Жан-Мишель Жарр уже давно отошел от правила давать один гигантский концерт в несколько лет и вполне снисходит до регулярных турне, но фестивали – это что-то новое. То, что фестивальный дебют пришелся именно на Sonar, логично: трудно найти место, где электронная музыка в большем почёте. Вдобавок, на Сонаре традиционно есть особенные слоты для "заслуженных деятелей", где в разные годы отметились Kraftwerk, Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Chic, Beastie Boys и другие.
Главная сложность в представлении новой программы Жарра (который за последний год издал целых два альбома) в том, что в каждом треке есть свой гость и соавтор, а в тур всю эту ораву звезд не повезешь никак. Конечно, есть вариант приглашать на сцену тех, с кем вдруг пересеклись фестивальные траектории (так одно время делали Royksopp) или же выбрать из большого списка двух-трех, с которыми уже сознательно синхронизировать график выступлений (так поступали в прошлом году Джеймс Холден и Нене Черри с Rocketnumbernine, делившие барабанщика). Но Жарр решил проблему самым простым и, наверное, самым логичным способом и обошелся без гостей вовсе. Его скромная команда состоит из него самого в центре (с каким-то модуляром, его любимым Memory Moog, "расческой" и еще парой неведомых устройств) и пары почтенных джентльменов, которые буквально со всех сторон обставлены синтезаторами и электронными барабанами.
Концерт начинается со свежей "The Heart of Noise" и это сразу настраивает на оптимистический лад. Новые вещи Жарра - это всё же "hit and miss", и тут важно выбрать правильную волну. Следом идёт танцевальная "Automatic", записанная в соавторстве с Винсом Кларком (Vince Clarke), а сразу же за ней "Oxygene 2". Старый материал Жарр не забывает, а заодно и устраивает мастер-класс живой игры на клавишах – в конце трека, после знакомого всем соло, следует фривольная импровизация. Всё живьем, всё честно.
В визуальном смысле гастрольный вариант нынешнего шоу довольно простой – дело, по сути, ограничивается видеопроекциями, но зато много внимания уделяется музыкантам, причем не только самому Жану-Мишелю, но и его помощникам, которые появляются на экранах едва ли реже. Концерт тем временем набирает ход: простоватая "Circus" это явно не лучший трек из новых, но в качестве компенсации следом мы получаем первый сюрприз: неизданную вещь, при этом очень неплохую. Неторопливо стучит бочка и приятно переливаются арпеджио.
Представив "своего друга Эдварда Сноудена, который сейчас по стечению обстоятельств застрял в Москве", Жарр разгоняется до техно. Гигантский зал "Sonar Club" радостно начинает двигаться. Среди публики хоть и много тех, кто пришел специально на этот концерт, а не на большой рейв, но здесь этот рейв смотрится абсолютно органично. Нервно пульсирует бас, мигают стробоскопы, а с экрана человек в очках рассказывает о коллективных правах – Сонар как он есть.
Старые вещи тоже слегка адаптированы под такой формат, но к счастью ничего криминального. В "Equinoxe 7" появляется почти краут-роковый бит, из которого как бы незаметно выезжает тяжеловесная "Conquistador" - её соавтор Gesaffelstein играл на этой же сцене несколько лет назад. Надо сказать, что после нескольких безуспешных попыток (воспоминания об альбоме "Teo & Tea" вызывают исключительно ужас) Жарру наконец удалось встроиться в клубную сцену и при этом остаться самим собой. Треки для фестивальной программы выбраны в основном такие, где самого Жарра всё же явно больше, чем соавторов, при этом звучит всё исключительно современно.
Единственное, что выглядит странно в нынешней конфигурации – это вокалисты в формате "Deus Ex Machina". Если записанный Сноуден смотрелся вполне органично, то звучащие из ниоткуда голоса Peaches и Pet Shop Boys, которые в своих треках занимают явно центральное место, это уже чересчур. Понимая проблему, Жарр пытается исполнить роль фронтмена сам: выбирается из-за своей батареи машин и исполняет рокерское соло на расческе. Но кажется, без этих вещей сет вполне мог обойтись. Но между ними концерт наконец достигает кульминации - ей неожиданно становится вовсе не "Oxygene 4", а трансовая "Oxygene 8", которой весь зал начинает не только подтанцовывать, но и подпевать. Хор пьяных испанцев, исполняющих инструментал это, скажу вам, зрелище эффектное. А я попутно думаю о том, как же хорош был второй "Кислород", и что пластинку явно пора переиздавать. Вдогонку мы получаем одну из лучших новых вещей – "Zero Gravity", записанную вместе с Tangerine Dream. Космос зовёт! Кажется, для сольного тура таких вещей стоит выбрать побольше.
Дуэты с завсегдатаями этого фестиваля Fuck Buttons и Джефом Миллзом (Jeff Mills) тоже просто обязаны прозвучать сегодня, и тут Жарр снова на высоте, оба трека будто специально написаны для больших площадок. После такого великолепия даже "Oxygene 4" звучит как-то буднично, но кажется Жарр именно этого и добивался. Но вот перед "Equinoxe 4" устоять уже невозможно, тем более что трек внезапно оказывается мэшапом с "Glory". Сочетание чересчур экзотичное, но под конец концерта – то, что нужно. Хор зрителей снова в деле.
Напоследок Жарр выдает фирменный трюк с лазерной арфой, под который специально подготовлен новый трек "The Time Machine". Закрыть концерт еще одним новым треком – уж очень смелый шаг, но сегодня Жан-Мишель очень в себе уверен, тем более что в запасе осталась "Stardust", самая "жарровская" среди новых вещей, которая и на классических альбомах не затерялась бы. Рейверская молодежь и стареющие фанаты космической электроники братаются в экзальтированном танце. И это, наверное, и есть главное достоинство нынешней ипостаси Жарра – ему удалось не потерять лица и одновременно абсолютно избежать эффекта "nostalgia act". Всем бы так в шестьдесят семь.
Дата рождения:
24 августа 1948
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)