На берегах Женевского озера с помпой стартовал 50-й Montreux Jazz Festival. От Muse до Херби Хэнкока - мы начинаем традиционный live - и он будет звездным! Следите за анонсами - каждый день на Звуках появляются рассказы о Монтре и его героях. И не забудьте скачать юбилейный апп Монтре, в нем все зрители делятся своими фото, видео и впечатлениями, а еще можно найти ссылки на бесплатные трансляции.
Открытие фестиваля состоялось 30 июня в знаменитом Casino Montreux, красиво сгоревшем некогда на глазах у группы Deep Purple. В 1967 году здесь выступал молодой, подающий надежды американский саксофонист Чарльз Ллойд (Charles Lloyd) - ему тогда и 30 не было, но в мире джаза он уже считался величиной серьезной. А Монтре, по воспоминаниям музыканта, и вовсе был деревней. И вот, спустя годы, Ллойд вновь стал хедлайнером "нулевого" дня фестиваля: легендарный музыкант в легендарном месте. Мэтру выпала честь открыть MJF роскошным фьюжн-сетом, состоящим из пост-боп, соул и фри-джаза. Ему 78, и каждый день он продолжает практиковаться в игре на флейте и тенор-саксофоне: "Я делаю это потому, что люблю, и это дает мне многое, вдохновляет и утешает. Я чувствую, что мне стоит делиться с миром тем, что есть во мне - вот и весь секрет, ребята", - говорит мэтр.
Вторым участником открывающего дня стал заслуженный пианист Ямайки Монти Александер (Monty Alexander), и старожилы подсчитали, что это был 24-й (!) визит Монти в Монтре. Костяк вечера составляли хиты с пластинки "Live! At The Montreux Festival 1976", и что-то мне говорит, что таких красивых авто-трибютов у нас впереди еще много: большинство музыкантов, играющих в Монтре, тщательно выпестованы этим легендарным джазовым институтом, а некоторые и вовсе начали свою карьеру на его сценах.
Героями второго и третьего дня стали масштабные Air, манерные Anohni, красотка Алина Енгибарян, заслужившая свой отдельный сет победой в вокальном конкурсе 2015 года, а также - навострите уши - потрясающий французский подросток Petit Biscuit, запузыривший художественный сет с вокодерами, бэк-сэмплами и кучей примочек в духе Нильса Фрама пополам с M83. Этого парня обязательно надо слушать живьем, хотя и в записи его композиции звучат весьма эффектно. Живьем мальчишка из Руана выглядит довольно забавно: приплясывает около стойки, перед которой стоит тачпад, подключает сэмплер и хреначит от души. Да так, что парня позвали повторить выступление на бис на одной из бесплатных сцен. Теперь можно не сомневаться, что его дебютный EP разойдется быстро. Вот она - иллюстрация знаменитого сверхскоростного старта карьеры, которое придает Монтре молодым талантам!
И, разумеется, не забудем про Muse, про которых Звуки в этом году рассказывают едва ли не больше, чем про Radiohead. Поэтому сразу согласимся, что это было транс-це-ден-таль-но - и перейдем к сетам, которых вы больше во всем мире не увидите.
День 3: Херби, Мелдоу, Маклафлин
3 июля - день инструменталистов. Я попадаю на фестиваль прямиком к началу концерта Херби Хэнкока (Herbie Hancock), одного из старейших резидентов Монтре. Херби с королевским достоинством носит титул посла джаза ЮНЕСКО и Монтре и руководит программами Montreux Jazz Academy. Просто потрясающе, насколько открытым миру и новой музыке остается 76-летний музыкант: он увлеченно исследует возможности электронных инструментов и с удовольствием приглашает с собой на сцену молодых коллег, чтобы вместе поэкспериментировать. В этот раз с ним выступали басист Джеймс Генус (James Genus), барабанщик Тревор Лоуренс-младший (Trevor Lawrence) и мультиинструменталист Террес Мартин (Terrace Martin), перед которым в груде проводов стояли клавишные и вокодер, а на груди висел сакс.
Компания стартует с длинной затейливой увертюры, после чего Херби тепло здоровается с публикой и рассказывает, как важно ему быть частью великого праздника Монтре - а следом идут "M.E.M.P.H.I.S.", "Kamaole Sands", "Run Like Hell" и другие великие вещи с кучей импровизаций. Дуэт Хэнкока и Мартина - украшение этого вечера: они перебрасываются музыкальными цитатами и шутками и рождают ощущение насыщенного творческого диалога, не произнося ни единого слова. Местами оно вообще походит на шахматную партию, где игроки обдумывают ходы, предлагая партнеру "решить" композицию. "Выиграл" Хэнкок, обеспечив сету полностью клавишный финал.
Следующее выступление было целиком построено на длинных сольных импровизациях. Трио Scofield Mehldau Gulliana четко распределило роли: Брэд Мелдоу, как и Хэнкок, перемещался между роялем и клавишными, создавая магические наслоения медитативных мелодий и строя все новые и новые вариации, Марк Гилиана, с которым он в свое время записал "Mehliana" (и получил за это Грэмми!), работал преимущественно щетками, но при этом выкладывал богатейшую палитру - то, что он сам зовет "beat music"; все внимание было отдано сольным партиям мэтра Скофилда в самых разных жанрах: джаз-рок, фанк и пост-боп. Начали они c прог-роковой "Wake Up", но дальше все глубже и глубже уходили в фанк, медитации и гибридную игру с фразировками: уже "The Scoville Scale" было практически не узнать. Трио отлично обошлось без басиста: Мелдоу и Скофилд попеременно брали эту роль на себя. А завершился концерт двумя композициями Скофилда, сыгранными слайдом в духе Уэса Монтгомери, и это было тело и очень уместно: все-таки из всего трио именно мэтр - самый заслуженный резидент Montreux.
Но когда страсти улеглись, уже ближе к полуночи, на сцене зала Stravinsky разразилась буря по имени Маклафлин (John McLaughlin). Один из величайших гитаристов мира - и точно один из самых обожаемых всеми музыкантами - играл со своим 4th Dimension дивный набор evergreens в сочетании с композициями, хорошо знакомыми нам по "Boston Record": "Hijacked", "The Creator Has a Master Plan", "Mother Tongues", "You Know, You Know" и другими. Басист состава, экспрессивный Этьен Мбаппе (Etienne Mbappe), весело пританцовывал на протяжении всего концерта, ловя кайф и от музыки, и от танца. Во время исполнения "Light at the Edge of the World" сцену залил теплый золотистый свет - и вокруг головы Джона возник настоящий нимб. Никто и не сомневается, что перед нами - обычный святой, покровитель джаза.
День 4: самые знаменитые бороды и самый знаменитый Бадди
Buddy Guy. Это имя на афише - синоним "sold out". В следующем году MJF будет отмечать его 80-летний юбилей, но мы точно знаем, что Бадди продал душу черту и в свои годы даст фору всем младшим коллегам. В своем фирменном пиджачке с горохами, в ленинской кепочке и хулиганистым прищуром, этот блюзмен умеет "купить" зал одной фразой, одной нотой. Ни один его концерт не обходится без "походов в толпу" - хотя в последние годы вокруг вырастает лес рук с мобильниками.
Бадди умеет сделать блюз богатым и увлекательным. Он может начать композицию вкрадчиво и на полутонах, иногда подпуская хулиганского "петуха" - а потом КАК ЖАХНЕТ! И это настоящий рок, мама! Даже последние вещи звучат остро и мощно: состав презентовал "I was Born In Louisiana", и соло молодых гитаристов только испортили дело, нарушив плотную ткань композиции. Я уж не говорю о том, что концерт Бадди Гая всегда полон эквилибристики: вот он играет на гитаре языком, а вот вытирает гитарой задницу, извлекая из нее феерически клевый запил!
Отдельный восторг - шуточки Бадди. Я слышала его выступления множество раз, и он не повторяется! Музыкант чутко реагирует на зал и блаженствует, общаясь с видимым удовольствием и юмором.
Он чудовищно, восхитительно неполиткорректен: посреди "Damn Right, I've Got The Blues" может запросто произнести речь о жестокости женщин и как их испортил "этот ваш феминизм", может вообще сказать "я черный до мозга костей, так что я понимаю, о чем говорю" - и европейски толерантный зал рыдает от хохота, кивает и подпевает, как миленький, "FeverBorn to Play Guitar" и "I Just Want to Make Love to You".
Пик программы - выход на сцену 16-летнего Квина Салливана (Quinn Sullivan). Предваряя выступление парнишки, Бадди прочувствованно рассказал, как в его детстве его покорил великий B. B. King и призвал поддерживать молодых. А потом они с Квином вместе рванули так, что выступавшим после ZZ Top оставалось только завидовать!
Великие бороды блюз-рока вышли на сцену в 11 и покинули ее в час ночи. Знаменитое трио рубится со дня основания со страстью и неумолимостью: Билли Гиббонс, Дасти Хилл, Фрэнк Бирд - это синоним фирменной техасской мощи.
Программа, которую они катают, нам уже знакома: старт с "Got Me Under Pressure", а дальше - как по нотам: "Gimme All Your Lovin'", "Waitin' for the Bus", "Jesus Just Left Chicago", "Foxy Lady" и прочие боевики. Четко, плотно, прямолинейно. Скучно.
В Jazz Lab тем временем собрались рэперы. Я мельком успеваю услышать знаменитого Ty Dolla Sign - качает он круто, в зале народу битком.
А во дворе Зала Конгрессов тем временем звучит латино, все мальчики и девочки отплясывают сальсу! Самое время скинуть надоевшие шпильки и присоединиться к танцующим.
Продолжение следует - а пока мы точно знаем, кто станет одной из звезд финального гала-концерта. Только что финский гитарист Олли Хирвонен (Olli Hirvonen) выиграл престижный конкурс Socar Montreux Jazz Electric Guitar Competition. Жюри под руководством Маклафлина, блюзмена Флиппа Фанкхаузера (Philipp Fankhauser), и Ксавьера Оберсона (Xavier Oberson), единогласно вручило талантливому парню первую премию. Впервые за всю историю Montreux конкурс закончился огромным джемом, в котором с удовольствием приняли участие и конкурсанты, и члены жюри.
Олли Хирвонен представил в ходе конкурса не только классику, но и пару вещей со своего альбома "Detachment". За карьерой музыканта мы будем следить в ходе следующих фестивалей.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)