Все-таки замечательная вещь - теория
относительности: насколько она
позволяет по-разному все оценивать. Казалось бы, что такое 10 лет в
истории? Мелочь! Но, если вспомнить, сколько всего произошло за эти годы -
жутко становится!
В 1992-м году все еще только привыкали к жизни в стране с
новым названием "Россия" и к новому Президенту. Не было ни "Нашего", ни
"ненашего" радио - "Я и мой пес слушали М-Радио", конкурировавшее только с
"Европой Плюс" и "Эхом Москвы". Клубной культуры еще не сложилось, и с трудом
можно было представить, что в один вечер можно будет разрываться между
ЧайФом в "Свалке", Чижом в "Б-2" или Гариком в "Точке".
Рок-концерты тогда проходили исключительно на стадионах или в крупных ДК,
которые забивались до отказа. В основном, это были сольные концерты одной
группы - Алисы, ДДТ или Бригады С,- но бывало и так, что можно
было лицезреть всех одновременно, как на концертах памяти Виктора Цоя
или "Рок против наркотиков", где выступали по 5-6 групп одновременно.
Особняком в этом ряду стоит концерт 16-го мая 1992 года в ДС "Крылья Советов",
на котором состоялась презентация пластинки Все это рок-н-ролл. В том
концерте приняли участие лидеры практически всех наиболее известных на тот
момент российских рок-групп - Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Александр Ф.
Скляр, Владимир Шахрин, Вячеслав Бутусов, Сергей Воронов,- а также
известная американская поклонница русских рок-музыкантов Джоанна
Стингрей. Идейным вдохновителем и главной движущей силой мероприятия был
лидер тогда еще Бригады С Гарик Сукачев.
Шоу
вошло в анналы истории и постоянно упоминается в рок-энциклопедиях в самом
разном контексте. Много интервью было посвящено этому знаменательному событию, и
сейчас, спустя 10 лет, его участники рады поностальгировать.
Однако точку зрения музыкантов, а также их мысли по поводу
прошедших 10 лет и нынешних планах, мы изложим позднее, а для начала послушаем,
что думают по этому поводу люди, бывшие "за сценой" - Александр Ларин, тогда
заместитель, а ныне Генеральный директор "Feelee management" -
фирмы-организатора концерта, и Сергей Антипов - руководитель "Программы 'А'",
режиссер телеверсии.
Александр Ларин: - Готовилась тогда целая
пластинка 'Все это
рок-н-ролл'. Собственно песня
принадлежала Кинчеву, но Гарик исполнил так, как ему этого хотелось, в
собственных аранжировках, которые делал, естественно, Галанин. До того был снят
клип на эту песню, режиссером был Ваня Калинин, который работал в 'ВиДе', или
во 'Взгляде', - точно не помню. Поначалу он должен был сниматься в Северном
речном пароходстве, но погода была кошмарнейшая, просто ужас,- и все переехали в
студию. Это происходило так: поскольку в то время мобильных телефонов на руках
еще никто не имел, то Ваня доехал до ближайшей студии, договорился, и мы
переехали туда. Декорации, какие были под рукой, те и поставили - и в них-то
клип и снимался. Конечно, как выяснилось, в то время было еще реально в один
день и в один час собрать всех, так сказать, 'звезд' рок-н-ролла. Удивительно,
но все откликнулись и приехали в назначенный час - и московские, и питерские, и
свердловские. Единственный, кто дописывался - это Шевчук, но это произошло
буквально через два-три дня. Так что в течение максимум трех недель клип был
готов. И в то время это был "клип номер 1", можно так сказать.
Потом уже вышла сама пластинка, и она мне запомнится надолго,- вернее, ее
производство на Апрелевском заводе. Там было очень тяжело все делать - из-за
отсутствия бумаги на обложку, целлофана, чтобы все это закатать: Приходилось
покупать бумагу в одном месте, целлофан - в славном городе Владимире, ехать в
тот же Санкт-Петербург, нарезать медные диски, которые потом везти в
холодильнике и сдавать все это на Апрелевский завод, - у меня почему-то было
такое ощущение, что мы могли не успеть этого сделать. А еще возникла мысль
выпустить миньончик под тем же названием, не помню, 'сорокапятка' была или
'33'. Кажется, все-таки 'сорокапятка' - это был вообще последний в жизни такой
миньон! Он вышел 10 мая, в выходной, и я получал его в 9 часов вечера. Я просто
на выходил тогда с завода, несмотря на праздники. Отдельные товарищи там хотели
заработать, а нам необходимо было 'не упасть лицом в грязь' и успеть выпустить
эту виниловую пластинку. К счастью, все получилось и все состоялось, и 16 мая в
"Крыльях Советов" состоялся концерт-презентация этого диска.
Так получилось, что это совпало с днем рождения Шевчука, но тогда,
наверное, и Бутусов-то даже не помнил об этом, или Гарик - просто так совпало,
не более того. Но на протяжении концерта особо это не отмечалось, хотя в
гримерках присутствовало все, даже в то время. К тому же, были неплохие бары в
зоне VIP и банкет был там же, в "Крыльях Советов", после концерта - в общем,
было весело, 'молодежно' и 'по-рокенролльному'! Сейчас такое уже вряд ли возможно.
Звуки.Ru: - А почему?
Александр Ларин: - Ну, вот собирались они два года назад на концерте памяти Толика Крупнова, но тут надо было отдать дань памяти музыканта, артиста, друга - это другое. Что же касается именно "духа рок-н-ролла" - сейчас, мне кажется, это неактуально. Тогда - да, причем все музыканты выступали бесплатно. Мы обеспечивали их переезд, проживание в гостинице на хорошем уровне, банкет - и все, и тогда это было реально. Сейчас уже тяжело будет собрать именно в таком составе. Я знаю это, потому что делал уже много концертов - и Бутусову, и Шевчуку, и Гарику, и Шахрину. Я просто вижу, что взаимоотношения рок-музыкантов сейчас, спустя 10 лет, стали совершенно другие. Одно приятно: что я не слышал ни от одного из них, чтобы кто-то плохо отзывался друг о друге. Тем не менее, я заметил, что, делая, скажем, в Горбушке концерт Алисы, я не вижу здесь в гостях Гарика Сукачева или Скляра, хотя знаю прекрасно, что они до сих пор дружат, звонят друг другу, разговаривают,- но и все.
Звуки.Ru: - В этом виноваты деньги и проблемы, связанные с этим?
Александр: - Не думаю, что денежные проблемы так уж навалились на музыкантов - нет! Это было всегда, есть и будет, и это вопросы, скорее, директоров музыкантов. Судя по тому, как у них идет образ жизни - то студия, то гастроли, "то пятое, то десятое" - им семьям-то некогда уделить внимание, детям своим. Только, к тому же, раньше все были на 10 лет моложе, "рвали когтями", "скрипели зубами" и "перли" вперед! Теперь все стали старше, и появилось больше желания побыть вместе с семьей.
Звуки.Ru: - Можно ли было предугадать тогда, как сложится жизненный путь каждого?
Александр: - Тогда дорога была у всех одна! И недалекие были 'раздвиги' друг от друга. По количеству народа и по качеству зрителя они все были очень близки. И с удовольствием тогдашние "алисоманы" шли, и "бригадовские" фэны, и "чайфовские", и "ва-банковские" - все шли с удовольствием, дружно, никто между собой не дрался, не ругался. По количеству зрителей - примерно разное было число поклонников у каждой группы. Сейчас это, естественно, уже по-другому, но кто как захотел, тот так и повел свою музыкальную жизнь.
Звуки.Ru: - А почему в том 'звездном' составе не было Гребенщикова?
Александр: - Насколько мне известно, его не приглашали. Гарик же сам отбирал тех, кого он хотел видеть, и я не помню, чтобы стоял вопрос о приглашении Гребенщикова. Каждая песня, которая звучала на этой пластинке, была продумана Гариком не один десяток дней. И, видимо, просто для БГ на тот момент не нашлось места.
Звуки.Ru: - Взялся бы ты сейчас за организацию концерта, например, в честь 15-летия того события?
Александр: - Нет, не взялся бы, по очень простой причине - я не вижу реальной возможности собрать вместе всех музыкантов, поскольку у меня за последние полгода прошли концерты и 'ДДТ', и 'ЧайФа', и Бутусова, и Гарика Сукачева. Скорее всего, это можно было бы сделать в честь концерта 'Рок против террора', который был за год до того. Музыканты вспоминают тот концерт чаще, потому что на "Рок против террора" выступали все с группами, а здесь была 'Бригада С' и отдельно - Шевчук, Бутусов, Шахрин, Скляр и даже 'Алиса' не полностью. Поэтому я очень сомневаюсь, что это можно было бы повторить спустя 15 лет. Но вообще, честно говоря, я не задавал себе этого вопроса. К тому же, сейчас столько фестивалей, а посмотришь список выступающих - одни и те же. А что там нового? Да ничего, все то же самое - мало что меняется! Я не думаю, что сейчас это кому-то нужно, да и по бюджету это должны быть довольно приличные деньги, поскольку сейчас на голом энтузиазме уже ничего не сделаешь.
А вот, что сказал по этому поводу Сергей Антипов:
Сергей Антипов: - Это был один из первых больших концертов, снятых Программой 'А'. Конечно, бывали еще какие-то акции, но в Москве, пожалуй, впервые был снят концерт с таким "звездным" составом. "Рок против террора" снимал, кажется "Взгляд", не помню уже. А тут, конечно, было интересно снимать разных солистов с одной группой. Я больше не припомню ничего подобного - на сцене как большой симфонический оркестр, и только солисты меняются. Достаточно серьезная работа была проделана самими музыкантами. Было, конечно, очень интересно. Когда еще, например, Джоанна Стингрей споет с 'Бригадой С'? Хоровое пение - опять же, была достаточно забавная штука. Была какая-то атмосфера 'капустника', было приятно, что все это было 'вживую', хоть и репетировалось, но достаточно неожиданно. Тогда был такой подъем рок-н-ролла в стране...
Звуки.Ru: - Многие считают, что этот концерт, наоборот, завершил некую эпоху:такого 'рок-н-ролльного братства'.
Сергей: - Вполне возможно. После этого были только большие
фестивали, когда
несколько дней по нескольку часов все они встречаются, каждый уже со своей
группой, но все как-то по отдельности друг от друга. И даже публика иной раз
приходит посмотреть только на конкретного артиста, а после его выступления
уходит. Тогда же публика была как-то более едина, хотя чисто "по кадру" я
помню, что "алисовцы", конечно, выделялись, поскольку заглавная песня все-таки
принадлежала Кинчеву, но все равно они с неменьшим энтузиазмом и про "Осень"
кричали... Тогда не было такого четкого фанатского разделения, выделялись, в
основном, по одежде, а по атмосфере - все были одинаковы.
Когда-то я думал, чем отличается "рок-н-ролл" от "не рок-н-ролла" -
импровизацией! Наверное, когда фестиваль - я имею в виду нынешние, типа
"Максидрома" - слишком готовится, то появляются уже слова из какого-то другого
лексикона - "хедлайнеры" и т.п. Тогда такого не было, все были действительно
равны и вместе, а здесь уже разделение. Шоу-бизнес завладел, конечно,
рок-н-роллом, и это не совсем нормально, это уже ближе стало к поп-музыке. Я не
скажу, конечно, что он "умер", но ушла какая-то искренность, что ли. Тогда было
ощущение, что песня рождается прямо здесь, на месте, и как бы не репетировали,
но всегда что-то новое звучало - какая-то нота, слово, аккорд - в ответ на
реакцию зрителя. А нынешние выступления - это нормальная концертная программа,
отработанная, разве что переставлены местами песни, или немножко увеличено их количество.
Звуки.Ru: - В принципе, ведь все они до сих пор остались 'на плаву'. Как ты думаешь, возможно ли было бы устроить сейчас нечто подобное?
Сергей: - А их было тогда всего человек десять-пятнадцать, и
практически все они
участвовали в том концерте. Конечно, не было БГ, Мамонова, который уже к тому
времени особо не выступал,- видимо, готовился к театральной деятельности...
Ну, скажем, половина тогдашних именитых рок-н-рольщиков участвовала в концерте!
А сейчас их сотни! Их вместе просто не собрать. К тому же, надо разделять уже,
кто играет действительно рок-н-ролл, а кто какой-нибудь рокапопс или
попсорок. Иногда складывается впечатление, что та же Пугачева гораздо более
"рок-н-ролльна" в своих концертах, чем нынешние молодые рок-музыканты
(смеется).
Хотя, опять же, что значит "молодые"? Того же Макса Покровского, скорее,
можно отнести к рок-н-ролльщикам "старой" формации, хоть и пришел он в начале
90-х. Или Сплин, например,- к кому отнести? Это можно, наверное, назвать некой
"второй волной" русского рока, а сейчас уже пошла "третья". Вот, наверное, тот
концерт подвел итог для "первой волны", когда еще не было "завязок" с шоу-бизнесом.
Звуки.Ru: - А кто из тех, с кого "молодежные группировки брали дурной пример", остался наиболее верен себе, на твой взгляд?
Сергей: - Пытаюсь вспомнить... (задумывается и смеется) - Джоанна Стингрей!.. Не знаю, в принципе, мне, конечно, нравится, что делает Сукачев сейчас - фильмы всякие-разные, но, мне кажется, что он совсем забросил музыку. Все эти совместные мероприятия с Пугачевой... Конечно, эксперименты имеют право на жизнь, но, мне кажется, он не все еще сказал по музыке! Его песни того времени, начала 90-х - пока лучшие. Я думаю, что он слишком много времени стал уделять кино,- а ведь вполне мог бы устроить нечто подобное тому концерту. Бутусов... Слишком серьезные эксперименты. Конечно, возраст, семейная жизнь - это затягивает. Вот Скляр все время что-то придумывает - это действительно интересно. У 'ЧайФа' тоже мало новых "шлягеров", уж извиняюсь за подобную терминологию, мало новых хороших песен, типа "Поплачь о нем". Конечно, поток музыкальный возрос, и трудно стало пробиваться даже и 'пожилым', маститым музыкантам, не говоря уж о молодых. Кинчева что-то вообще давно не слышно, имею в виду нового. Мне кажется, что расширилась аудитория только у Шевчука. Впечатление такое, что 'стадион' Шевчука больше, чем 'стадион' 'ЧайФа', Бутусова или 'Алисы'. Но тоже мало новых хороших песен.
Звуки.Ru: - Может, и время стадионов уже ушло?
Сергей Антипов: - Помню, как мне однажды перед съемкой пожаловалась Вероника Долина, что когда после перестройки стал угасать интерес к бардовской песне, то они вдруг с удивлением обнаружили, что бывают залы меньше, чем 5 тысяч зрителей. Теперь они поют по клубам на 30-100 человек. Но одно дело - бард, где нужно личное общение, что называется, "глаза в глаза", и человеку с гитарой, в принципе, достаточно 20 человек в зале. Другая крайность - это попсовые команды, где, наоборот, чем дальше сцена - тем меньше видно лажи, что фонограмма не совпадает, или не тот голос. А вот рок-н-ролл - что-то среднее, но тоже - в маленьком клубе нельзя, и в 'партерном' зале тоже. Вот Шевчук с "Акустикой" в "России" не очень получился. Все равно "стоячка" нужна! То есть нельзя, чтобы было меньше тысячи стоячих мест. Вот "Все это рок-н-ролл" был, наверное, одним из первых "стоячих" концертов. Народу это все внове было, сейчас это уже и не представишь даже, что в "Олимпийском" народ сидит на рок-н-ролле, как раньше сидели. Народ поднялся с колен,- точнее, с "сидалищ"!
Звуки.Ru: - И все-таки, возможно ли повторение того концерта? Скажем, спустя лет 15 или 20?
Сергей: - Я думаю, что они обязаны это сделать, потому что должны музыканты уходить с привычного русла - не так, как Сукачев, надолго или насовсем, а собраться, подготовить все, 'вдарить' и показать тем же молодым, как надо работать! Все-таки они это умеют делать, и должны научить молодежь. Они должны показать класс! Думаю, что повод придумать можно, надо только постараться.
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)