон, директор фестиваля. В результате мы получили чудовищно перегруженный тяжеловесный концерт прямолинейного и тоскливого поп-рока в оркестровой обработке - для инди-акта, возможно, и неплохой, но уж точно не соответствующий ожиданиям.

Оформление сцены тоже было помпезным: перед началом концерта сцена была закрыта занавесом, а когда он открылся, мы увидели купол, состоящий из шестиугольных сот, словно все музыканты находились внутри гигантского футбольного мяча. На сцене разместился оркестр Sinfonietta Lausanne - 50 человек с ностальгическими струнными и футуристическими электронными барабанами, а также детский хор. Все они были облачены в белые одежды, на сцене был водружен роскошный белый "стейнвей" - пафос можно было грузить вагонами. Сам автор этого фантасмагорического зрелища вышел к авансцене в чем-то вроде докторского халата, в дурацкой шляпе и штанах на помочах - вылитый Дуремар. Зазвучала помпезная музыка - бравурный саундтрек, перемежаемый довольно примитивными балладами. Через некоторое время Woodkid начал приглашать на сцену гостей: певца Райана Лотта (Ryan Lott aka Son Lux), Эда Дорста (Ed Droste) из группы Grizzly Bear, виолончелиста Кирилла Лакруа (Cyrille Lacrouts) - и, наконец, 18-летнюю актрису Эль Фаннинг (Elle Fanning). Каждый из них выходил на сцену для сольного номера. Хором спев "Iron" и "Run Boy Run", толпа хипстеров растеклась по окрестным сценам, чтобы продолжить веселиться под луной.


16 июля. Smoke On The Water

Многолетние герои и друзья Montreux - Deep Purple, чей хит "Smoke On The Water" живописует пожар, спаливший до головешек местное казино во время концерта Фрэнка Заппы в 1971 году. Ностальгический финал фестиваля был придуман с юмором: сын Заппы Дуизил (Dweezil Zappa) воспроизвел программу достопамятного концерта. Это шоу я смотрела в аппе CUTS, и надо сказать, атмосферу вечера трансляция передавали на ура! Прямо перед началом финального концерта группа истребителей из ВВС Patrouille Suisse выписывала фигуры высшего пилотажа над гладью Женевского озера, оставляя за собой дымный след (smoke on the water), а под конец выступления выпустила петарды.

Deep Purple до последнего момента было под вопросом из-за инсульта Яна Пейса (Ian Paice), случившегося в июне. Пейс жаловался на то, что ему отказывает рука, и боялся не вернуться на сцену. Но уже к Монтре его способность играть восстановилась - и старики не подвели.

Концерт стартовал с "The Planets", помпезного опуса Густава Хольста, котрый перетек в "Highway Star" - а дальше по накатанной, к бронебойным "Bloodsucker" и "Hard Lovin' Man", минуя рэп Яна Гиллана (Ian Gillan ) в "Strange Kind Of Woman" и длиннющее соло на клавишах. В какой-то момент на сцену был приглашен Дуизил Заппа, с которым Deep Purple исполнили песню Заппы-старшего "Peaches En Regalia", при этом Заппа-младший сыграл инструментальную часть в дуэте со старшим коллегой - Стивом Морсом (Steve Morse ). А знаменитую "Smoke On The Water" сыграли в джазовой обработке. На бис прозвучали диковинно аранжированные "Hush" группы South и "Black Night" с цитатой из "Purple Haze" Джимми Хендрикса. Это был самый желанный в своей предсказуемости финал - и его драматургия была безупречна.

Эпоха джаза вдохновила Клода Нобса на создание фестиваля в Монтре. Эпоха поп-рока сделала Монтре центром мирового музыкального паломничества. Наступает новая эпоха - эпоха эклектики; Монтре давно перерос все географические и жанровые ограничения и стал явлением планетарного масштаба - и пусть он останется таким, меняясь вместе с музыкой и открывая для нас новых и старых мастеров.
До новых встреч, Montreux Jazz Festval!

20.07.2016, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: