Инди-хамелеоны из Екатеринбурга Сансара уже полтора десятка лет умудряются держаться на плаву, при этом ни на йоту не изменяя себя. Лидер коллектива Александр Гагарин за это время и ударялся в электронику, и выпускал под брендом группы spoken-word пластинки, и записывал акустические сольники, при этом не раз варьируя общий вектор сонграйтинга - менялись люди, составы, инструментарий и подход, но Сансара жила. Успех пластинки 2012 года "Игла" будто бы дал группе второе дыхание - и новый диск "Ласточка" закрепляет успех. Накануне московской презентации пластинки, гостями которой станут OQJAV, Михаил Козырев, Марсу Нужны Любовники, АлоэВера и другие, Звуки встретились с Сашей и поговорили про новый альбом, планы на кавер-пластинку, об отношениях с прежними участниками группы и выгоде участия в "Вечернем Урганте".
Звуки: Новый альбом "Ласточка" во многом кажется продолжением "Иглы". Обложки даже похожи.
Саша: Я бы даже сказал, что это завершение. Я так для себя и понял, да. Теперь можно выдохнуть, - у нас реально был "синдром второго альбома". С "Иглой" у меня было ощущение, будто всё началось заново. Да и вообще, кажется, что у Сансары помнят только два альбома - "Всёвозможно" и "Иглу", до неё о нас думали скорее как о "ничего себе, они ещё живы, что они ещё делают?" Ну, или это только ощущение.
Звуки: Мне кажется, "Ласточка" - это в принципе первый альбом Сансары, который всецело продолжает линию предыдущей пластинки. Ты наконец-то нашёл оптимальное для себя звучание?
Саша: Думаю, что мы поменяемся. Но эта форма мне действительно нравится. Был большой соблазн - когда рядом вновь появился Феликс Бондарев, песни писались буквально за три часа. Мы так делали "Иглу", так у нас и "Ласточка" получилась. Но жизнь вокруг изменилась, мы изменились, так что в плане звучания альбом получился скорее смесью акустического "Пионера" и, собственно, "Иглы". Он и мягкий, и жёсткий. Он про осмысленность, когда всё закончилось - какие-то личные вещи.
Звуки: В очередной раз слушал альбом и начал записывать ассоциации, которые у меня вызывает та или иная песня. Вот, например, "Нежность" похожа на "Make it wit chu" QOTSA.
Саша: Все вопросы к Феликсу (улыбается). Мы часто садились в студии и думали, а как делать те или иные песни. И Феликс такой "Ааааа давай ... (зафигачим) вот так!" Эти песни и похожи, и не похожи. Эту серию можно продолжать - "Рандеву", понятное дело, похожа на The Cure.
Звуки: "Ласточка" к БГ отсылает.
Саша: Ну, разве что в том же смысле, что и песня "Человек из Кемерово". Мы правда представляли "Ласточкой" такого колоритного персонажа, который сидит в заброшенной гавани, куда уже давно никто не заходит, у него наколка на всю руку, он знает ответы на все вопросы, но к нему никто не обращается, и потому он курит и пьёт.
Звуки: При этом песня в таком мажоре сделана.
Саша: Мне очень нравится, что она закрывает пластинку. Духовые очень воодушевляющие. На них играли реальные профессора, такие дядьки в возрасте. В городе очень известные, да и в джазовом мире, думаю, Сергей Пронь - весьма значимый музыкант. Духовые были записаны буквально за час, и это было офигенное ощущение соприкосновения с настоящей музыкой. Кто-то жалуется, что что-то там не строит в записи - фигня это всё, это кайф.
Звуки: Разве? У меня ощущение, что всё довольно чисто звучит.
Саша: Находятся такие люди. Музыкант к музыканту относится пристрастно. Я именно поэтому отказываюсь себя им считать.
Звуки: А кем ты себя тогда видишь?
Саша: Художником в широком смысле слова. Когда ты рисуешь картину, можно мешать инструменты - рисовать углём, наносить трафарет, масляную краску, нарисовать на обороте холста или приклеить старую газету... Можно сделать 3d-проецирование, можно сопроводить какой-то инсталляцией, притвориться собакой, как Олег Кулик. Всё, что угодно. И в музыке нужно действовать так же.
Звуки: Песня "Найки" ещё меня интересует, она прямо выбивается из общего контекста пластинки.
Саша: Я сам ею сильно интересуюсь, испытываю смешанные чувства, похожие на стыд, когда я её пою.
Звуки: Это отсылка к Pharaoh?
Саша: Да нет, я это только потом понял. Просто была идея написать песню, с названием "Найки", такая же назойливая, как написать песню под названием "Чёлка", например. Добавил я толику экзистенциализма в текст, сделав "найки" убитыми, но там такая дворовая гармония. Если я возьму гитару и начну её просто играть, это прямо будет совсем за гранью, Феликс как-то вывел её из этого состояния.
Звуки: "Когда же Катя нам опять споёт про секс?" - это про Павлову?
Саша: Ну а про кого же ещё. На втором альбоме Обе Две про секс стало меньше, как мне кажется. Или я эту тему не так воспринимаю... А то, что есть - то поётся шёпотом.
Звуки: А как у вас вообще сложился творческий союз с Феликсом?
Саша: Да нормально. Он же тоже жил в то время в Екатеринбурге, ну и само собой, попал то ли под моё влияние, то ли я попал под его влияние. В клубе "Горностай", где я работал, постоянно находился определенный круг творческих людей, там мы веселились и общались. Кроме него там была Галя Чикис, Марсу Нужны Любовники, которые в то время играли в составе Сансары.
(звонок дочери Саши Марго, которую вы могли видеть в памятном клипе группы Обе Две "Милый")
Саша: Звонила дочь, собственноручно собрала ещё 50 дисков "Ласточки" для грядущей презентации.
Звуки: Она слушает рок-музыку?
Саша: Да. Например, она любит OQJAV. Их новый альбом очень хорош, он непростой. Ей тоже нравится, но у неё нет ощущения, что он непростой. Тем, пожалуй, восприятие детей и взрослых и отличается.
Звуки: Не хотелось бы выступать каким-то блюстителем нравственности, но у OQJAV-то не то, чтобы детская лирика местами.
Саша: Откровенность такого рода куда лучше того, что мы можем встречать вокруг в повседневности.
Звуки: Ты общаешься сейчас с музыкантами предыдущих составов Сансары? По каким причинам они покидали группу?
Саша: Слушай, ни разу не было такого, чтобы я кому-то сказал: "Ну, друг, с тобой нам больше не по пути". Первый состав разошёлся из-за каких-то бытовых, житейских штук. Ну и занятие музыкой очень долгое время не приносило доходов. Сейчас-то я могу сказать, что я живу за счёт творчества, а тогда было тяжелее. Квартирники там за сто долларов... И это ещё при том, что родилась Марго. Вокалисту даже на таком уровне популярности жилось полегче, чем остальным музыкантам. Так что люди начинали уходить - один, другой. Какое-то время Сансара вообще стала "полу-живой" группой, как на электронных лайвах, с ребятами из Марсу Нужны Любовники. Всё равно это был рок-н-ролл. И я всегда считал, что если происходит что-то не так, то не надо останавливаться - надо играть. Неважно, в какой форме. Мне вообще нравится история про два состава группы, которые могут существовать отдельно с двумя разными программами. Все равно каждый человек играет те или иные вещи по-своему, пропускает через себя, видоизменяет. Тут два пути, или путь Земфиры, или путь группы Чайф, или лидер, вокруг которого всё крутится, или группа-семья. Мне всегда хотелось группу-семью, как и было у нас изначально, но обстоятельства делают всё по-своему.
Звуки: В недавнем эфире Дождя Михаил Козырев подобные же сравнения проводил.
Саша: Да, мы с ним это как раз и обсуждали. Миша будет участвовать в нашем концерте-презентации, но не в качестве конферанса, вспоминающего былое, а читающего тонкий и жизненный spoken-word под наш аккомпанемент.
Звуки: Козырев тоже принял посильное участие в том, чтобы заявить о вас публике.
Саша: Да, и нельзя сейчас предположить подобного рупора, который бы мог так повлиять на популярность группы. Работники "Нашего" тогда реально собирались и выдвигали идеи, как так или иначе предоставить в выгодном свете разных артистов. Тогда вообще всё было просто - помню, Кушнир как-то чуть ли не в шутку предложил: "А давайте Сансару на Максидром пригласим?" И ему все: "А давай". И нас ставят выступать после Земфиры. А мы же играть толком не умели, во всяком случае, намного хуже нынешнего... Ужас, в общем. Сейчас в музыке много разрозненных организмов, которые живут сами по себе и не пересекаются. Когда я работал арт-директором "Горностая", я получал определённый кайф от того, что у нас депутат-коммунист и гей могли найти общие темы для разговора и не перейти при этом на рукоприкладство. В этом и есть кайф таких заведений, такое возможно только в клубе. Вот, хотелось бы служить этаким связующим элементом и на более фундаментальном уровне. Вообще, хорошая идея жить, будто всё вокруг - это хороший бар, в котором можно делать любые вечеринки на свой вкус. Из работы в баре я вынес многое, хоть песни пиши. Например, эстетическое восприятие и музыкальный вкус человека совершенно не значат, что он хороший. И, наоборот, люди, слушающие что-то не самое примечательное, на какой-то эстетский взгляд, оказываются вполне себе приятными ребятами.
Звуки: Сансара славна ещё своими кавер-версями.
Саша: Ну, на номерных альбомах их немного. Но расскажу тебе одну идею - хочу через пару лет записать сборник каверов на хорошие лоу-файные инди-группы. Такие как Пёс и Группа, Монти Механик, Лемондэй... У них много совершенно блестящих песен, которые не доходят до широкой публики из-за андеграундного качества записи. Хочется сделать их более доходчивыми.
Звуки: Ты можешь выделить какой-то яркий момент в истории группы? Как пример, я помню вас, совсем молодых, игравших на "Нашествии" в Раменском - наверняка же это было первое подобного размаха выступление?
Саша: Да, оно было первым такого размаха... Но с Сансарой реальная сансара и творится. У меня зачастую ощущение, что эта группа - не про музыку в привычном понимании, она тут как сопутствующее. Эта история - личная, для меня. Чтобы я какие-то вещи понял, пережил и осмыслил. Так что тут не в каких-то моментах дело. Меня больше, например, радует, что по итогам твоей деятельности, практически в каждом городе СНГ есть знакомые тебе люди, близкие по духу, с которыми ты можешь полезно провести время. Вот это дороже любых денег.
Звуки: Кстати, вы недавно на "Вечернем Урганте" играли. Несмотря на то, что телевизор по-прежнему смотрят, наверняка же это не дало вам каких-то огромных дивидендов?
Саша: Ну, смотря как сказать. Вот просят тебя прислать видео с твоим живым выступлением - кидаешь видео с Урганта, и с тобой совсем иначе разговаривают. Грубо говоря, какой-нибудь "День металлурга" в промышленном городе точно твой (улыбается).
Сансара: Презентация альбома "Ласточка"
Москва, Yotaspace
24 апреля, 20:00
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)