Выход "Постальбома" Анатолия Крупнова по многим причинам стал возможен только спустя три года после смерти музыканта. К релизу альбома, на котором последние песни Толика исполняет не только он сам, но и его друзья, было решено приурочить одноименный концерт под названием "POSTконцерт Анатолия Крупнова".
Мероприятие состоялось 30 марта в СК "Олимпийский" и собрало практически полный зал, хотя особого ажиотажа не наблюдалось. Выходившие на сцену музыканты делились на две категории: старые близкие друзья Толика, не раз выступавшие с ним вместе, и те, кто "слышал, видел, где-то встречался и относится с симпатией". В этом качестве выступали Сплин и Zdob Si Zdub.
Сама площадка спорткомплекса располагает к некому официозу, поэтому создать настроение теплой дружеской вечеринки не получилось. С другой стороны, странно было бы ожидать здесь атмосферы, которая, по рассказам очевидцев, присутствовала на съемках клипа "Дорожная". Концепция концерта заключалась в следующем: выходящие на сцену артисты исполняют песни Крупнова и свои хиты - "Чужие песни и несколько своих", как обозначил бы это Толик. Роман Ягупов, вокалист Zdob Si Zdub, заметил со сцены: "Я думаю, что сегодня здесь звучит народная музыка", - в чем оказался удивительно прав. В этот вечер прозвучало столько милых народной душе композиций, словно это был не трибьют, а фестиваль воспоминаний о былом.
Каждый из выходивших на сцену старался привнести что-то свое в песни Анатолия. Хочется отдать должное Сергею Савину, вокалисту канувшего в Лету дурацкого проекта Ван Моо. Учитывая отсутствие практики живых выступлений и (судя по листкам на пюпитре) нетвердое знание текста, он неплохо справился с задачей. Ровно и стандартно отработали Чайф и Сплин, причем дребезжащий вокал Александра Васильева вносил некоторую дисгармонию в общее настроение. Есть подозрение, что былая истерическая популярность Сплина медленно, но верно сходит на нет, сменяясь устойчивой девичьей любовью. Причиной тому, может быть, является усталость от однообразия - история нас рассудит.
Ураганно прозвучал Ва-банкъ, несмотря на то, что двое участников группы, мягко говоря, были не в форме. Басист Алик Исмагилов получил травму на "Бит-битве", поэтому вышел на сцену с перевязанной головой, а Егор Никонов играл на гитаре сидя, вытянув загипсованную ногу. В очередной раз 'Ва-банки' подтверждают давно заработанный статус самой правдивой и бескомпромиссной российской группы. Безусловно, их выступление на "Постконцерте" было одним из самых искренних и душевных; это при том, что материал с альбома "Нижняя Тундра" звучит очень страшно, вплоть до нервного озноба у чувствительного слушателя. Занятную трактовку песни "Про любовь" из проекта "Крупский со товарищи", вызывающую бодрые ассоциации с песенкой бременских музыкантов, предложили Zdob Si Zdub. Их можно было бы упрекнуть в легкомыслии, если бы несколько минут спустя зал под руководством голосистого Романа не затянул бы легендарную "Пельменную", да так гладко и складно, что сердце радовалось. К слову сказать, действие происходило практически нон-стоп, на двух площадках, так что группы сменялись очень быстро. В какой-то момент невозможно было разобрать, кто же вышел на сцену: Жан Сагадеев из Э.С.Т.-а, Кирилл Немоляев, или кто-то из "Ночных Волков"? Оказалось, они все вместе (плюс мотоцикл) этаким трубным хором голодных самцов исполняют композицию :"Волк" с "Постальбома". Странно и очень громко, но неординарно.
Конечно, этот концерт не мог обойтись без Гарика Сукачева, который все свободное время посвящает теперь кинематографу. Гарик, безусловно, талантливый актер, и, стоит ему оказаться на сцене, это начало прорывается наружу. Его выступления всегда носят характер театра одного персонажа в сопровождении ансамбля. О достоинствах Сукачева как музыканта и автора можно судить, видя, как "Олимпийский" освещается морем зажигалок, услышав первые аккорды "Напои меня водой".
Самым большим разочарованием стало выступление ДДТ. Не говоря уже о том, что Юрий Шевчук пел с листа, о том, что музыканты явно Lковырялись" в первой песне, звучали неуверенно, словно не успели отрепетировать, их вариант "Дома Желтого Сна" - одной из сильнейших вещей Крупнова - прозвучал чудовищно. Сбитый ритмический рисунок и отсутствие каких-либо соло, так привычных в этой песне, компенсировал лишь вокал Юрия Юлиановича, но это весьма вялая компенсация. Высказывания противников аутентичного исполнения в данном случае с негодованием отметаются.
После ДДТ все участники концерта выбрались на сцену и хором исполнили "День прошел, а ты все жив". В варианте Черного Обелиска эта песня воспринималась как упрек живущим, а сейчас, видимо, приобрела оттенок ностальгии и теплых воспоминаний о человеке, в память о котором все собрались весенним вечером в "Олимпийском".
Анатолий Крупнов был выдающейся и нестандартной личностью, обладавшей могучей энергией, которая передавалась любому, кто соприкасался с ним хоть раз. И общение с ним, и его музыка, неповторимая игра на басу врезались в память на всю жизнь. Это те вещи, которые необходимо помнить и спустя три года, и еще долго-долго.
В программе "Акулы пера", снятой за восемнадцать дней до смерти Толика, прозвучала страшная по своей пророческой силе фраза: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". Прошло три года, но до сих пор сжимается сердце, когда звучат слова песни: "Иди за мной": "Люби меня, когда меня не станет". По сотому разу переслушивая любимые песни и 'Черного Обелиска', и 'Сотоварищей", и других проектов, в которых он участвовал, начинаешь "дотягивать" до того, что именно он имел в виду. Никто не может осуждать музыкантов LОбелиска" за стремление продолжать давать концерты, и никто не вправе интересоваться целесообразностью этой затеи. Просто для многих Ч.О. - это Толик, с первых записей 1986-88 года и до "Постальбома". Это его неповторимая манера игры, его вокал и неподражаемое поведение на сцене.
Можно вздрагивать от омерзения, говоря про фильм "Научная секция пилотов", где он сыграл главную роль, но невозможно забыть, с каким юмором и серьезностью он работал в этом фильме. Стоит жалеть о не увиденном в свое время спектакле "Контрабас", о не посещенных концертах всех групп, в которых он играл. К сожалению, ничего уже не вернешь. Можно было бы пересказать в очередной раз историю Ч.О. в назидание потомкам, но в душе теплится надежда, что и много лет спустя то, что оставил после себя Анатолий Крупнов, будет востребовано.
Дата рождения:
24 марта 1965
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)