На улице стеной стоит ливень, который нисколько не мешает очереди желающих попасть на Лану Дель Рей. Поскольку певица выступила в Москве не далее чем в минувшие выходные, мы со спокойной душой пропускаем ее шоу и отправляемся в уютный Jazz Club - сегодня программа этой площадки лучше всего характеризуется выражением "сочетание несочетаемого".
13 июля. Стар и млад
A Bu - 16-летний китайский пианист, победитель прошлогоднего Parmigiani Montreux Jazz Solo Piano Competition. Юноша - наследник классической европейской школы, его игра безупречна и не носит на себе никаких отпечатков китайской культуры - напротив, обнаруживает явное тяготения к Belle Époque. Пианист не только виртуозно исполняет стандарты, но и пишет довольно мелодичные и изящные композиции. Он начинает с собственной вещи "Remember The Snow" и весело предупреждает:
- Надеюсь, что сольный фортепианный концерт - это не очень скучно и вы не заснете.
Витиеватые, прихотливые, респектабельные - А Бу одну за другой показывает нам вещи со своего нового (уже третьего по счету!) альбома "Memories Of Love", и каждая из них по-своему интересна. "What I Did For Love" напоминает баллады Брайана Ферри; экспрессивная вещь, которую музыкант посвящает другу Марку, нам уже известна- он играл её на конкурсе. У пианиста есть, пожалуй, только один недостаток - он любит к месту и не к месту завершать композиции проигрышами в стиле "Спокойной ночи, малыши".
Но самое интересное происходит тогда, когда закончена основная программа. Как будто А Бу себя отпустил и разрешил себе пуститься во все тяжкие. Он играет регтайм и блюз, цитирует американскую киноклассику и самозабвенно подпевает собственной игре. Пожалуй, ради этого эпизода стоило увидеть весь концерт.
Вторая часть вечера кардинально отличается от первой. На сцене - гуру регги Эрнест Ранглин (Ernest Ranglin), 84-летний гитарист-легенда из Ямайки. Заслугам и регалиям этого музыканта можно посвятить пару глав в истории мировой музыки, но и состав музыкантов, с которым нынче выступает Ранглин, весьма силен. На барабанах - 76-летний пионер афробита Тони Аллен (Tony Allen), на духовых - лидер Jazz Warriors Кортни Пайн (Courtney Pine), на басу - американский трюкач Айра Коулман (Ira Coleman), за фортепиано - Алекс Уилсон (Alex Wilson). Состав дополняет языческий сенегальский мультиинструменталист Шейх Ло (Cheikh Lo). Под залихватский прогулочный би-боп и даб группа приветстввует Ранглина - он появляется на сцене, сухой и ужасно напоминающий Мастера Йоду. Программа состоит из залихватски сыгранных ска и регги-стандартов, хитов самого Ранглина, типа знаменитой "Surfin", а также пары композиций, написанных Ло, в аранжировке всего состава. Мэтр с удовольствием делегирует коллегам ведение основных партий, чаще появляясь на авансцене с каким-нибудь заковыристым соло, в ходе которого он запросто может поменять гармонию. По энергии, харизме и технике в этот день явно лидируют Пайн и Аллен, оттянувшие на себя все внимание публики. Но великолепный финальный номер все расставляет по местам: это - не просто "Ranglin & Co.", это группа равновеликих музыкантов и хороших друзей.
14 июля. Настоящий хедлайнер
Дождь уходит, облака постепенно уходят с горизонта - на открытые концерты в парке собирается приличная толпа. Со сцены несется адская смесь самбы с балканщиной. Это Kumbia Boruka - развеселый латинский состав, похожий по энергетике на Gogol Bordello и Manu Chao; по музыке - типичные даб-панкеры, по убеждениям - анархисты и "леваки". Группу, которая способна дать вторе дыхание мексиканскому танцевальному жанру cumbia, придумал во Франции вокалист и аккордеонист (Hernan Cortes), собравший состав из выходцев из Латинской Америки по принципу "чем безумнее, тем лучше". Получилось громко и отвязно - а особенного шарма придает происходящему дуркующий вокалист Боб Сику (Bob Sikou). Мне всегда забавно наблюдать, с каким удовольствием буржуазная публика Монтре реагирует на такие явления. Вот и сейчас все поле радостно дрыгает ногами под "La Vida se Vive" и "Danza Negra", барышни крутят попами под самбу La Cumbia Del Amor", а под конец все дружно подпевают рефрену "революсьон, интеграсьон"!
Композитор, аранжировщик и мультиинструменталист Маркус Миллер (Marcus Miller) - один из ключевых хедлайнеров и старинных друзей Монтре. Этот великолепный бас-гитарист принимал участие в записи более 500 альбомов, его приглашают к работе Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джордж Бенсон (George Benson), Арита Франклин (Aretha Franklin), Пол Саймон (Paul Simon) и Брайан Ферри (Bryan Ferry) - и, конечно же, Майлз Дэвис (Miles Davis): вместе с Миллером они основали замечательную группу Tutu. Миллер - один из самых горячих поклонников и инноваторов джаз-фанка, и именно это жанр стал основой его сольной карьеры, принеся автору две Grammy.
В этом году Маркус Миллер отметил 35 годовщину на сцене Montreux Jazz Festival, представив новый альбом "Afrodeezia" - дань своей гуманитарной миссии в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО и спикера международной миссии Slave Route Project. Об этом альбоме Миллер рассказывает следующее:
- На моем альбоме "Renaissance" есть песня под названием "Gorée". Она была написала после нашей поездки на остров Гори, в ходе которой я посетил музей под названием La Maison Des Esclaves - "Дом рабов". Это дом, в котором работорговцы держали захваченный в Африке и вывезенных сюда людей - мужчин, женщин и детей, набив их в крохотные комнаты, одного поверх другого, как зверей. В конце концов их по одному выпускали через дверь, которая вела к трапу корабля. Эта дверь называлась "Дверь невозврата", и все рабы знали, что это дорога в один конец.
Я написал эту мелодию о том, как я чувствовал себя, стоя там, в доме рабов. Как я работал над мелодией, я был поражен идеей, что "Дверь невозврата" символизирует собой не только историю африканского рабоства, но, в определенном смысле, дверь эта - также начало нашей афро-американской истории.
Таким образом, вместо того чтобы сделать песню о гневе и боли, я решил сделать целый альбом-путешествие о способности человека оставаться сильным и живым даже в ужасных ситуациях. Я записывал его по всему миру и использовал инструменты из регионов, которые изучал.
Дальше звучит мощнейшая по силе воздействия композиция с этно-перкуссиями "B's River", в ходе которой Миллер использует попеременно народный африканский инструмент гембри и щемящий саксофон. Но вот настроение меняется, и композитор предлагает вспомнить лихие времена лейбла Motown: Майкл Джексон, Дайана Росс, Smokey Robinson, кадиллаки и прокуренные бары. "Вы хорошо узнаете этот стиль, есть даже вещи, которые вы узнаете с одного аккорда или даже с двух нот. Ну конечно, узнаем - это "Papa Was a Rollin' Stone"!
Очень правильное решение - напомнить о себе не только как о великом басисте. В концерте возникает потрясающий момент - Миллер берет кларнет, к нему присоединяются Алекс Хан (Alex Han) на саксофоне и Расселл Ганн (Russell Gunn) на трубе - получается мощная и красивая духовая секция.
На протяжении концерта Миллер тепло говорит о старых временах и любимых друзьях, вспоминает Майлза Дэвиса и исполняет кавер на его "Jean-Pierre", и даже исполняет на бис забытый хит "Frankenstein" - он помнит всех, и он благодарен этой памяти. Но сам Миллер - куда более серьезное музыкальное явление, чем все его дуэты и коллаборации.
Звездой вечера объявлен Карлос Сантана (Carlos Santana), не выпускающий из рук гитару аж со времен Вудстока. Он продал более 100 миллионов пластинок и 6 десятков лет занимает место в чарте Billboard Top Ten. Сейчас ему 68 лет, и великий гитареро вернулся в Монтре, где впервые играл в 1970 году, с программой хитов. Сыграв мощное роковое интро "Woodstock" и красивую "Soul Sacrifice", Карлос обращается к толпе: "Это лучший фестиваль на планете, я счастлив сюда возвращаться. Я надеюсь, что наша музыка найдёт отклик в ваших сердцах, и свет, который у вас в сердце, принесёт мир на планету", - после таких слов ожидаешь не менее вдумчивой и красивой композиции, чем у Миллера, но вместо этого получаешь пошлейшую "Марию" и "Foo Foo" с двумя темнокожими вокалистами-рэперами, явно подражающими Канье Уэсту. Облом.
На контрасте с Миллером программа Сантаны выглядит просто до обидного попсовой. Очевидно, что из двух хедлайнеров вечера популярнее старикан Карлос с его невероятной женой Синди (по традиции, получившей в программе большую сольную партию на ударных), но с точки зрения красоты и сложности программы, место хедлайнера в наших сердцах навеки отдано Маркусу Миллеру.
Продолжение следует.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)