Все-таки замечательная вещь - теория
относительности: насколько она
позволяет по-разному все оценивать. Казалось бы, что такое 10 лет в
истории? Мелочь! Но, если вспомнить, сколько всего произошло за эти годы -
жутко становится!
В 1992-м году все еще только привыкали к жизни в стране с
новым названием "Россия" и к новому Президенту. Не было ни "Нашего", ни
"ненашего" радио - "Я и мой пес слушали М-Радио", конкурировавшее только с
"Европой Плюс" и "Эхом Москвы". Клубной культуры еще не сложилось, и с трудом
можно было представить, что в один вечер можно будет разрываться между
ЧайФом в "Свалке", Чижом в "Б-2" или Гариком в "Точке".
Рок-концерты тогда проходили исключительно на стадионах или в крупных ДК,
которые забивались до отказа. В основном, это были сольные концерты одной
группы - Алисы, ДДТ или Бригады С,- но бывало и так, что можно
было лицезреть всех одновременно, как на концертах памяти Виктора Цоя
или "Рок против наркотиков", где выступали по 5-6 групп одновременно.
Особняком в этом ряду стоит концерт 16-го мая 1992 года в ДС "Крылья Советов",
на котором состоялась презентация пластинки Все это рок-н-ролл. В том
концерте приняли участие лидеры практически всех наиболее известных на тот
момент российских рок-групп - Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Александр Ф.
Скляр, Владимир Шахрин, Вячеслав Бутусов, Сергей Воронов,- а также
известная американская поклонница русских рок-музыкантов Джоанна
Стингрей. Идейным вдохновителем и главной движущей силой мероприятия был
лидер тогда еще Бригады С Гарик Сукачев.
Шоу
вошло в анналы истории и постоянно упоминается в рок-энциклопедиях в самом
разном контексте. Много интервью было посвящено этому знаменательному событию, и
сейчас, спустя 10 лет, его участники рады поностальгировать.
Однако точку зрения музыкантов, а также их мысли по поводу
прошедших 10 лет и нынешних планах, мы изложим позднее, а для начала послушаем,
что думают по этому поводу люди, бывшие "за сценой" - Александр Ларин, тогда
заместитель, а ныне Генеральный директор "Feelee management" -
фирмы-организатора концерта, и Сергей Антипов - руководитель "Программы 'А'",
режиссер телеверсии.
Александр Ларин: - Готовилась тогда целая
пластинка 'Все это
рок-н-ролл'. Собственно песня
принадлежала Кинчеву, но Гарик исполнил так, как ему этого хотелось, в
собственных аранжировках, которые делал, естественно, Галанин. До того был снят
клип на эту песню, режиссером был Ваня Калинин, который работал в 'ВиДе', или
во 'Взгляде', - точно не помню. Поначалу он должен был сниматься в Северном
речном пароходстве, но погода была кошмарнейшая, просто ужас,- и все переехали в
студию. Это происходило так: поскольку в то время мобильных телефонов на руках
еще никто не имел, то Ваня доехал до ближайшей студии, договорился, и мы
переехали туда. Декорации, какие были под рукой, те и поставили - и в них-то
клип и снимался. Конечно, как выяснилось, в то время было еще реально в один
день и в один час собрать всех, так сказать, 'звезд' рок-н-ролла. Удивительно,
но все откликнулись и приехали в назначенный час - и московские, и питерские, и
свердловские. Единственный, кто дописывался - это Шевчук, но это произошло
буквально через два-три дня. Так что в течение максимум трех недель клип был
готов. И в то время это был "клип номер 1", можно так сказать.
Потом уже вышла сама пластинка, и она мне запомнится надолго,- вернее, ее
производство на Апрелевском заводе. Там было очень тяжело все делать - из-за
отсутствия бумаги на обложку, целлофана, чтобы все это закатать: Приходилось
покупать бумагу в одном месте, целлофан - в славном городе Владимире, ехать в
тот же Санкт-Петербург, нарезать медные диски, которые потом везти в
холодильнике и сдавать все это на Апрелевский завод, - у меня почему-то было
такое ощущение, что мы могли не успеть этого сделать. А еще возникла мысль
выпустить миньончик под тем же названием, не помню, 'сорокапятка' была или
'33'. Кажется, все-таки 'сорокапятка' - это был вообще последний в жизни такой
миньон! Он вышел 10 мая, в выходной, и я получал его в 9 часов вечера. Я просто
на выходил тогда с завода, несмотря на праздники. Отдельные товарищи там хотели
заработать, а нам необходимо было 'не упасть лицом в грязь' и успеть выпустить
эту виниловую пластинку. К счастью, все получилось и все состоялось, и 16 мая в
"Крыльях Советов" состоялся концерт-презентация этого диска.
Так получилось, что это совпало с днем рождения Шевчука, но тогда,
наверное, и Бутусов-то даже не помнил об этом, или Гарик - просто так совпало,
не более того. Но на протяжении концерта особо это не отмечалось, хотя в
гримерках присутствовало все, даже в то время. К тому же, были неплохие бары в
зоне VIP и банкет был там же, в "Крыльях Советов", после концерта - в общем,
было весело, 'молодежно' и 'по-рокенролльному'! Сейчас такое уже вряд ли возможно.
Звуки.Ru: - А почему?
Александр Ларин: - Ну, вот собирались они два года назад на концерте памяти Толика Крупнова, но тут надо было отдать дань памяти музыканта, артиста, друга - это другое. Что же касается именно "духа рок-н-ролла" - сейчас, мне кажется, это неактуально. Тогда - да, причем все музыканты выступали бесплатно. Мы обеспечивали их переезд, проживание в гостинице на хорошем уровне, банкет - и все, и тогда это было реально. Сейчас уже тяжело будет собрать именно в таком составе. Я знаю это, потому что делал уже много концертов - и Бутусову, и Шевчуку, и Гарику, и Шахрину. Я просто вижу, что взаимоотношения рок-музыкантов сейчас, спустя 10 лет, стали совершенно другие. Одно приятно: что я не слышал ни от одного из них, чтобы кто-то плохо отзывался друг о друге. Тем не менее, я заметил, что, делая, скажем, в Горбушке концерт Алисы, я не вижу здесь в гостях Гарика Сукачева или Скляра, хотя знаю прекрасно, что они до сих пор дружат, звонят друг другу, разговаривают,- но и все.
Звуки.Ru: - В этом виноваты деньги и проблемы, связанные с этим?
Александр: - Не думаю, что денежные проблемы так уж навалились на музыкантов - нет! Это было всегда, есть и будет, и это вопросы, скорее, директоров музыкантов. Судя по тому, как у них идет образ жизни - то студия, то гастроли, "то пятое, то десятое" - им семьям-то некогда уделить внимание, детям своим. Только, к тому же, раньше все были на 10 лет моложе, "рвали когтями", "скрипели зубами" и "перли" вперед! Теперь все стали старше, и появилось больше желания побыть вместе с семьей.
Звуки.Ru: - Можно ли было предугадать тогда, как сложится жизненный путь каждого?
Александр: - Тогда дорога была у всех одна! И недалекие были 'раздвиги' друг от друга. По количеству народа и по качеству зрителя они все были очень близки. И с удовольствием тогдашние "алисоманы" шли, и "бригадовские" фэны, и "чайфовские", и "ва-банковские" - все шли с удовольствием, дружно, никто между собой не дрался, не ругался. По количеству зрителей - примерно разное было число поклонников у каждой группы. Сейчас это, естественно, уже по-другому, но кто как захотел, тот так и повел свою музыкальную жизнь.
Звуки.Ru: - А почему в том 'звездном' составе не было Гребенщикова?
Александр: - Насколько мне известно, его не приглашали. Гарик же сам отбирал тех, кого он хотел видеть, и я не помню, чтобы стоял вопрос о приглашении Гребенщикова. Каждая песня, которая звучала на этой пластинке, была продумана Гариком не один десяток дней. И, видимо, просто для БГ на тот момент не нашлось места.
Звуки.Ru: - Взялся бы ты сейчас за организацию концерта, например, в честь 15-летия того события?
Александр: - Нет, не взялся бы, по очень простой причине - я не вижу реальной возможности собрать вместе всех музыкантов, поскольку у меня за последние полгода прошли концерты и 'ДДТ', и 'ЧайФа', и Бутусова, и Гарика Сукачева. Скорее всего, это можно было бы сделать в честь концерта 'Рок против террора', который был за год до того. Музыканты вспоминают тот концерт чаще, потому что на "Рок против террора" выступали все с группами, а здесь была 'Бригада С' и отдельно - Шевчук, Бутусов, Шахрин, Скляр и даже 'Алиса' не полностью. Поэтому я очень сомневаюсь, что это можно было бы повторить спустя 15 лет. Но вообще, честно говоря, я не задавал себе этого вопроса. К тому же, сейчас столько фестивалей, а посмотришь список выступающих - одни и те же. А что там нового? Да ничего, все то же самое - мало что меняется! Я не думаю, что сейчас это кому-то нужно, да и по бюджету это должны быть довольно приличные деньги, поскольку сейчас на голом энтузиазме уже ничего не сделаешь.
А вот, что сказал по этому поводу Сергей Антипов:
Сергей Антипов: - Это был один из первых больших концертов, снятых Программой 'А'. Конечно, бывали еще какие-то акции, но в Москве, пожалуй, впервые был снят концерт с таким "звездным" составом. "Рок против террора" снимал, кажется "Взгляд", не помню уже. А тут, конечно, было интересно снимать разных солистов с одной группой. Я больше не припомню ничего подобного - на сцене как большой симфонический оркестр, и только солисты меняются. Достаточно серьезная работа была проделана самими музыкантами. Было, конечно, очень интересно. Когда еще, например, Джоанна Стингрей споет с 'Бригадой С'? Хоровое пение - опять же, была достаточно забавная штука. Была какая-то атмосфера 'капустника', было приятно, что все это было 'вживую', хоть и репетировалось, но достаточно неожиданно. Тогда был такой подъем рок-н-ролла в стране...
Звуки.Ru: - Многие считают, что этот концерт, наоборот, завершил некую эпоху:такого 'рок-н-ролльного братства'.
Сергей: - Вполне возможно. После этого были только большие
фестивали, когда
несколько дней по нескольку часов все они встречаются, каждый уже со своей
группой, но все как-то по отдельности друг от друга. И даже публика иной раз
приходит посмотреть только на конкретного артиста, а после его выступления
уходит. Тогда же публика была как-то более едина, хотя чисто "по кадру" я
помню, что "алисовцы", конечно, выделялись, поскольку заглавная песня все-таки
принадлежала Кинчеву, но все равно они с неменьшим энтузиазмом и про "Осень"
кричали... Тогда не было такого четкого фанатского разделения, выделялись, в
основном, по одежде, а по атмосфере - все были одинаковы.
Когда-то я думал, чем отличается "рок-н-ролл" от "не рок-н-ролла" -
импровизацией! Наверное, когда фестиваль - я имею в виду нынешние, типа
"Максидрома" - слишком готовится, то появляются уже слова из какого-то другого
лексикона - "хедлайнеры" и т.п. Тогда такого не было, все были действительно
равны и вместе, а здесь уже разделение. Шоу-бизнес завладел, конечно,
рок-н-роллом, и это не совсем нормально, это уже ближе стало к поп-музыке. Я не
скажу, конечно, что он "умер", но ушла какая-то искренность, что ли. Тогда было
ощущение, что песня рождается прямо здесь, на месте, и как бы не репетировали,
но всегда что-то новое звучало - какая-то нота, слово, аккорд - в ответ на
реакцию зрителя. А нынешние выступления - это нормальная концертная программа,
отработанная, разве что переставлены местами песни, или немножко увеличено их количество.
Звуки.Ru: - В принципе, ведь все они до сих пор остались 'на плаву'. Как ты думаешь, возможно ли было бы устроить сейчас нечто подобное?
Сергей: - А их было тогда всего человек десять-пятнадцать, и
практически все они
участвовали в том концерте. Конечно, не было БГ, Мамонова, который уже к тому
времени особо не выступал,- видимо, готовился к театральной деятельности...
Ну, скажем, половина тогдашних именитых рок-н-рольщиков участвовала в концерте!
А сейчас их сотни! Их вместе просто не собрать. К тому же, надо разделять уже,
кто играет действительно рок-н-ролл, а кто какой-нибудь рокапопс или
попсорок. Иногда складывается впечатление, что та же Пугачева гораздо более
"рок-н-ролльна" в своих концертах, чем нынешние молодые рок-музыканты
(смеется).
Хотя, опять же, что значит "молодые"? Того же Макса Покровского, скорее,
можно отнести к рок-н-ролльщикам "старой" формации, хоть и пришел он в начале
90-х. Или Сплин, например,- к кому отнести? Это можно, наверное, назвать некой
"второй волной" русского рока, а сейчас уже пошла "третья". Вот, наверное, тот
концерт подвел итог для "первой волны", когда еще не было "завязок" с шоу-бизнесом.
Звуки.Ru: - А кто из тех, с кого "молодежные группировки брали дурной пример", остался наиболее верен себе, на твой взгляд?
Сергей: - Пытаюсь вспомнить... (задумывается и смеется) - Джоанна Стингрей!.. Не знаю, в принципе, мне, конечно, нравится, что делает Сукачев сейчас - фильмы всякие-разные, но, мне кажется, что он совсем забросил музыку. Все эти совместные мероприятия с Пугачевой... Конечно, эксперименты имеют право на жизнь, но, мне кажется, он не все еще сказал по музыке! Его песни того времени, начала 90-х - пока лучшие. Я думаю, что он слишком много времени стал уделять кино,- а ведь вполне мог бы устроить нечто подобное тому концерту. Бутусов... Слишком серьезные эксперименты. Конечно, возраст, семейная жизнь - это затягивает. Вот Скляр все время что-то придумывает - это действительно интересно. У 'ЧайФа' тоже мало новых "шлягеров", уж извиняюсь за подобную терминологию, мало новых хороших песен, типа "Поплачь о нем". Конечно, поток музыкальный возрос, и трудно стало пробиваться даже и 'пожилым', маститым музыкантам, не говоря уж о молодых. Кинчева что-то вообще давно не слышно, имею в виду нового. Мне кажется, что расширилась аудитория только у Шевчука. Впечатление такое, что 'стадион' Шевчука больше, чем 'стадион' 'ЧайФа', Бутусова или 'Алисы'. Но тоже мало новых хороших песен.
Звуки.Ru: - Может, и время стадионов уже ушло?
Сергей Антипов: - Помню, как мне однажды перед съемкой пожаловалась Вероника Долина, что когда после перестройки стал угасать интерес к бардовской песне, то они вдруг с удивлением обнаружили, что бывают залы меньше, чем 5 тысяч зрителей. Теперь они поют по клубам на 30-100 человек. Но одно дело - бард, где нужно личное общение, что называется, "глаза в глаза", и человеку с гитарой, в принципе, достаточно 20 человек в зале. Другая крайность - это попсовые команды, где, наоборот, чем дальше сцена - тем меньше видно лажи, что фонограмма не совпадает, или не тот голос. А вот рок-н-ролл - что-то среднее, но тоже - в маленьком клубе нельзя, и в 'партерном' зале тоже. Вот Шевчук с "Акустикой" в "России" не очень получился. Все равно "стоячка" нужна! То есть нельзя, чтобы было меньше тысячи стоячих мест. Вот "Все это рок-н-ролл" был, наверное, одним из первых "стоячих" концертов. Народу это все внове было, сейчас это уже и не представишь даже, что в "Олимпийском" народ сидит на рок-н-ролле, как раньше сидели. Народ поднялся с колен,- точнее, с "сидалищ"!
Звуки.Ru: - И все-таки, возможно ли повторение того концерта? Скажем, спустя лет 15 или 20?
Сергей: - Я думаю, что они обязаны это сделать, потому что должны музыканты уходить с привычного русла - не так, как Сукачев, надолго или насовсем, а собраться, подготовить все, 'вдарить' и показать тем же молодым, как надо работать! Все-таки они это умеют делать, и должны научить молодежь. Они должны показать класс! Думаю, что повод придумать можно, надо только постараться.
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)