Иэн Андерсен (Jan Anderson) - лицо, голос,
главный композитор и поэт
легендарной группы Jethro Tull, говорит с нами из гостиничного номера в
Fort Worth, в Техасе. Там
проходит очередной этап тура "Living With the Past" в поддержку недавно вышедшего
одноименного концертного альбома.
Интервью с Андерсеном отличалось от того, что мы ожидали услышать от
звезды такого уровня. Как вы вскоре убедитесь, музыкант никому не навязывает
своих мнений, не учит жить, не боится показаться наивным, не боится
повторяться, не старается соответствовать какому-то определенному образу,
похоже, он даже не думает об образе и обо всем таком...
Cоздается
впечатление, что Йэн Андерсен -
это человек, который действительно в свободное от основной работы время играет
на флейте, занимается промышленным разведением рыбы и сеет пшеницу где-то в
родной Шотландии - просто для удовольствия, и считает, что это и есть жизнь.
Более того - он такой жизнью счастлив.
Ему 53 года. Женат, имеет двух сыновей. Более 30 лет на сцене. Он записал около
30 альбомов, разошедшихся общим тиражом свыше 60 млн. экземпляров. Дозвониться
к нему в гостиничный номер у нас получилось с первой попытки.
В соответствие с полученной инструкцией мы зовем к телефону какого-то Mr.
Duncan, который и должен пригласить к трубке собственно интервьюируемого.
Звуки.Ru: - Добрый день, это журналист Zvuki.Ru, российского
музыкального издания. Я звоню из Москвы. Позовите, пожалуйста, Данкана.
На том конце провода: - Да, я слушаю.
Звуки.Ru: - Мистер Данкан, у нас назначено интервью с Иэном Андерсеном. Не
могли бы Вы позвать его к телефону?
На том конце провода: - Да, я слушаю.
Звуки.Ru: - Э... Что?
На том конце провода: - Брм-брм-брм... я.
Звуки.Ru: - Ммм... А...? Э?! Позвать Иэна Андерсена! Плииз...
На том конце провода (Громче, медленнее и в трубку): - Это я, Иэн Андерсен. Я
говорю с вами из комнаты господина Данкана - я забираю оттуда свою одежду. Я в
вашем распоряжении.
Звуки.Ru: - Еще раз добрый день, господин Андерсен. Меня зовут Борис
Лабковский, я - журналист российского музыкального издания Zvuki.Ru и давний
поклонник Jethro Tull. Для российских слушателей вы - живая легенда. Разрешите
мне задать несколько вопросов, касающихся Вашей группы и Вашего последнего
альбома 'Living...
Иэн Андерсен: - WITH! the Past'!
Звуки.Ru: - Да, по привычке хочется сказать 'Living In the
Past', -
это хорошо знакомый альбом. Итак, 'Живя вместе с прошлым'. Давайте и поговорим
о прошлом. В каком возрасте вы начали писать музыку и, конечно, стихи,- и что
вас подтолкнуло к этому?
Иэн Андерсен: - До того, как отвечу на этот вопрос, скажите, вы все это записываете?
Звуки.Ru: - Естественно.
Иэн Андерсен: - Хорошо. Ну что, я начал пытаться писать музыку, когда
мне было лет 16. И я начал писать такую музыку... Мне кажется, на меня большое
влияние оказала музыка черных американцев. Блюз - вот что я слушал, когда был
подростком. Я не слушал поп-музыку, поп-музыка мне не нравилась. А вот блюзы
черных американцев, может быть, в какой-то степени, народная музыка,
религиозная музыка и церковная музыка... Но мне не особенно нравилась поп-музыка,
и моими первыми опытами были простые мелодии, основанные на блюзе.
И поскольку в блюзе, как правило, очень прямые и откровенные тексты, то и в
моих первых песнях слова были про обычные, нормальные человеческие отношения.
Парень встретил девушку, парень влюбился в девушку, девушка просит парня уйти...
Звуки.Ru: - ...или наоборот, не просит его уйти...
Иэн Андерсен: - Да. Все впрямую, но к тому
времени, когда я уже выходил
из подросткового возраста, я искал музыку, которая была бы... можно сказать,
более широкую, имеющую более широкую основу, чем блюз. И мне хотелось писать
тексты на разные темы - не только о любви. И ранний 'Jethro Tull', чтобы
заработать популярность, получить шанс добиться какого-то успеха, стал блюзовой
командой,- поскольку тогда, в конце 60-х, это было модная
альтернативная музыка. Но, получив какой-то шанс, уже став к концу 1968 года
известными как блюз-бэнд, мы начали,- точнее, я начал,- писать музыку. Более
разнообразную, опирающуюся на другие источники: классическую музыку, джаз,
фолк, рок, а также на элементы музыки Востока, Средиземноморья. Да, очень много
различных влияний вошли в мою музыку в конце 1968 года. И альбом 'Stand
Up', как мне кажется, во многих отношениях стал практически первым
альбомом 'Jethro Tull'. Самый первый альбом - 'This Was' - это был немудреный
четкий блюзовый альбом. А 'Stand Up', на мой взгляд, стал более творческим.
Но я хочу заявить, что я не поэт. Я не пишу стихов, которые могли бы
существовать самостоятельно. Я пишу слова, которые будут спеты, и это для меня
очень важно. Я не могу быть поэтом, я могу быть лишь музыкантом.
Звуки.Ru: - Позвольте приписать эти слова вашей скромности. Я помню, в
70-е годы, когда мы отдавали месячные зарплаты за такие ваши альбомы, как 'A
Passion Play' или 'Aqualung', мы наслаждались текстами не меньше,
чем музыкой. Я давно задаюсь вопросом: что заставило человека, сочинявшего
простые блюзы, к
написанию таких эпических фресок, чуть ли не опер? Был ли какой-то конкретный
толчок, или это закономерное продолжение творческого процесса?
Иэн Андерсен: - Что же, думаю, что начав как блюзмен, а в блюзе очень
простая форма и очень простая музыкальная структура... И блюз - прекрасная школа
импровизации. Когда мне исполнился 21 год, перспектива написания более
организованной и более дисциплинированной музыки: буквально захватила меня. И
мне захотелось писать музыку, в которой четкая,
определенная структура, придающая музыке большую элегантность, сочеталась бы с
музыкой сердца и души. И с тех самых времен до сих пор это остается одной из
важнейших целей моей музыкальной жизни. Я люблю, чтобы музыка была одновременно
музыкой головы и музыкой сердца.
И великие классические композиторы, на мой взгляд, являются примером такого
подхода. Может быть, не в абсолютной степени, - но они показывают, как очень
организованная музыка может быть очень страстной, она может нести в себе
сильные эмоции и при этом быть очень организованной. Музыканты играют заранее
написанную музыку, каждый раз совершенно одинаково. Никаких отличий - лишь
очень незначительные различия в интерпретации, которые зависят от дирижера и
оркестра... Но в классической музыке, как правило, не бывает импровизации. А
для меня импровизация - это то, что делает музыку живой. Потому что когда ты
играешь музыку, а концертное исполнение музыки - это важная часть того, что я
делаю, импровизация - это то, что отличает исполнение музыки на одном концерте
от исполнения той же самой пьесы на другом концерте. Я знаю, что некоторые не
любят импровизировать, но я люблю, и мне это нравится больше, чем играть из
раза в раз произведения Моцарта или Бетховена, которые как бы ты хорошо ни
играл... Мне мало играть одни и те же ноты каждый вечер, вечер за вечером, год
за годом. Каждый раз когда я играю мне необходимо иметь свободу делать что-то
другое.
Звуки.Ru: - А Вам не кажется, что это довольно близко к
средневековому подходу к музыке? Европейская структура, сходная со структурой
симфонической музыки, но при этом импровизация, более живые гармонии, более
живые ритмы, больше свободы. Я читал Ваши интервью, да это и чувствуется в
Ваших альбомах, - Вам нравится импровизировать. Однако здесь в России многие
считают, что Jethro Tull - это команда, которая всегда играла помесь
современной музыки - джаза, рока, симфонической и импровизационной музыки - со
средневековой музыкой. Вы когда-нибудь специально изучали средневековую музыку,
или вам просто близок подобный подход?
Иэн Андерсен: - Вообще-то я никогда никакую музыку не изучал. Я не
получил формального музыкального образования, я не читаю и не пишу ноты, как
это делают классические музыканты.
Звуки.Ru: - Вообще-то для многих в России это окажется сюрпризом.
Иэн Андерсен: - У меня в голове есть музыка, я ее помню и играю. Я не
записываю ее. И я не особенно разбираюсь в средневековой музыке. Так, слышал
немного, так же как я слышал джаз, разных классических композиторов, слышал
азиатскую музыку, индийскую музыку, восточную музыку, музыку палестинцев,
израильскую музыку, музыку разных стран. Я слышал скандинавскую музыку -
финскую музыку, ирландскую музыку. Я понемножку слышал все. И,
подобно многим людям, я в одном месте подбираю одну идею, в другом месте,
отстоящем от первого на тысячи миль, - другую. И это - те ингридиенты, из
которых я готовлю кушанья на своей кухне.
Я как шеф-повар: моя работа - собрать вместе ингредиенты для моего
музыкального супа. Я стараюсь, чтобы он у меня получился возбуждающим, иногда
даже каким-то экзотическим, я смешиваю специи и продукты из различных регионов.
И если я хороший повар, то у меня получится интересный вкус супа, вкус, который
вы до этого никогда не пробовали. Но все, что я положил в этот суп, будет
сочетаться друг с другом, продукты будут усиливать вкус друг друга. А если я
плохой повар, я смешаю исходные продукты, и они будут бороться друг с другом,
они будут конфликтовать и не будут сочетаться. То же верно и в отношении
музыки. Когда я пишу музыку, конечно, я испытываю различные влияния. Но я
должен быть предельно осторожен: я должен смешивать эти оттенки вкуса и краски
так, чтобы это давало позитивный эффект. Не мешать их, заставлять их
сосуществовать друг с другом, образуя безобразные сочетания. И в этом состоит
навык сочинения хорошей музыки.
Бетховен делал то же самое. Он брал много различных элементов у своих
предшественников, смешивал их, получая мощные, сильные сочетания. Возможно
какие-то другие композиторы, неизвестные нам, поскольку они не добились успеха,
делали то же самое, но делали это плохо. Понимаешь, все определяется тем, как
сочетать. Необходимо выбирать: необходимо осмотрительно, мудро подбирать
составные элементы. Так, чтобы они сочетались друг с другом, усиливали друг
друга. И избегать элементов, которые борются друг с другом.
Звуки.Ru: - Готов поспорить, что Вы прекрасно готовите. Вкус вашей
музыки так естественно и органично подобран, что давно уже стал вашим
собственным неповторимым стилем. Можно только догадываться, что среди исходных
продуктов были и ближневосточная музыка, или индийская, или что-то
подобное. Но вы тут употребили слово "позитивный". Вот о чем я хотел вас
спросить: многие рок-музыканты заявляют, что рок-музыка - это музыка музыка
гнева, протеста, страсти, музыка индивидуализма, бунта. Ваш подход серьезно
отличается от подхода других музыкантов, вы никогда не
принадлежали к мэйнстриму. Если можно было бы выразить одним словом, то чем
является музыка для Вас?
Иэн Андерсен: - Вся музыка - это празднование. Это праздник по своей
сути. Это не значит, что она обязательно радостна. Праздновать можно не только
свадьбу или счастливое событие. Праздновать можно и несчастье, можно
праздновать даже то, что по своей сути вызывает ужас. Но музыка - это
празднование. Музыка, если свести ее к самому простому - это когда племя в
джунглях бьет в барабаны. Музыка - это музыка высшей церкви, музыка - это звук
сотен тысяч людей, поющих футбольные гимны во время чемпионата мира по футболу.
К сожалению, Россия не попадает в финал. Я не болельщик, и в футболе плохо
разбираюсь. Поместите мои слова буквально - "праздновать поражение".
Однако не волнуйтесь - Англия тоже долго в чемпионате не продержится. И Америка
проиграет в следующих матчах. То есть, вы не останетесь в одиночестве.
Тем не менее. Музыка - это празднование. Проще говоря, это люди, собравшиеся
вместе, чтобы вместе реагировать на идею, на эмоцию, на что-то, что связано с
жизнью. И когда вы начинаете интеллектуально рассуждать об этом, у вас в
большой степени получается "музыка головы". Это дает музыке изощренность,
утонченность, какое-то эстетическое качество, но меня это уводит за пределы
простого празднования, которое бывает, например, в племени. И я думаю, что
наслаждаюсь, находя баланс между сутью, барабанами племени, в джунглях, и
организованной, усложненной музыкой головы.
Я стараюсь найти равновесие между двумя крайностями. И для меня, в своей
окончательной сути, музыка - это празднование, празднование идеи, празднование
эмоции. Но для этого вы объединяетесь с другими людьми - чтобы праздновать,
чтобы разделить это друг с другом, чтобы прочувствовать конкретную эмоцию или
идею. Музыка не существует в вакууме, музыке требуется слушатель, - так же как
и создатель. Без публики, без тех, кто ее слушает, моя музыка не представляет
для меня никакой ценности. Недостаточно сочинять музыку как отражение того, кем
ты, как композитор, мог бы быть. Ты должен поделиться ей с другими людьми. И
тогда музыка становится празднованием, актом совместной работы с другими
людьми. Это необходимо, чтобы музыка реально ожила. Для этого и существует
публика. Вот она приходит, как придет и сегодня в этот замечательный концертный
зал здесь, в Fort Worth в Техасе, США. Вместе с парой тысяч человек мы будем
там праздновать музыку Jethro Tull. И, я надеюсь, что у расходящихся по дома м
людей от концерта останется приятное ощущение. И не только из-за ностальгии, не
только из-за празднования прошлого, но от ощущения праздника ценности идей и
ценности музыки. Надеюсь, что именно это для них будет источником радости -
ощущение того, что несмотря на то, что часть этой музыки была написана около 30
лет назад, она остается современной и сейчас. Например я написал песню "Aqualung"
о нашем отношении к бездомным, и она сохраняет актуальность и сегодня, так же,
как и 31 год назад, когда она была написана,
поскольку на улицах Fort Worth, на улицах Парижа, на улицах Лондона, на улицах
Москвы, на улицах Санкт-Петербурга и сегодня бродят бездомные, заставляющие нас
чувствовать себя виноватыми, чувствовать раздражение, чувствовать желание
помочь и чувствовать страх. Они дают нам эти смешанные чувства. Понимаете,
когда мне удается написать песню, в которой есть это качество - быть вне
времени - значит она - полу-... когда ты слушаешь ее не от ностальгии, а просто
потому, что я написал хорошую песню. Вот что я стараюсь делать - писать песни,
которые сохранят ценность через 200 или 300 лет. Я не знаю, получится ли это у
меня. Если у меня показатель успеха составит 50 процентов, это будет неплохо.
За свою
жизнь я написал очень много плохих песен. И я стараюсь запоминать лучшие, чтобы
забывать о худших.
Звуки.Ru: - Иэн, я хотел бы задать вопрос о том, как Вы пишете песни. Вы
ежедневно сидите с гитарой и листом бумаги, выделив для этого специальное
рабочее время, и пишете, или песни просто приходят к Вам, и затем Вы их просто
аранжируете и организуете, - или, может, создаете их вместе с другими музыкантами?
Иэн Андерсен: - У меня нет готового рецепта для написания песен. Я не
директор музыкальной фабрики, на которой есть конвейер, с которого сходят
песни, уже упакованные в красивые коробки. Я использую любую возможность
писать. Иногда появляется момент: шанс, вдохновение, какая-то идея: когда ты
идешь по улице, сидишь в парке или разглядываешь пассажиров в самолете... Да все,
что угодно, если есть этот момент и случай. Можете называть это вдохновением,
но для меня это что-то более приземленное, просто удачные моменты.
Бывают и такие времена, когда садишься - в моем случае это обычно происходит по
утрам - и говоришь себе: "О. К., сейчас я поработаю и напишу немного музыки".
Просто отправляешься за вдохновением. Оно не обязательно должно найти тебя,
необходимо привести состояние в позитивное сознание, настроиться, и с
инструментом начать работать над реализацией музыкального фрагмента, который
может оказаться полезным. Это более структурированный, дисциплинированный
способ написания музыки, но, без сомнения, один из инструментов для того, кто пишет
песни. Иногда музыка рождается в результате совместной игры с другими
музыкантами, когда мы перебрасываемся музыкальными идеями, и вдруг получается
законченная песня. Однако у меня такое бывает нечасто, поскольку обычно я не
сотрудничаю с другими, когда пишу песни. За всю мою жизнь такое случалось: раз
десять, может быть, не больше. В основном мои песни - результат работы в
одиночестве. И если при этом еще случаются удачные, счастливые моменты, то, как
правило, такая песня бывает успешной.
Такой дисциплинированный, организованный подход, сочетающийся с более
интуитивным и эмоциональным подходом...
Баланс - вот что важно для меня, в любом
творчестве. Дисциплина и организованность в сочетании с более эмоциональным
подходом, с вдохновением, с интуитивным ощущением. Я стараюсь найти равновесие.
Так оно и получается. Если вы - политик, если вы - домохозяйка; во многих
областях жизни вам именно это и приходится делать: интуиция и эмоции
сочетаются с дисциплиной и организованностью - это цивилизованный способ
поведения. Мне доставляет радость, когда соединяем в своей работе все эти
человеческие проявления вместе.
Звуки.Ru: - Вы играете много старых вещей, и за последние 10 лет Вы,
кажется, практически не писали новых песен. 'Living with the Past' - концертный альбом,
где вы играете старые вещи. Вы давно и часто играете старые вещи в новых
интерпретациях, и я знаю, что вам нравятся ваши старые песни... В каком-то
интервью Вы рассказывали. что в свободное время вы можете сидеть с гитарой или
флейтой и часами играть свои старые мелодии...
Иэн Андерсен: - Не часами, нет. Только минуты. Для меня это -
замечательный способ упражняться или разогреваться на инструменте. Это музыка.
которую я люблю, но я играю старые вещи по нескольку минут, а не часов. Но
вообще я провожу с музыкальными инструментами часы, я люблю сидеть с
инструментом и работать над новой музыкой.
За последние годы я написал достаточно много новой музыки. Года два назад я
выпустил 'The Secret Language of Birds' - сольный альбом новых вещей, за
четыре-пять месяцев до этого вышел студийный альбом 'J.T.com' - последний
студийный альбом Jethro Tull, и вообще - каждые 2-3 года появляется либо мой
сольный альбом, либо альбом Jethro Tull. Периодически мы выпускаем компиляции,
очень редко - концертные альбомы. Мне нравится находить равновесие между новой
музыкой и постоянно расширяющимся репертуаром боле "исторической" музыки Jethro
Tull. Я хочу подчеркнуть, что я не живу в прошлом (not 'Living in the Past'), я
не ностальгирую по своей старой музыке, я живу - вместе с прошлым (I'm 'Living
With the Past'). Мне нравится брать старые вещи, аранжировать их по-новому и
делать из них что-то совершено иное. Недели через три я планирую выступить в
Германии с симфоническим оркестром. Играть произведения Jethro Tull, например,
'Aqualung', который по такому случаю полностью переделан для симфонического
исполнения. Брать отдельные элементы музыки, и делать из них что-то совершенно
новое, например, для выступления с оркестром.
Я люблю жить вместе с моей старой музыкой, иногда делать из нее что-то
совершенно другое. В наше время для крупного музыканта моего возраста радость -
играть, забавляться с музыкой, принадлежащей моему личному прошлому, и писать,
записывать новые песни каждый год или два.
Звуки.Ru: - Говоря об изменениях и о новой музыке: как меняется ваше
творчество с годами? Сравнивая то, как вы начинали и то, что делаете сейчас,
что поменялось в вашем отношении к музыке?
Иэн Андерсен: - Я думаю, что большинство из нас сформировались как
личности в детстве, но особенно в период полового созревания, в период
раскрывающейся сексуальности. Это играет очень большую роль в музыке, в
театральном искусстве, в литературе. Сексуальность - мощная, сильная движущая
сила творчества. Осознание сексуальности, скажем, лет с 12 до конца
подросткового возраста - это мощное время для всех людей. Всю остальную жизнь
мы поводим с теми аспектами нашей личности, которые сформировались во время
этого чрезвычайно важного периода нашего развития. И я должен сказать, что
большую часть того, что я чувствовал в возрасте 15-16 лет, я чувствую до сих
пор. И это очень сильные чувства, сильные переживания, - гневные, счастливые,
наполненные сожалением, состраданием, заставляющие меня вновь испытывать раздражение
или вину. И сейчас я чувствую то же, что я чувствовал, когда мне
было 16.
Но отличие меня 16-летнего от 53-х летнего состоит в том, что я сейчас
сложнее, изощреннее, я сейчас более зрелый. У меня больше широты во взглядах, и
мои интересы сейчас шире. У меня больше опыта. Но основные эмоции, основные
убеждения, основные движущие силы - остаются прежними. Благодаря жизненному
опыту они стали красочнее, ярче, а также благодаря зрелости, которая
появляется в среднем возрасте. А также, может быть, благодаря возможности
взглянуть на мир вокруг глазами более взрослого человека. И снова,- это
касается не только музыки, это касается всей жизни,- то, что дает проявиться
нашей человеческой сути.
Лидеры, политические лидеры, общественные лидеры или артисты, писатели,
музыканты, - все обладают мудростью, которая приходит с годами. И хотя я не
настолько стар, я иногда способен почувствовать, что я сейчас ценю свой вклад
больше, чем когда я был намного младше.
Я чувствую, что мне есть что сказать. Это не всегда оригинально и не всегда
хорошо, но я понимаю, что у меня есть мой собственный вклад, я вижу, что он
оказывает влияние на людей, мой вклад... приятно думать. что у меня есть свое
собственное назначение, свое собственное место в мире, но я не хочу... не
хочу... не хочу жить, постоянно глядя назад. Я всегда смотрю вперед, постоянно планирую
что-то новое. будь то концертный тур, а может, планирую какие-то домашние дела.
Мой дом, мой сад, мои животные. Планировать, думать о будущем, - это всегда
волнует, возбуждает, это очень оптимистичная вещь. Но становясь старше, можно
планировать, опираясь на опыт. Вот что я имею в виду, когда говорю о том, что
'Живу с прошлым'. Жить в прошлом - плохо, жить вместе с прошлым - это жить
вместе со своей историей, со своим опытом, и смотреть вперед, думать о будущем.
Не только как музыкант. Бывает хорошо думать о прошлом и оценивать его,
вспоминать хорошее и плохое, но, по большому счету, все равно думать о
завтрашнем дне.
Мне скоро пора уходить, минуты через две, и нам надо будет закругляться. И я
уверен, что этот звонок обходится вам в огромную сумму денег.
Звуки.Ru: - О, прошу прощения, - тогда, Иэн, последние вопросы: Ваши
любимые музыканты,
любимые групы?
Иэн Андерсен: - Ну, среди моих любимых музыкантов и групп нет Майкла
Джексона (Michael Jackson), Пола Маккартни (Paul McCaurtney), - большинство
современных поп-групп мне совершенно не нравятся. Мне не нравилась поп-музыка
когда мне было 16, и она мне и сейчас не нравится. Но то, что мне нравится, -
это более индивидуальное, более необычное... Из всей американской музыки за
последние 40 лет для меня наиболее важны Капитан Бифхарт (Captain
Beefheart) и
Фрэнк Заппа (Frank Zappa). Это - мои любимые американцы. Что касается
британской музыки, - есть много прекрасной музыки, много прекрасной рок-музыки
в Британии, но для меня это не настолько важно по сравнению с музыкой, в
которой проявляется культура народа. Люди, которые привносят в современную
музыку культурное наследие. Среди моих любимых музыкантов - такие люди, как Рой
Харпер (Roy Harper), Берд Дженш (Bert Jansh), или такие группы,
как, например,
Fairport Convention, которые сочетают народную музыку с роком. Среди моих
любимых команд - финская группа Varttina. Она соединяет финские народные
традиции с современной инструментовкой. Это рок-музыка, если хотите. И мне
нравится музыка Ближнего Востока, индийская. В последние 10 лет, как мне
кажется, многие тамошние рок и поп-музыканты стали приемлемы для того общества.
Их терпят и принимают, и они имеют возможность использовать свои мелодии, свои
голоса, свои идеи, сочетая их с элементами западной традиции. И это дает немало
великой музыки - с Ближнего Востока, из Индии. Вот вам несколько примеров того,
какая музыка мне нравится. Но позвольте мне не слушать Майкла Джексона.
Звуки.Ru: - Не планируете приехать в Россию?
Иэн Андерсен: - Я не планирую?! О, я всегда думаю о возможности приехать
в Россию! Ха-Ха! Но это всегда было очень трудно. Ирония заключается в том, что
лучшие предложения приехать в Россию мы получали в 80-е годы, когда старый
режим мог позволить себе пригласить западную рок группу приехать и выступить в
Москве и Санкт-Петербурге, и играть перед представителями богатой и
пользующейся привилегиями партийной элиты. В те дни, когда можно было получить
бесплатно распространяемые билеты, во времена. когда царил Blat. Можно было
бесплатно получить билеты на концерт заезжей западной рок-группы, выступающей в
Москве. Сейчас все по-другому. Сегодня необходимо платить за билеты, а для
этого необходимо иметь деньги, и поэтому сейчас другая элита, другой режим, при
котором лишь довольно состоятельные люди могут себе позволить сходить
посмотреть западную рок-группу. Для нас реальность заключается в том. что мы
должны доехать сюда, должны доставить сюда людей и оборудование. Многие мили -
через всю Европу. Мы должны платить нашей команде рабочих и специалистов,
сопровождающей нас в поездке, мы должны оплачивать авиабилеты и услуги
компаний-перевозчиков, автобусы... Западный стиль - деньги. Серьезные, очень
серьезные деньги. Экономически для команд типа нашей это еще труднее, чем было
20 лет назад. В дни борьбы с коррумпированным коммунизмом это было требованием
момента, и есть ирония в том, что сейчас это гораздо труднее.
Звуки.Ru: - И все равно, в России очень много ваших поклонников.
Иэн Андерсен: - Я уверен, что когда-нибудь эта возможность появится. Для
меня было бы исполнением амбициозного желания приехать с Jethro Tull и сыграть
в России. Я думаю, что в один прекрасный день мы получим реальное предложение
от промоутера. Даже если мы и не заработаем на этом денег, не получим прибыли,
мы должны хотя бы окупить расходы. Платить команде сопровождение, оплачивать
оборудование, авиабилеты, гостиницы. И, в конце концов, это должно быть
осмысленно с финансовой точки зрения. Я надеюсь. что возможность появится.
Звуки.Ru: - Несколько слов к читателям Zvuki.Ru.
Иэн Андерсен: - Для фанов Jethro Tull: вы давно ждете, и я надеюсь, что
вы сможете подождать еще немного, пока у нас в конце концов появится
возможность приехать в Россию. Даже если я не смогу приехать в Россию в
качестве музыканта, мы с женой хотели бы приехать в Россию на некоторое время.
Я пару раз бывал в России. Один раз приезд был связан с сельскохозяйственными
делами. Я занимаюсь рыбоводством, и в тот приезд я работал с институтом в
Санкт-Петербурге, который занимался новаторскими разработками в области
рыбоводства. я провел там несколько дней.
Звуки.Ru: - Когда это было?
Иэн Андерсен: - Примерно 6-7 лет назад. И я также ездил в Петербург
играть вместе с Мартином Барром (Martin Barre), не с полным составом Jethro
Tull, а только с гитаристом Мартином Барром. Мы приехали в Санкт-Петербург,
чтобы выступить вместе с российскими музыкантами. Они аккомпанировали нам в
паре песен. Это происходило на фестивале 'Белые Ночи'. Довольно странное
телевизионное шоу. Конечно, было весело и здорово, но... это было
похоже на конкурс "Евровидения". Это не было полноценным телевизионным
выступлением, но это была возможность собраться вместе и поиграть вживую.
Похоже, мы были там единствеными людьми, которые играли вживую, - остальные
открывали рты под фонограмму.
Звуки.Ru: - Это здешняя болезнь.
Иэн Андерсен: - Но я надеюсь, что появится возможность снова приехать
сюда и сыграть. Кстати. 11 сентября я выступал с российским оркестром! Я играл
с российским оркестром в небольшом городке на севере Италии. Я играл в
промежутке между двумя классическими пьесами. Российский оркестр, 11 сентября...
Я хорошо запомнил этот день.
Звуки.Ru: - Спасибо за интервью, и ждем вас в России.
Иэн Андерсен: - Спасибо за разговор, и удачи вам! Надеюсь ваш диктофон
все записал. Ужасно обнаружить в следующий момент, что диктофон не писал!
Кошмар! Спасибо, было приятно поговорить.
Дата рождения:
10 августа 1947
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)