Этим летом отмечает 50-летний юбилей Montreux Jazz Festival — не просто фестиваль, но признанный бренд мирового значения, эталон качества организации и первооткрыватель новых имен.
Многие организаторы мировых музыкальных событий, презентуя свое детище публике, называют его "наша версия Монтрё". Знатоки жанра всегда предъявляли к этому фестивалю высокие требования, весьма неоднозначно оценивая списки выступающих на нём артистов, однако в конечном счете соглашались с тем, что этот фестиваль сделал для становления джазовой индустрии больше иных фондов и консерваторий.
Повторить успех MJF пытались многие, но мало кто осознаёт, что он уже давно перерос свою "зрелищную" составляющую. В его механизме, как в хорошем предприятии, Искусство, Бизнес и Образование удачно дополняют друг друга. Чтобы понять философию Монтрё, необходимо узнать историю этого удивительного праздника музыки и понять, какие функции на него возложены.
Туристический аттракцион и лейбл
MJF начинался как туристическая маркетинговая инициатива регионального значения. В 1964 году Клод Нобс, молодой менеджер туристического бюро города Монтрё, на свой страх и риск предложил властям города провести музыкальный фестиваль, чтобы поднять престиж региона. К тому моменту за плечами у Нобса уже был опыт организации гастролей Rolling Stones, а на берегах Женевского озера было три популярных культурных центра: веселая ночная Женева, утонченная Лозанна и курортный Эвиан, из которого можно добраться на пароходе (пароходы с тех пор почти не изменились). Ставшая хрестоматийной история о том, как Нобс ездил в Штаты и уговаривал гремевших на весь мир звёзд джаза, блюза и соул — Джона Ли Хукера, Роберту Флэк, Арету Франклин и Майлза Дэйвиса — выступить неизвестно где за 500 баксов, — это история становления не только фестивального бренда, но и личного бренда Клода Нобса.
Интересный факт: власти города Монтре лишь в 2006 году дали Нобсу звание почетного гражданина города, тем самым признавая его влияние на развитие туризма в регионе. К этому моменту фестиваль уже перешагнул 200-тысячную отметку в посещаемости, а двумя годами ранее, в 2004-м году, за вклад в развитие туризма Швейцарии Нобс был награждён "туристической наградой" Salz & Pfeffer. В том же 2004 году неутомимый организатор Монтрё получил награду Prix du Rayonnement за свой вклад в музыку.
Вообще говоря, все, что касается менеджмента фестиваля, изначально строилось на близких отношениях с артистами и менеджментом лейблов — и именно это позволяло Нобсу создавать уникальный в своем роде продукт. Многие артисты считают Клода Нобса своим другом. Нобс одним из первых начал подписывать концертные контракты, включавшие в себя права на запись концертных альбомов, музыканты дарили ему свои пластинки, пополняя одну из самых больших в мире коллекцию винила, которую теперь предлагается включить в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО, и он же весьма серьезно и последовательно инвестировал в поиск новых талантов.
В 1983 году Нобс стал директором швейцарского филиала лейбла WEA Records, представлявшего в Швейцарии интересы Time Records и Atlantic. Благодаря его союзу с фирмами грамзаписи Монтрё впервые посетили Элла Фицджеральд, Нина Симон и Сонни Роллинз. И это были уникальные сеты — сохранившиеся и издающиеся в записи. В этом году увидит свет огромный фотоальбом и книга мемуаров, в которой собраны воспоминания участников фестиваля с 50-летней историей.
Социальный лифт
Каждый год, анонсируя программу Монтрё, мы обращаем внимание на важнейший элемент программы — конкурсы. За эту часть работы фестиваля отвечает отдельная организация Montreux Jazz Foundation, которая была образована при деятельном участии продюсера Куинси Джонса (Quincy Jones).
Конкурсная программа Montreux Jazz Festival начала складываться в 80-х годах, когда к работе над фестивалем подключились мировые музыкальные институты. Отбор участников для конкурса стартует за год до фестиваля. Творческая комиссия прослушивает несколько сотен претендентов в трёх номинациях: джазовый вокал, фортепиано и гитара. На протяжении двух недель в течение всего фестиваля по утрам проходят и все конкурсные программы MJF — при этом вход на них бесплатный, а в жюри каждого конкурса обязательно присутствуют резиденты больших сцен: куратором вокального конкурса и председателем жюри на протяжении многих лет был Куинси Джонс, фортепианный конкурс курируют Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Чик Кориа (Chick Corea) и Ярон Херман (Yaron Herman), а конкурс по классу скрипки некоторое время курировал Стефан Граппелли (Stephane Grapelli). Но самый важный приз для участника конкурса — приглашение выступить на большой площадке: либо в составе Большого Джема, либо, как победительница прошлогоднего конкурса вокалистов россиянка Алина Енгибарян, на сцене Montreux Jazz Club.
7 июля продюсер Куинси Джонс соберет на одной сцене своих "выпускников": Ришар Бона и Mandekan Cubano, Альфредо Родригес и Джакоб Кольер под его руководством устроят джем длиною в ночь.
30 июня фестиваль откроет выступление легенды саксофона Чарлза Ллойда (Charles Lloyd) — и это будет великолепное "самопосвящение". Ведь именно Ллойд стал первым американским хэдлайнером фестиваля в далёком 1967 году, и это будет уже девятое его возвращение в Монтрё. Можно ожидать, что вместе с мастером из Мемфиса выступят и его ученики: Ллойд стал ментором Montreux Jazz Academy в 2014 г. В свои 78 мэтр полон творческой энергии, и специально для того, чтобы отдать дань его великолепной творческой карьере, организаторы Монтрё предложили Ллойду, чтобы для полного «закругления» автотрибьюта концерт «нулевого дня» был организован там же, где и 30 лет назад — в отреставрированном зале знаменитого казино, того самого, в котором прошёл первый MJF и пожару в котором, произошедшему во время выступления Фрэнка Заппы, посвящена песня британской хард-рок-группы Deep Purple — "Smoke On The Water".
Финальным шоу Куинси Джонса станет грандиозный джем супербэнда Pepe Lienhard Big Band, и можно ожидать, что это будет ле-ген-дар-но!
Университет
В 2014 г. Монтрё запустил новую программу поддержки молодых талантливых джазменов — Montreux Jazz Academy. Отныне члены конкурсного жюри выбирают 12 кандидатов для совместной работы и подготовки совместной программы. Для молодых джазменов работа с мэтром — это отличный способ продвижения своей карьеры, а для наставников — возможность выйти из своей "зоны комфорта". В "Джаз-академии" охотно принимают участие наиболее влиятельные и респектабельные джазмены. В 2016 году своих протеже на сцене фестиваля представляют норвежский мультиинструменталист Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft), живущий в Париже израильский пианист Ярон Херман и французский трубач Эрик Трюффа (Erik Truffaz).
Выгода фестиваля от конкурсной программы очевидна: получив первые аплодисменты на сцене Монтрё, музыкант до конца жизни лоялен к фестивалю и готов принимать участие во всех начинаниях его менеджмента на очень выгодных условиях. Это долгосрочная стратегия, которая полностью себя оправдала.
Бизнес-предприятие
Как мы уже говорили, Монтрё — хорошо налаженный бизнес-механизм. В нём, как в швейцарских часах, всё работает четко и точно: продажи билетов каждый год бьют новые рекорды, спонсорская поддержка обеспечивает приглашение ("букинг") и размещение нескольких сотен артистов и техническую поддержку ("райдер") высочайшего класса. Поддержка кантона Во также ощутима — от бесплатного транспорта для зрителей на протяжении двух недель до постройки нового Дворца Конгрессов. При этом с годами бизнес MJF, не перестав ассоциироваться с именем Нобса, продолжает расти и развиваться как самостоятельное предприятие. Передав бразды правления своему преемнику Матьё Жатону из-за проблем со здоровьем в 2010-м, Нобс ушел из жизни в конце 2012 года. Однако ни его уход от дел, ни трагическая смерть в горах не повлекли за собой ни единого сбоя в программе, и рост продаж билетов всё продолжается.
За эти годы менеджмент MJF зарекомендовал себя как высококлассный организатор концертов, и нет ничего удивительного в том, что компанию начали привлекать к организации других музыкальных мероприятий, требующих сложной логистики и качественного звука. Такой концертный «аутсорс» составляет небольшую, но важную часть бизнеса.
Но самое главное — это умение работать с истеблишментом. Да, самые посещаемые концерты Монтрё — не джаз. Совсем не джаз. Но это большие имена, достойные внимания! Главный швейцарский фестиваль украсят выступления Патти Смит, Пи Джей Харви, Muse, Sigur Rós, Ланы Дель Рей, Вана Моррисона, Нила Янга, Simply Red, Жан-Мишеля Жарра, М83, Beirut, Grimes, DJ Shadow, Moderat, Лорана Гарнье, Four Tet. Это только малая часть списка артистов, которые станут участниками фестиваля — ещё десятки музыкантов выступят как на закрытых, так и на бесплатных площадках. Фестиваль будет длиться более двух недель.
Программы для начинающих слушателей
Безупречный менеджмент и разнообразная программа — два ключевых принципа Montreux Jazz Festival, но есть и важный третий: часть концертов должна быть бесплатна. С этой целью разработана целая гуманитарная программа, позволяющая молодым слушателям лучше познакомиться с джазом и полюбить его, а молодым артистам — вписать в свое портфолио гордую строку "выступление на фестивале Montreux Jazz".
На лучшем джаз-фестивале планеты есть всего три стандартные платные площадки, доступные для тех, кто купил билеты: огромный мэйнстримовый Stravinsky Hall, академически-джазовый Montreux Jazz Club и электронно-роковый Montreux Jazz Lab. Более 2/3 сцен фестиваля — бесплатные. И пусть там куда чаще звучит музыка, которую мы никоим образом не ассоциируем с джазом, эта эклектичная программа всё же отлично помогает привлечь в большие залы новых слушателей.
"У нашего фестиваля есть миссия — представлять на своих площадках следующее поколение артистов", — говорит новый директор фестиваля Матьё Жатон. В этом году юные звёзды выступают на больших сценах начиная с первых дней. Так же было и в 2015-м. Настоящими открытиями стали выступление молодого ирландского певца с болезненно красивым вокалом — Soak, выступающего в Montreux Jazz Club, было интересно анализировать сложные вокальные гармонии импровизационного ансамбля The Staves и женский этно-соул дуэт Ibeyi, наблюдать первые шаги психоделической команды Foxygen и молодых вокалистов.
Главной темой прошлогоднего фестиваля стали соул и ритм-н-блюз, и молодые звёзды доказали популярность этих жанров у массового слушателя. Первый вечер открыл молодой певец и сонграйтер Джон Ледженд (John Legend), развивающий ретроспективное направление в ритм-н-блюзе. Популярностью пользовались и выступления обладательницы красивого тембра Эмели Санде (Emeli Sande), британское молодое дарование Паоло Нутини (Paolo Nutini) и томная Мелоди Гардо (Melody Gardot). Всем им — около 30 лет, и это новое поколение по-настоящему радует. А планку молодым коллегам задавали четырёхкратный обладатель Grammy соул-певец Сэм Смит (Sam Smith), мэтр соул-музыки Лайонел Ричи (Lionel Ritchie) и знаменитая американская джазовая вокалистка Дайанн Ривз (Dianne Reeves). А в 2014 году объединяющей темой MJF стала гитара и струнные — и за внимание зрителя соревновались экспрессивные Rodrigo Y Gabriela и Роберт Плант (Robert Plant), Авишай Коэн (Avishai Cohen) и швейцарское трио Plaistow.
С той же целью MJF каждый год объявляет несколько эксклюзивных джемов, в ходе которых известные поп-музыканты представляют свою музыку в джазовых аранжировках. В 2015 г. абсолютным открытием стал совместный концерт Тони Беннетта и поп-дивы Lady GaGa, показавший, что эта певица обладает не только сильным вокалом, но и способностью к импровизации. А совместное выступление мастеров авангарда Kronos Quartet и Trio Da Kali — вообще событие из разряда штучных.
Одновременно проходят концерты-приключения на побочных площадках: джазовый состав New Orleans Jazz Train отправляется в горы, к суркам-мормотам, по водам Женевского озера курсируют веселый пароход Salsa Boat и грустный Blues Boat, а в Шильонском замке звучит академическая музыка. Выставки, киноконцерты и ночные after party — Монтрё демонстрирует разносторонний подход к музыке, и это тоже важная составляющая его успеха.
Online
Digital media существенно изменили работу архивного отдела Монтрё. Оцифрован гигантский архив концертов, которые записывались на всех сценах фестиваля, и многие записи уже увидели свет в виде концертных альбомов и фильмов. Но организаторы MJF учитывают и интересы нового поколения слушателей: многие из них слушают музыку и смотрят концерты онлайн. Поэтому часть концертов Montreux Jazz Lab, начиная с прошлого года, транслируется на официальном сайте и YouTube-канале фестиваля.
Montreux Jazz Festival развивается благодаря тому, что его организаторы работают на перспективу. Они понимают, что джаз — это не только творчество, но и полноценная индустрия, и сознательно инвестируют в перспективные проекты, поддерживая молодых звезд, создавая новые шоу и альбомы. По сути, им удалось выстроить работу на музыкальном рынке таким образом, чтобы стать многим для многих. А именно это и есть основной секрет устойчивости и респектабельности бренда Montreux. 50 лет для такого фестиваля — расцвет творческих сил и время новых открытий.
Montreux Jazz Festival
Монтрё, Швейцария
1-16 июля
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)