Звуки начинают публикацию цикла материалов об электромузыкальных инструментах, созданных в XX веке и повлиявших на звук современной музыки. Первая история - про изобретение нашего соотечественника Льва Термена, в 1919 году создавшего терменвокс.
Потомок гугенотов-выходцев из Франции Лев Сергеевич Термен был наполовину музыкантом, наполовину инженером. Родившийся в 1896 году в Санкт-Петербурге, ещё в гимназии он серьезно увлёкся физикой - его занимали вопросы оптики и ионизации воздуха. Продолжая заниматься физикой, молодой человек решил развить и своё второе увлечение, поступив и спустя два года окончив консерваторию по классу виолончели.
Во время Первой мировой войны Термен не попал на фронт – сначала он был направлен на шестимесячные инженерные курсы, а затем служил в Царском Селе на самой мощной в то время радиостанции – Царскосельской. В 1917 году Лев Термен примкнул к большевикам. Во время наступления армии белого генерала Юденича на Петроград персонал радиостанции под руководством Термена демонтировал оборудование и взорвал антенну – была опасность, что Юденич сможет объявить по радио о том, что якобы захватил Петроград.
Под руководством будущего советского академика Йоффе Лев Термен продолжал научные работы - и в 1919 году появилось изобретение, впоследствии прославившее его имя на весь мир. Это был электронный музыкальный инструмент, который сам изобретатель назвал терменвоксом. Получился он почти случайно – Термен сделал устройство для изучения свойств газов, внутри которого был конденсатор. Как оказалось, прибор фиксировал не только изменения состояния газа, но и реагировал на приближение к конденсатору руки исследователя.
Первые демонстрации инструмента состоялись в октябре-ноябре 1920 года. Спустя 2 года инструмент был показан в Кремле Ленину. Ильич очень одобрительно отнёсся к изобретению и даже попытался исполнить на нём простую мелодию – "Жаворонка" Глинки. Увы, развитие электронной музыки не входило в число приоритетов власти рабочих и крестьян, этой темой не заинтересовались на государственном уровне.
В конце 1920-х Термен получил разрешение на поездку в Европу и США, где он, запатентовав свой инструмент, начал показывать его на публике. Демонстрация терменвокса неизменно собирала полные залы – такой аппарат, да еще и из страны большевиков, был диковинкой. Многие музыканты, композиторы и кинозвёзды (в их числе был и Чарли Чаплин) пробовали свои силы в игре на терменвоксе, а знаменитый физик Альберт Эйнштейн, игравший на скрипке, исполнял классические произведения дуэтом с изобретателем.
В США Лев Термен в содружестве с композитором Генри Коуэллом (Henry Cowell) построил и первую в мире ритм-машину. Инструмент "Ритмикон" мог воспроизводить до шестнадцати ритмических рисунков. Коуэлл написал несколько сочинений для Ритмикона с оркестром и с различными инструментами, но затем потерял к нему интерес. Ритмикон в производство не пошёл и на многие десятилетия был забыт.
Вскоре Лев Термен сошелся со своей молодой ученицей – эмигранткой и бывшей скрипачкой Кларой Рейзенберг. Она стала солисткой первого концерта для терменвокса с оркестром (Филадельфийским симфоническим), который специально написал дирижер Леопольд Стоковский.
Прошло еще какое-то время, и Термен создал танцевальную модификацию терменвокса - "терпситон". Изобретение представляло собой гибрид танцевальной площадки и терменвокса, а музыка генерировалась из движений артистов. Впоследствии, что-то похожее Люк Бессон и Фредерик Гарсон показали в фильме "Дансер", главная героиня которого – немая танцовщица Индия - в финале исполняет свой номер на специальной площадке, создающей звуки из ее движений.
Термен пробыл в США более десяти лет – выступал с концертами, знакомился с достижениями техники и науки, работал в лабораториях, пока в 1938 году по требованию советских властей не вернулся в СССР. Почти сразу же он был репрессирован. Его домашнюю лабораторию разграбили, а самого изобретателя сослаться в лагеря. Свой срок Термен отбывал сначала в Магадане, а затем был переведён в Москву - в "шарашку" авиаконструктора Туполева. В 1947 году Термена освободили и реабилитировали, после чего он даже получил за свои работы сталинскую премию. Многие годы Термен работал на госорганы: ещё в конце 1920-х он спроектировал систему видеонаблюдения, которую планировалось использовать на периметрах охраны лагерей политзаключённых. Затем он разрабатывал системы охраны и сигнализации, прослушивающие устройства. Один из его "жучков" - эндовибратор "Златоуст" - многие годы успешно работал в кабинете американского посла в Москве. Принцип работы терменвокса был заложен в охранную систему, реагирующую на изменение объёма помещения – например, из-за вошедшего туда "гостя". Этот принцип используется в охранных системах и по сей день.
В 60-е годы Термен был уволен из консерватории из-за статьи в New York Times. Её критик Гарольд Шонберг увидел Термена в столице и, обрадовавшись (все думали, что Термен погиб в лагерях), написал об этой встрече статью. Лабораторию Термена разгромили, изрубив топором все инструменты и выкинув их на помойку. Следующие двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами - какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.
Незадолго до смерти Термен вступил в коммунистическую партию. На вопрос "зачем" он ответил, что дал такое обещание Ленину. Лев Сергеевич не дожил трёх лет до своего 100-летнего юбилея, уйдя из жизни в 1993 году.
Как это работает
Принцип работы терменвокса прост, как всё гениальное. Берутся два генератора, к каждому из которых присоединена антенна. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная – за его громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которую можно повышать или понижать, если двигать рукой возле антенны (меняя таким образом параметры электромагнитного поля). Затем сигналы с обоих генераторов смешиваются, вырабатывая звук.
Звук терменвокса — классическая элементарная синусоида – чистая, мягкая и выразительная, по звучанию очень похожая на человеческий голос. Из-за этого игра на терменвоксе иногда рекомендуется врачами для излечения от физических и душевных недугов.
Терменвокс принято считать точкой отсчёта для электронной музыки и первым электромузыкальным инструментом. Единственный минус изобретения Термена связан с человеческим фактором – из-за того, что инструмент не имеет клавиш или грифа с ладами, для точной игры от исполнителя требуется почти абсолютный музыкальный слух. Кроме того, терменвокс – инструмент одноголосый. Кстати, принцип управления инструментом используется в некоторых современных рабочих станциях, оснащенных бесконтактными инфракрасными датчикам. Они позволяют изменять тембр в реальном времени движением руки (как например, в синтезаторе Roland Juno D)
Где можно услышать терменвокс
Терменвокс с его характерным вибрато встречается в произведениях самых разных жанров: Дмитрий Шостакович использовал его в своей музыке для кинофильма "Одна" (с тех пор изобретение Термена часто звучало в фильмах), Джимми Пейдж (Jimmy Page) играл на нём на концертах Led Zeppelin песни "Whole Lotta Love" и "No Quarter". Инструмент звучит в нескольких записях Beach Boys, Rolling Stones и Pink Floyd. Его используют в своей музыке самые известные люди — от Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) до Тома Уэйтса (Tom Waits) и даже Мумий Тролля. Даже главная тема сериала "Доктор Кто" и та исполнялась на терменвоксе.
Пионеры спейс-рока и психоделии – американская группа Lothar and the Hand People одними из первых в роке использовали терменвокс, как лидирующий инструмент, говоря всем, что они "первая в мире группа, фронтменом которой является не музыкант, а музыкальный инструмент".
Но, пожалуй, наиболее значительная часть записей, сделанных с участием терменвокса, связана с именем Лидии Кавиной. Кавина начала осваивать инструмент в девятилетнем возрасте под руководством самого Термена, который приходился двоюродным братом ее деду. Она записала множество классической музыки при помощи инструмента, ее приглашали в Голливуд – записывать партии к саундтрекам фильмов Тима Бертона и Дэвида Кроненберга. Но самое главное: Кавина пропагандирует новую экспериментальную музыку для терменвокса, выступая в Европе и США.
Несколько немузыкальных фактов о Льве Термене:
- разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас
- работал над технологией распознавания речи, заморозки человека, занимался военной гидроакустикой
- вместе с Сергеем Королевым в шарашке разрабатывал беспилотники, управляемые по радио
- придумал систему для очистки и омоложения крови, которая за 1 год позволяла омолодить человека на 4
- в 1926 году изготовил опытный образец телевизионной установки с экраном 1,5 х 1,5 м и разрешением 100 строк
Жизнь Льва Термена была трудной и необычной. Многие из тех, кто знал его, говорили, что он был провидцем, гением, который опередил свое время на столетия. Однако все изобретения Термена, при всем их футуризме, все же базируются на открытиях, сделанных в области физики на рубеже веков. Термен был учёным, который помог рождению целого класса "волновых" инструментов. Его имя навсегда останется синонимом визионерского подхода к музыке.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)