MONTREUX JAZZ FESTIVAL  50 лет Montreux Jazz. Дни 13 и 14

Китайская борьба с классикой, 80-летний даб и жена Сантаны.

На улице стеной стоит ливень, который нисколько не мешает очереди желающих попасть на Лану Дель Рей. Поскольку певица выступила в Москве не далее чем в минувшие выходные, мы со спокойной душой пропускаем ее шоу и отправляемся в уютный Jazz Club - сегодня программа этой площадки лучше всего характеризуется выражением "сочетание несочетаемого".


13 июля. Стар и млад

A Bu - 16-летний китайский пианист, победитель прошлогоднего Parmigiani Montreux Jazz Solo Piano Competition. Юноша - наследник классической европейской школы, его игра безупречна и не носит на себе никаких отпечатков китайской культуры - напротив, обнаруживает явное тяготения к Belle Époque. Пианист не только виртуозно исполняет стандарты, но и пишет довольно мелодичные и изящные композиции. Он начинает с собственной вещи "Remember The Snow" и весело предупреждает:
- Надеюсь, что сольный фортепианный концерт - это не очень скучно и вы не заснете.

Витиеватые, прихотливые, респектабельные - А Бу одну за другой показывает нам вещи со своего нового (уже третьего по счету!) альбома "Memories Of Love", и каждая из них по-своему интересна. "What I Did For Love" напоминает баллады Брайана Ферри; экспрессивная вещь, которую музыкант посвящает другу Марку, нам уже известна- он играл её на конкурсе. У пианиста есть, пожалуй, только один недостаток - он любит к месту и не к месту завершать композиции проигрышами в стиле "Спокойной ночи, малыши".
Но самое интересное происходит тогда, когда закончена основная программа. Как будто А Бу себя отпустил и разрешил себе пуститься во все тяжкие. Он играет регтайм и блюз, цитирует американскую киноклассику и самозабвенно подпевает собственной игре. Пожалуй, ради этого эпизода стоило увидеть весь концерт.

Вторая часть вечера кардинально отличается от первой. На сцене - гуру регги Эрнест Ранглин (Ernest Ranglin), 84-летний гитарист-легенда из Ямайки. Заслугам и регалиям этого музыканта можно посвятить пару глав в истории мировой музыки, но и состав музыкантов, с которым нынче выступает Ранглин, весьма силен. На барабанах - 76-летний пионер афробита Тони Аллен (Tony Allen), на духовых - лидер Jazz Warriors Кортни Пайн (Courtney Pine), на басу - американский трюкач Айра Коулман (Ira Coleman), за фортепиано - Алекс Уилсон (Alex Wilson). Состав дополняет языческий сенегальский мультиинструменталист Шейх Ло (Cheikh Lo). Под залихватский прогулочный би-боп и даб группа приветстввует Ранглина - он появляется на сцене, сухой и ужасно напоминающий Мастера Йоду. Программа состоит из залихватски сыгранных ска и регги-стандартов, хитов самого Ранглина, типа знаменитой "Surfin", а также пары композиций, написанных Ло, в аранжировке всего состава. Мэтр с удовольствием делегирует коллегам ведение основных партий, чаще появляясь на авансцене с каким-нибудь заковыристым соло, в ходе которого он запросто может поменять гармонию. По энергии, харизме и технике в этот день явно лидируют Пайн и Аллен, оттянувшие на себя все внимание публики. Но великолепный финальный номер все расставляет по местам: это - не просто "Ranglin & Co.", это группа равновеликих музыкантов и хороших друзей.

14 июля. Настоящий хедлайнер

Дождь уходит, облака постепенно уходят с горизонта - на открытые концерты в парке собирается приличная толпа. Со сцены несется адская смесь самбы с балканщиной. Это Kumbia Boruka - развеселый латинский состав, похожий по энергетике на Gogol Bordello и Manu Chao; по музыке - типичные даб-панкеры, по убеждениям - анархисты и "леваки". Группу, которая способна дать вторе дыхание мексиканскому танцевальному жанру cumbia, придумал во Франции вокалист и аккордеонист (Hernan Cortes), собравший состав из выходцев из Латинской Америки по принципу "чем безумнее, тем лучше". Получилось громко и отвязно - а особенного шарма придает происходящему дуркующий вокалист Боб Сику (Bob Sikou). Мне всегда забавно наблюдать, с каким удовольствием буржуазная публика Монтре реагирует на такие явления. Вот и сейчас все поле радостно дрыгает ногами под "La Vida se Vive" и "Danza Negra", барышни крутят попами под самбу La Cumbia Del Amor", а под конец все дружно подпевают рефрену "революсьон, интеграсьон"!

Композитор, аранжировщик и мультиинструменталист Маркус Миллер (Marcus Miller) - один из ключевых хедлайнеров и старинных друзей Монтре. Этот великолепный бас-гитарист принимал участие в записи более 500 альбомов, его приглашают к работе Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джордж Бенсон (George Benson), Арита Франклин (Aretha Franklin), Пол Саймон (Paul Simon) и Брайан Ферри (Bryan Ferry) - и, конечно же, Майлз Дэвис (Miles Davis): вместе с Миллером они основали замечательную группу Tutu. Миллер - один из самых горячих поклонников и инноваторов джаз-фанка, и именно это жанр стал основой его сольной карьеры, принеся автору две Grammy.
В этом году Маркус Миллер отметил 35 годовщину на сцене Montreux Jazz Festival, представив новый альбом "Afrodeezia" - дань своей гуманитарной миссии в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО и спикера международной миссии Slave Route Project. Об этом альбоме Миллер рассказывает следующее:
- На моем альбоме "Renaissance" есть песня под названием "Gorée". Она была написала после нашей поездки на остров Гори, в ходе которой я посетил музей под названием La Maison Des Esclaves - "Дом рабов". Это дом, в котором работорговцы держали захваченный в Африке и вывезенных сюда людей - мужчин, женщин и детей, набив их в крохотные комнаты, одного поверх другого, как зверей. В конце концов их по одному выпускали через дверь, которая вела к трапу корабля. Эта дверь называлась "Дверь невозврата", и все рабы знали, что это дорога в один конец.
Я написал эту мелодию о том, как я чувствовал себя, стоя там, в доме рабов. Как я работал над мелодией, я был поражен идеей, что "Дверь невозврата" символизирует собой не только историю африканского рабоства, но, в определенном смысле, дверь эта - также начало нашей афро-американской истории.
Таким образом, вместо того чтобы сделать песню о гневе и боли, я решил сделать целый альбом-путешествие о способности человека оставаться сильным и живым даже в ужасных ситуациях. Я записывал его по всему миру и использовал инструменты из регионов, которые изучал.

Дальше звучит мощнейшая по силе воздействия композиция с этно-перкуссиями "B's River", в ходе которой Миллер использует попеременно народный африканский инструмент гембри и щемящий саксофон. Но вот настроение меняется, и композитор предлагает вспомнить лихие времена лейбла Motown: Майкл Джексон, Дайана Росс, Smokey Robinson, кадиллаки и прокуренные бары. "Вы хорошо узнаете этот стиль, есть даже вещи, которые вы узнаете с одного аккорда или даже с двух нот. Ну конечно, узнаем - это "Papa Was a Rollin' Stone"!
Очень правильное решение - напомнить о себе не только как о великом басисте. В концерте возникает потрясающий момент - Миллер берет кларнет, к нему присоединяются Алекс Хан (Alex Han) на саксофоне и Расселл Ганн (Russell Gunn) на трубе - получается мощная и красивая духовая секция.

На протяжении концерта Миллер тепло говорит о старых временах и любимых друзьях, вспоминает Майлза Дэвиса и исполняет кавер на его "Jean-Pierre", и даже исполняет на бис забытый хит "Frankenstein" - он помнит всех, и он благодарен этой памяти. Но сам Миллер - куда более серьезное музыкальное явление, чем все его дуэты и коллаборации.

Звездой вечера объявлен Карлос Сантана (Carlos Santana), не выпускающий из рук гитару аж со времен Вудстока. Он продал более 100 миллионов пластинок и 6 десятков лет занимает место в чарте Billboard Top Ten. Сейчас ему 68 лет, и великий гитареро вернулся в Монтре, где впервые играл в 1970 году, с программой хитов. Сыграв мощное роковое интро "Woodstock" и красивую "Soul Sacrifice", Карлос обращается к толпе: "Это лучший фестиваль на планете, я счастлив сюда возвращаться. Я надеюсь, что наша музыка найдёт отклик в ваших сердцах, и свет, который у вас в сердце, принесёт мир на планету", - после таких слов ожидаешь не менее вдумчивой и красивой композиции, чем у Миллера, но вместо этого получаешь пошлейшую "Марию" и "Foo Foo" с двумя темнокожими вокалистами-рэперами, явно подражающими Канье Уэсту. Облом.
На контрасте с Миллером программа Сантаны выглядит просто до обидного попсовой. Очевидно, что из двух хедлайнеров вечера популярнее старикан Карлос с его невероятной женой Синди (по традиции, получившей в программе большую сольную партию на ударных), но с точки зрения красоты и сложности программы, место хедлайнера в наших сердцах навеки отдано Маркусу Миллеру.


Продолжение следует.

15.07.2016, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: