Самое горячее время на любом фестивале - уикенд. Даже самые стойкие организаторы признаются: выдержать наплыв толпы и удержать уровень сервиса может не всякая площадка. Встретить, накормить и напоить, проверить у всех билеты, обеспечить вентиляцию в битком набитом зале на 4 с хвостом тысячи человек - это серьезная задача. А когда этих площадок с десяток - сохранить лицо удается не всем. Более того, не все и пытаются. Как написал недавно один из посетителей московского open air (орфография и пунктуация сохранены): "Да когда ж вы, псы, поймёте, что любой ЛЮБОЙ концерт - это всегда давка, духота, очереди в километр, поломанные судьбы, раздавленные дети, старики, цепляющиеся за жизнь. Если вам все это не нравится - сидите дома, смотрите видео на трубе."
Часовой механизм Монтре работает четко и без сбоев. Уже к началу субботнего концерта в хорошо утрамбованном зале Stravinsky дежурит двойная команда волонтеров, в помещении прохладно и ветрено - все готово к приему гостей. Возможно, идеальная логистика обеспечивается какими-то хитрыми компьютерными системами, а возможно, это просто итог многолетних наблюдений. Но, как бы то ни было, за эти годы я ни разу не сталкивалась с давкой в зале с табличкой "sold out". Это интереснейший опыт, который стоит взять на вооружение российским коллегам.
9 июля. Ретро, винтаж и никаких скреп
Джейми Каллэм, Vintage Trouble, Лиза Симон - три имени, которые сами по себе способны составить полный лайнап приличного джазового фестиваля. Но в этот вечер они встречаются на одной сцене и конкурируют за внимание публики.
К имени Лизы Симон (Lisa Simone) давно перестали добавлять "дочь Нины Симон": певица доказала собственную творческую самостоятельность и по праву занимает место на главной сцене, где она смотрится очень органично - долговязая, пластичная и с чем-то вроде бигуди на голове. Голос у певицы несильный, но приятный, она обожает свинг, ее фирменная фишка - песни-рассуждения, песни-истории: знаменитая мамина "Ain't Got No, I Got Life", ее собственная "Child in Me" и им подобные. Ее новый альбом "My World" - плод коллаборации с Эрве Самбом (Hervé Samb, и объявляя песни с него, Лиза от радости прыгает как девочка. "Expectations" открывается красивым соло басиста - и поется в итоге под всеобщие аплодисменты. Анонсируя ее, Лиза просит всех желающих включить свои мобильники и транслировать!
Отдельного доброго слова достоин перкуссионист Лизы - Сонни (Sonny Troupe): его чуткость и точность позволили идеально "настроить" толпу, и весь концерт зрители с удовольствием хлопали в такт его замысловатым фразам.
Но вот и Vintage trouble - группа из Голливуда с самым скучным в мире названием и самым неожиданным репертуаром. Выглядит это так: выходит на сцену вразвалочку респектабельный черный вокалист Тай Тейлор (Ty Taylor) в костюме-тройке и с височками в стиле 70-х и под интро в духе "старый Нэшвилл" начинает неспешно с олдскульного r'n'b - после чего одним разом сносит всем башку суровым рокешником и рэпом!
Этот хучи-кучи-мэн разогревает толпу до состояния кипения буквально за пару куплетов! "Зажгите экраны мобильных в поддержку черных американских граждан, которые сейчас нуждаются в вашей поддержке!" - кричит он, посвящая свои песни жертвам из Далласа, - давайте покажем им, что нам не все равно!" И заставляет весь зал петь раз за разом рефрен "It's Not Alright", хотя вряд ли молодая аудитория Монтре вообще в курсе, что там такое было в Далласе. Тай слэмует, сквернословит и наслаждается пением, хотя пот уже градом катится за его накрахмаленный воротник. За этими ребятами точно стоит следить!
Становление звезды кроссовера Джейми Каллэма (Jamie Cullum) проходило буквально на глазах старожилов Монтре. Он впервые выступил здесь в 2004 году, незадолго после выпуска своего дебютного альбома "Twentysomething". Сейчас 36-летний Каллэм так же бодро скачет по верхним строчкам чартов, как и по деке своего рояля, и останавливаться не планирует. Его последний альбом "Interlude" - сборник джазовых стандартов, от Грегори Портера до Лоры Мвула, - очень представительный, хотя и собственный багаж авторских вещей у певца довольно велик. Но в нем осталось обаяние и озорство старшеклассника, которые самым удачным образом уравновешиваются прекрасной исполнительской техникой.
Джейми стартует с кавера на Рэя Чарльза "Don't You Know", и это само по себе круто: вокальных данных у него, конечно, чуть поменьше, чем харизмы, но его фирменные "позитивные" мелизмы делают композицию солнечной и насыщенной, убирая из нее мольбу и грусть.
Признаться, мы ожидали, что ради большой даты Каллэм покажет нам ретроспективу evergreens, с которыми он работает давно и умело. Но вместо этого услышали набор каверов на поп-композиции: в программе отлично соседствуют "Don't Stop The Music" Рианны, "I Took a Pill in Ibiza" Майка Познера, "Uptown Funk" Марка Ронсона и даже Radiohead!
Нам нужно смириться с тем, что милый джазовый ребёнок, развивавший свою карьеру под крылышком Клода Нобса (которому он с благодарностью посвящает один из номеров), вырос, читает рэп и поет тяжёлый блюз. Это закономерное развитие, отличающее любого большого музыканта - а Джейми именно большой музыкант, и хочет быть еще больше; а это означает уже не джаз, а поп. Да и аранжировки, которые для него придумывает Том Ричардс (Tom Richards), все ближе к стадиону.
Певец продолжает купаться во всеобщем обожании, исправно подкидывая публики повод для радости и фоток в инстаграм: играет на барабанных палочках "The Same Things", вдохновенно дирижирует, играет на всем, что звучит, вскакивает на рояль и плавает по головам публики - и при этом ни разу не сбивается с такта и не делает ни единой фальшивой ноты. Он вытаскивает губную гармошку, чтобы сыграть вступление к "Not While I'm Around", забавно препирается с басистом Лозом Гаррэтом (Loz Garrrat). Джазовый кавер в программе был всего один - "Old Devil Moon" Бертона Лейна. Но Джейми его испортил. Войдя в раж, он начал колотить по деке рояля, в то время как микрофон был вывернут на минимальную громкость - в итоге за грохотом вокал не было слышно. Слышно фигурное цоканье языком и скэт, который Джейми удалось переработать в полноценный сеанс битбоксинга.
Состав, с которым играет Каллэм, чрезвычайно хорош: басист и барабанщик отлично исполняют партии бэк-вокала, а гитарист Рори Ричардсон (Rory Richardson) отлично играет на трубе и секвенсорах. С такой поддержкой Джейми спокойно может на пару куплетов нырнуть в толпу. К концу концерта он как заправский рокер разносит сцену и все, что на ней находится, оставив публику в счастливом опустошении - и только тут до меня доходит, что Джейми просто одно лицо с лидером панк-формации Green Day.
10 июля. Comfortably numb, да и только
Вторая серьезная победа на фестивале: главный приз забирает молодая латвийская певица Арта Екабсон (Arta Jēkabson), надежда нации и участница Евровидения. Красавица и по-настоящему сильная вокалистка займет место в школе Montreux Jazz Academy, а награждало ее высокое жюри под руководством Анджелик Киджо. А в 2017 году ее ожидает сольный концерт в Montreux Jazz Club... Кстати, мне пора бежать, там уже начались самые интересные концерты этой недели!
Израильский трубач Авишай Коэн (Avishai Cohen) выступает с лаконичным составом фортепиано-бас-ударные, выстраивает свои отношения с составом по типовому сценарию "солирующий лидер". Но примечательно, что самые интересные композиции его альбома "Into the Silence" - те, где много солирует ритм-секция с ярко выраженной этнической составляющей. Может быть, так срабатывает эффект неожиданности. Но роль пианиста Йонатана Авишая (Yonathan Avishai) - это все же роль аккомпаниатора, его соло до обидного редки, а моментов импровизации вообще почти нет. Игра Коэна довольно меланхолична, его примета - чуть приглушенные соло в верхнем регистре, элементы бибопа и свинга вперемежку с латино и витиеватыми восточными мелодиями.
Напротив, Ману Каче (Manu Kache) - музыкант с огромным сессионным стажем, его манера лидера -поддержка и равноправие. Поэтому на его концерте простора для самовыражения хватит всем: саксофон Рафаэлле Казарано (Rafaelle Casarano) и труба Люки Акуино (Luca Aquino) - словно два пути, которые расходятся, чтобы снова сойтись у одного порога. А фортепиано Джима Уотсона (Jim Watson) - это еще один самостоятельный путь, еще одна долгая красивая история, полная импровизаций и воздуха. Сольная партия Ману звучит только в финале - но она головокружительно сложна и прекрасна. В сети есть видео прошлогоднего выступления Ману в Монтре с другим составом - на нем видно, что общие принципы игры он сохраняет.
А в полночь эти два прекрасных состава встретятся на одной сцене, чтобы до 5 утра играть самый невероятный, сложный и удивительный джем, какие только бывают в Монтре.
Продолжение следует! Следите за анонсами.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)