MONTREUX JAZZ FESTIVAL  50 лет Montreux Jazz. Дни 7 и 8

Рыдания Чарльза Брэдли, Simply Red, корейский авангард, птенцы гнезда Куинси и полуночный джем - продолжаем вести live из Монтре!

Мои коллеги любят картинно возмущаться программой Montreux Jazz Festival: ужас, там выступают Slayer и Deep Purple, а по ночам играют электронику! Как можно, какой подрыв устоев, какое нарушение традиций, надо было сменить бренд, - пишут организаторы и журналисты.
А я люблю MJF именно за эклектичный подход к составлению программы и хорошо знаю главный секрет фестиваля, о котором в свое время нам поведал Нобс. Пестрая программа обеспечивает непрерывный рост образования слушателей. Допустим, сегодня подростки купили билеты на M83, но по дороге в Jazz Lab они успеют услышать на бесплатных площадках кучу разножанровых сетов. Может быть, заглянут на конкурс. Вдруг заинтересуются играющими в соседним зале ровесниками -выпускниками Montreux Jazz Academy. И в следующий раз вернутся за другими жанрами. Стремление навешивать на слушателей снобские ярлыки - едва ли не хуже, чем навешивать их на музыку. Монтре прекрасен именно таким, каков он есть: разным. Но раз уж вы настаиваете, вся следующая часть моего репортажа будет исключительно про джаз. И какой!..

7 июля. Отцы, дети и корейская опера

Вечер в Montreux Jazz Club отдан на откуп выпускникам продюсерской школы Куинси Джонса (Quincy Jones). Вот уже много лет мэтр курирует работу с молодыми джазовыми талантами, обеспечивая им поддержку на всех уровнях: помогая в образовании, продвижении, записи. Творческая лаборатория Куинси выпускает на волю невероятных музыкантов: на входе - тысячи желающих попасть в Montreux Jazz Academy, на выходе - единицы по-настоящему крутых музыкантов. При этом крутые - не обязательно самые техничные. Это еще и самые чувствующие, самые влюбленные в музыку, самые оторванные. Сегодня Куинси демонстрирует в камерном зале свой улов прошлого года.

Корейскую музыку слушать непросто: она атональна, размер у нее очень непривычный для европейского уха, а силлабо-тонический стих при отсутствии чистой формы- кошмар филолога. Стоит ли говорить, что когда я увидела в афише корейские имена, я немедленно отправилась в Jazz Club?! Похоже, что в своей любви к странным жанрам я не одинока: дуэт певца Хан Сын Сеока (Han Seung Seok) и мультиинструменталиста Джунга Джаели (Jung Jaeil) собрал полный зал.
Молодые музыканты строят свой авангардный кроссовер на основе традиционной корейской оперы - пхансори. В обычной жизни это дуэт голоса и барабана; при этом певец, сориккун, обычно пропевает некую историю, а инструмент акцентирует внимание слушателя на отдельных ее эпизодах, создавая эффект саспенса. Ребята поступили с народной традицией самым мудрым образом: они подали голос в сопровождении разных инструментов, добавив в музыку современные обработки и кинематографические элементы. Хан Сын Сеок - харизматичный и грациозный юноша; исполняя композицию, он плавно поводит в стороны огромным традиционным веером и принимает грациозные позы. А Джаели выплетает на фортепиано потрясающе изобретательные и при этом отчетливо европейские аранжировки.

21-летний мультиинструменталист и гений живого микширования Джейкоб Кольер (Jacob Сolier) -находка Куинси и Херби Хэнкока, дитя лондонского мультикультурного анклава; он обожает фанк и явно метит в крунеры столетия. Его игра на фортепиано перенасыщена короткими форшлагами, а вокальные игры с кучей саунд-эффектов выглядят как мультики про Хитрого Койота: парень стремительно перемещается между кучей инструментов, оставляя за собой инверсионный след бэк-сэмплов. Это очень увлекательно наблюдать живьём. Исполнив заглавную композицию с нового альбома "Don't you know", Джейкоб тепло приветствует собравшихся и признается: "Монтре - моё любимое место во всем мире. Я счастлив играть здесь и представить вам свой новый альбом "In My Room" - он действительно был записан в моей комнате методом наложений, я полностью сделал его, не выходя из дома - и теперь его играют и слушают во всем мире! Мне приходят отзывы со всех концов света! В день, когда он был издан, я услышал новости, что он в джазовом чарте в 22 странах. Спасибо вам за это. Это - ваша заслуга!"
Творческий багаж Джейкоба пока невелик: баллада "Save her", красиво переливающаяся колокольчиками и фо-но "Behind the way", мелодичная "Hajanga". Мы еще встретимся на следующий день в большом зале, и, конечно, увидимся не раз: у парня впереди большое будущее.


Если вы думаете, что Монтре дает шанс только молодым - вот вам моя любимая история: жил-был в американской глубинке мужик, мечтавший петь. Был он из неблагополучной социальной группы и шансов попасть на сцену у него, в общем-то, не было. Работал поваром в психбольнице, общался с бомжами и наркоманами. В 51 год вернулся в город детства Бруклин, чтобы по барам петь репертуар Джеймса Брауна. Когда ему стукнуло 62, он выпустил дебютный альбом "No time for dreaming" - и тут-то все и случилось! "Рыдающего Брэдли" заметили и пригласили в Монтре. Он выступил сначала на цене Jazz Lab, а потом, через год, - уже в Stravinsky.
Сейчас Чарльз Брэдли - настоящая звезда ретро-соул со всеми внешними атрибутами. На сцену Стравинского он выходит после внушительного инструментального intro, в боксерском синем халате, с золотыми цепями и пайетками. Абсолютно достоверно воспроизводит сумасшедшие образы r'n'b-героев Motown: белое с золотом, рубашки с запонками, набриолиненная прическа - идеальная стилизация эпохи. И музыка у него вся под стать: соул-фанк с квакающим хаммондом, вокал, в котором слышатся интонации Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Тайрона Девиса. Сумасшедшая, гипертрофированная и чуть угловатая пластика.
Брэдли воплотил кучу клише - и сам стал чем-то вроде ходячего перформанса. И ты сначала восхищаешься, а потом испытываешь некоторую неловкость, когда огромный человек в парче и кружевах колышет пузом, машет руками, словно умирающий лебедь, и рыдает навзрыд у тебя на глазах два часа подряд.


8 июля. Джем-джем-джем! И булочка

Несколько неожиданный эпизод: клоун Jango Edwards, известный своими шуточками на грани фола, дает небольшой мастер-класс на одной из локальных сцен Монтре. В эти дни клоуна можно увидеть исполняющим нелепые па на променаде в балетной пачке и купальнике или в толпе студентов в смешных флюресцентных нарядах. Он показывает молодым музыкантам удачные сценические приемы и призывает артистов больше шутить и общаться с публикой в паузах между песнями. Отличный совет!

А в пресс-центре внезапно появляется легенда: Эл Джерро (Al Jarreau) собственной персоной! О Монтре и его участниках мэтр говорит тепло и с любовью:
- Каждый раз я воспринимаю этот фестиваль как очень особое событие. Многое изменилось за это время, многие мои коллеги уже ушли. мы все изменились, - и сейчас на мои концерты ходят уже не дети, а внуки: "Эй, мистер Джерро, моя бабушка обожает вашу музыку!"
О прошлогодней победительнице вокального конкурса, нашей соотечественнице Алине Енгибарян Джерро озывается с восторгом: "Она действительно уникальная - наверно, одна на миллион! Множество людей хотят петь джаз, но не у всех есть это чувство традиции и того, как джазовый вокалист должен интерпретировать музыку и кем он должен быть,- чему он может научиться у трубачей, к примеру. У Алины это есть. К примеру, Луи Армстронг показал, как использовать наработки духовых инструментов в своем пении. Алина это чувствует. Ей запросто можно отдать сердце!
Молодым музыкантам Эл советует одно: сохранять свою страсть к музыке и петь, не ожидая никаких наград или почета. "Только настоящая страсть к жизни, людям и музыке способна сделать музыканта музыкантом!", - справедливо замечает Эл.


Но вот и вечер. Сегодня нас ожидает первый ретроспективный гала-концерт под руководством Куинси Джонса. Матерый человечище приглашает на сцену своих коллег и друзей, не делая разницы между молодыми исполнителями и мэтрами. Он запросто представляет их: "мой брат Жан Батист", "мой друг со времен до изобретения электричества Эл Джерро"...
Биг-бэнд под руководством Пепе Линарда (Pepe Lienhard) дает каждому исполнителю максимально выигрышный фон - все аранжировки сделаны очень деликатно. И когда Жан Батист (Jon Batiste) садится к роялю, чтобы под щедрый разлив клавиш исполнить кавер на "What a wonderful world", и когда он перемещается за синтезатор, чтобы давать там веселые и точные арпеджио, - оркестр подхватывет тему, аккуратно развивает ее, а под конец все музыканты, как и зрители, с удовольствием хлопают юному пианисту.

Джерро выводят на сцену под руки - господи, какой же он хрупкий и старенький, и как ему непросто вытянуть хотя бы пару песен - но как он счастлив быть частью этого праздника! Он исполняет "I’m Beginning To See The Light" в аранжировке Винса Мендозы (Vince Mendoza), замедленной примерно в 2 раза. Но это как раз тот случай, когда сам факт выступления важнее его содержания.

На сцене блеск, смех, шутки и подколки - это фактурная дива Патти Остин (Patti Austin), джазовая королева дебютировавшвя в 1962 году. Она с изяществом и царственной грацией исполняет "You'll Have to Swing It", которую исполнила на трибьют в честь 100-летия Эллы Фицджеральд, и предлагает всем присутствующим уже сейчас готовиться к 100-летнему юбилею Монтре.


Патти сменяет виртузоный пианист Альфредо Родригез (Alfredo Rodriguez) - и вот тут чинный концерт плавно начинает переходить в джем. После своего, как обычно, великолепного и насыщенного выступления Альфредо не уходит, к нему присоединяется вокалистка и актриса Рашида Джонс (Rashida Jones). А вскоре на сцену выходит и хедлайнер вечера - Мик Хакнолл (Mick Hucknall)?, исполнивший незатейливый хит "Angel"

Лучший момент концерта - Пепе берет флейту, за фортепиано садится юное дарование Джейкоб Колье, а дирижировать оркестром начинает сам Куинси Джонс! Но и это еще не все: сам Джерро выходит, чтобы спеть здравицу фестивалю. Этот концерт собрал лучших и станет важной частью летописи Монтре.


Simply Red, которым в минувшем году исполнилось 30 лет, начали концерт с довольно странной мешанины из обрывков мелодий, которая не очень логично перетекла в "Look At You Now". На LED-экране - цифровые табло, кассеты и другая аналоговая атрибутика. Хакнолл выскочил на сцену после пары проигрышей и взялся за дело довольно бодро - учитывая его сильно опухшее лицо и явную одышку, которых раньше за рыжим не наблюдалось. Уже на "Come to My Aid" начали выступать на передний план прекрасные партии Иэна Киркэма (Ian Kirkham) на клавишных и гобое - особенно здорово они звучат в песне Барри Уайта "It's Only Love Doing Its Thing".


Это очень ностальгический сет - с его хитами из 80-х, с его акустической версией "Holding Back the Years". Только вот в какой-то момент вспоминаешь, что эту песню Мик орал во всю глотку в панк-группе Frantic Elevators - и понимаешь, какая пропасть лежит между этими двумя исполнениями. "For Your Babies", "Stars" и прочим любимым вещам - все еще подпевают тысячи женщин, но они видят на сцене отражение своей юности, а не реального певца, который все чаще берет передышку между песнями и все больше походит на поющую сдобную булочку. Да, золотой голос Мика все еще при нем... но с образом секс-символа точно пора прощаться.


Продолжение следует.

08.07.2016, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: