На следующей неделе в Москве и Петербурге состоятся марафонские концерты с участием всех трех групп отпраздновавшего в октябре 50-летие Евгения Федорова. Поздравив юбиляра, Сергей Степанов разузнал у него последние новости Zorge, Optimystica и Tequilajazzz, которые как минимум в одном случае оказались вполне сенсационными.
Звуки: Я так понимаю, что весенние концерты Tequilajazzz были генеральной репетицией грядущих?
ЕФ: Да, мы решили, что перед этими концертами было бы хорошо сыграть еще - почувствовать сцену, друг друга. Дело в том, что наши 50-летия начались в январе: сначала Костя (Константин Федоров, гитарист Tequilajazzz - прим. Звуков) пошел, потом прыгнул Дусер (Александр Воронов, барабанщик "Текилы" - прим. Звуков), а я последний. Поэтому мы решили, что это будет не концерт на мой день рождения, а целый юбилейный наш тур. И неслучайно, что все это тогда называлось "150 планетарных колец" - нам на троих в этом году стукнуло 150. Это прекрасно рифмовалось с великой цифрой "150 миллиардов шагов", и поэтому мы решили именно на нее нажимать - а не на мое 50-летие. Выступлений было всего пять: Петербург, Москва, Тульская область, Екатеринбург и Владивосток. Прокатились по знаковым точкам, рок-столицам.
Звуки: И как ты готовишься к окончанию этого тура?
ЕФ: Каждый готовит свою собственную программу - ну, то есть, я ее готовлю с каждой из трех групп. Это уже даже не шизофрения, раздвоение личности, а ее "растроение" - или какой там есть термин в психиатрии. И в принципе я к этой мысли уже привык и так построил всю программу, что спокойно себя чувствую. Главное, чтобы глотка не подвела, потому что у меня с голосом в последнее время бывают проблемы.
Звуки: Новый состав "Оптимистики" как-то решил проблемы с логистикой, из-за которой группа так редко выступала?
ЕФ: Да, к сожалению, не осталось ребят из "Ленинграда" - они были самыми непредсказуемыми в смысле логистики, потому что у них в самый последний момент мог возникнуть концерт где-нибудь далеко, и у нас так срывались некоторые вещи. Сейчас немножко полегче, но все равно логистика довольно жесткая - к примеру, на наш концерт ребята из "Маркшейдер Кунст" (три человека, духовая секция) полетят прямиком из Колумбии. У нас для этого есть скамейка запасных - из разных составов, в основном джазовых: кого-то тренер вызвал, кого-то нет, а кто-то травмирован. Мы очень часто встречаемся и общаемся, и я переложил на плечи ребят кучу забот по аранжировкам и каким-то другим вещам, потому что наконец-то нашел таких людей, которые понимают в том, что нам хочется делать, гораздо больше, чем я. Ребята с огромным количеством задач справляются без меня, и это большое счастье.
Звуки: Первый альбом Optimystica Orchestra вышел десять лет назад. Песни для нового сочинялись все эти годы?
ЕФ: Нет, в отличие от первого альбома, материал к которому сочинялся долго, после чего ждал своего часа, все новые песни были написаны в течение уходящего года, за исключением пары переделанных нами песен Zorge, "Мафии" и "Тайны". Все остальные новые и отражают мои эмоции и мое отношение ко всему, что происходило в течение этого года. Он был очень непростой, во многом депрессивный - я не позволяю своему фейсбуку эти эмоции транслировать, поэтому очень часто со стороны обо мне складывается впечатление, что я такой позитивно мыслящий, все время на коне и гиперактивный музыкант. Не знаю, почему так - просто не вижу смысла делиться негативным. Поделиться хорошим всегда приятнее.
Звуки: Каким бы непростым ни был твой год, как минимум одно в нем должно было радовать каждый день. Твоему старшему сыну была в свое время посвящена одна не самая типичная для Tequilajazzz баллада - успел ли тебя вдохновить на творчество младший?
ЕФ: Не так напрямую, как в том случае, когда песня была написана по следам очень болезненного развода. Просто постоянное общение с ребенком очень влияет и на мировоззрение, и на то, о чем ты вдруг начинаешь петь - порой неожиданно для самого себя. Вдохновляет все время, конечно.
Звуки: Насколько теперешняя Optimystica похожа на ее первую инкарнацию 11,5-летней давности?
ЕФ: Много общего. Остались мелодии, большое количество песен - хотя они, конечно, претерпели изменения, и местами даже значительные. Может быть, в той "Оптимистике" было больше хулиганства, потому что "ленинградцы" играли - это утрачено, да. Сейчас больше вальяжности - но и мы постарели. Вернее, повзрослели. Мне стало нравиться носить костюмы. То есть, мы и в "Текиле" иногда играли в костюмах, но это был скорее такой хардкор-жест, как у многих. А тут это, в общем, необходимость. Был период, когда мы в "Оптимистике" играли в свитерках, таком очень casual варианте, но сейчас у нас появился портной, дизайнер и так далее. Почему нет? Хочется, чтобы костюмчик сидел. Сейчас эта вальяжность мне нравится. Если вспоминать о моем возрасте, то она вполне простительна.
Звуки: Ты, кстати, о нем вспоминаешь? Так, чтобы сам, не видя афиши грядущих концертов и не отвечая на вопросы интервью?
ЕФ: Вот вообще не вспоминаю - и не вспоминал бы, если бы не было этих концертов. Но вот напоминают.
Звуки: Так когда выходит альбом "Оптимистики"?
ЕФ: Фильм-концерт о группе будет готов к апрелю. Процесс уже запущен, фильм монтируется (его подготовку можно проспонсировать посредством краудфандинга - прим. Звуков) - там много всего наснимали ребята, и я думаю, что мы их выпустим одновременно, фильм и альбом. Мы его закончим спокойненько - там осталось несколько штрихов всего. Несколько песен мы оставили в качестве сюрприза и не будем играть какое-то время.
Звуки: Винил будет?
ЕФ: Винил будет, мы специально делаем пластинку недлинной, под LP-стандарт, не превышающий 45 минут, - чтобы расположить треки на две стороны.
Звуки: Вы так вроде и бы со вторым альбомом Zorge в свое время так поступили?
ЕФ: Да, но там с винилом пока не вышло. У Zorge, кстати, более жесткие, агрессивные песни стали появляться - с меньшим влиянием позднего маткора и прог-рока, меньше сложных размеров. Зато ярости и разочарования будет больше.
Звуки: А как вообще происходит сочинительский процесс в последнее время - учитывая, что у тебя сейчас как никогда много действующих составов?
ЕФ: По-разному бывает. Привычка к эклектике сопровождает меня в смысле творчества бесконечно - особенно с тех пор, как я стал заниматься какой-то киномузыкой. Там же музыку постоянно в разном стиле делаешь, и у меня вошло в привычку после, скажем, жесткого фрагмента, озвучивающего эпизод с погоней, сесть заниматься любовной сценой - решенной в совершенно другом ключе. А еще бывают такие заказы, чтобы из радио играла песня, похожая на Игоря Корнелюка. Эта работка довольно смешная, и если раньше она меня раздражала, то теперь я
веселюсь. Не знаю, остался ли стиль, в котором я себя не попробовал за эти 20 лет, что я занимаюсь кино- и театральной музыкой.
Песни же пишутся в основном с теми группами, с которыми чаще встречаешься. К сожалению, группа Zorge в последнее время существует совсем уж на два города: раньше только Димка (Дмитрий Зильперт, гитарист Zorge - прим. ред.) жил в Москве, а теперь и Марк (Марк Лаубер, барабанщик Zorge - прим. ред.) там же - у него в Москве жена работает и дочь родилась. Мой стиль написания песен для рок-группы - это всегда тесное взаимодействие с барабанщиком. Так всегда было в Tequilajazzz, и так было с Марком - сначала мы с ним сочиняем что-то вдвоем, а потом подтягиваются другие музыканты, и вот эта скелетная, первичная форма песен обрастает каким-то еще мясом. Так сложилось, поэтому до февраля, когда Марк планирует возвращаться в Петербург, процесс в Zorge у нас слегка затормозился. Но скоро, видимо, будет и там какой-то всплеск - благо мыслей и энергии накопилось довольно много.
Что же касается Tequilajazzz, то мы не планируем и не делаем никаких новых песен. Дело в том, что я с этим сталкивался и в последние где-то пять или шесть лет существования "Текилы" - мало кому интересны наши новые песни. Люди всегда хотят старенького - подавай всем "Стреляли?" и "Вирус". Только года через два после "Целлулоида" захотели "Целлулоид", только года через три после "Выше осени" захотели "Выше осени". То есть, всегда проходит какое-то время, чтобы публика привыкла и захотела слушать что-то новенькое для себя - как раз к тому моменту, когда для нас оно становится стареньким. Такая сложная история. Так что для этих концертов мы решили делать ретроспективную программу с преобладанием песен из первых альбомов - которые пожестче, помаскулиннее, пояростнее и, как мне кажется, больше перекликаются с событиями, которые сейчас происходят в мире - по прошествии двадцати с лишним лет.
Звуки: То есть, ты хочешь сказать, что появление новых песен группы Tequilajazzz теоретически возможно?
ЕФ: Да, возможно. Более того, мы какие-то штуки с Дусером придумываем время от времени: неизбежно начинаешь играть что-то на бас-гитаре новое, и тут же товарищ подхватывает. Для этого у меня в рюкзаке всегда есть диктофон, куда я записываю какие-то фрагменты и оставляю их. На будущее - потому что сейчас, на этих концертах, совершенно нет задачи потрясти кого-то новой песней. Я уверен на 146%, что люди хотят именно старых - чем старее, тем лучше, и все мои разговоры - как со случайно встреченными знакомыми, так и с друзьями, которые начинали когда-то с того, что были фанатами, - сводятся к таким диалогам:
- А "Вирус" будет?
- Много будет "Вируса"!
- Класс, класс, класс! А "Стреляли?" будет?
- Много будет "Стреляли?"
- А, отлично! То, что надо - я пойду!
Звуки: А "Абориген" будет?
ЕФ: Пока не знаем!
Звуки: Как в группе Tequilajazzz появился новый музыкант, Константин Чалых?
ЕФ: Это замечательный музыкант со светлой головой и хорошим - именно музыкальным - юмором. Дело в том, что когда я делал попытки группу реформировать пять лет назад, как раз Костя Чалых и подразумевался как один из музыкантов Tequilajazzz. Собственно, сейчас мы пришли к тому, что группа выглядит примерно так, как и планировалось пять лет назад. В чем такая грустная ирония судьбы - пять лет группа не существовала, потому что эта реформация не прокатила. Косте я звонил еще тогда и спросил: "будешь?" На что он сказал: "ДААААА!" - и врезался в другой автомобиль, потому что потерял всяческий контроль над вождением в этот момент. Поэтому и когда речь зашла об этих концертах, я сразу же позвонил ему. Он полноценный участник группы в ее теперешнем виде - хотя я и не знаю, надолго это все или нет.
Звуки: Продолжая эту тему - у вас практически весь новый мерчендайзинг сопровождается слоганом "никогда не говори "никогда"? Почему?
ЕФ: Потому что лично я много раз говорил "никогда" - в раздраженном состоянии, по разным поводам. Отсюда появился и дизайн футболок, где я похож на Ричарда Д. Джеймса - с такой же прической, бородкой и этим слоганом. В общем, погрозил пальчиком самому себе.
Звуки: Сколько песен отрепетировали Tequilajazzz для этого вашего тура?
ЕФ: Где-то около тридцати - но на ноябрьских концертах сыграем штук двадцать.
Звуки: Стоит ли ждать сюрпризов?
ЕФ: Ну, например, песню "Пистолет" мы очень долго не играли, а сейчас играем - и еще несколько таких же. Может, мы песню "Пуля" вспомним - потому что война идет.
Звуки: Без вопроса о перезаписи "Целлулоида", с тех пор как ты о ней неосторожно обмолвился, теперь не обойтись.
ЕФ: Не успеваем, не успеваем, не успеваем! Вот буквально сегодня открывал папочку, где лежат уже готовые песни, - несколько штук, разложенные на дорожки, - с тоской на это посмотрел и понял, что надо быстрее "Монголоидом" (долгоиграющим мультимедийным проектом Zorge - прим. Звуки) заняться - а не "Целлулоидом". Мы помним об этом, осталось немного сделать. Там же много было всякого семплинга первобытного на "Целлулоиде", и мы нашли эти семплы. И все эти штуки, которые, казалось, невозможно было повторить, мы повторили.
Звуки: На сторонние проекты время находится?
ЕФ: По-прежнему тянутся, уже 15 лет, "Тайны следствия". Обсуждаются новые проекты, но их меньше, чем раньше. Вся эта индустрия сейчас претерпевает мощнейший кризис - зарплату стали платить через полгода после выхода фильма, а раньше платили за месяц до. А, например, на студии "Панорама", на которой я работаю, раньше одновременно снималось десять всяких сериалов, а сейчас только два. Немного сторонних дел.
Звуки: О ноябрьских концертах еще нужно что-то знать?
ЕФ: В концерте неминуемы чейнджоверы, когда меняется аппаратура и так далее - так вот, в это время диджей будет играть всякую мою музыку из кинофильмов и спектаклей. У него будет четыре сета: перед, между, еще раз между и после концерта, и сейчас я как раз составляю их программу репрезентативную. Она ведь должна быть разной в каждом из этих кусочков, так что вот ковыряюсь в диких завалах своей инструментальной музыки - как вошедшей в фильмы, так и не вошедшей. Но никаких спецгостей, никаких "а теперь юбиляра поздравляет вот этот", ничего такого не будет. По шесть часов играть не будем, но сделаем такие маленькие фестивали с группой Tequilajazzz в качестве хедлайнеров: не очень длинные сеты Zorge и "Оптимистики" и довольно длинный - "Текилы". Просто чтобы мне выжить.
Звуки: Что за аудитория у твоих групп сейчас?
ЕФ: У нас на концертах появилось довольно много молодежи - совсем молодых людей, которые вполне годятся мне в сыновья. Даже мой старший сын уже некоторых их них постарше. Плюс мы видим каких-то старых своих фанатов, которые приходят со своими детьми, а некоторые уже даже и с внуками.
Звуки: И что ты по этому поводу испытываешь?
ЕФ: Да ничего - я просто удивляюсь, что вот эти мои друзья, которые приходят с внуками, совсем не постарели и выглядят такими вполне бодрыми ребятами. И то, что они с внуками приходят, не смотрится как три поколения, от седовласого деда до хулиганистого мальчика или девочки. Плюс старые лица - людей, которых я не видел пять лет, потому что они не ходят на Zorge принципиально. Таких тоже много - я некоторых из их встречал на весенних концертах глазами. Очень часто ко мне подходили после тех концертов и говорили: "какая у вас публика замечательная!" А я тогда очень волновался и, видимо, не разглядел, что за публика.
Звуки: Можно смело предположить, что такие концерты, как в ноябре, больше не повторятся - или "никогда не говори "никогда"?
ЕФ: Да, это будут уникальные концерты. Вполне вероятно, что еще можно будет услышать в будущем группу Tequilajazzz. Конечно, можно будет увидеть и Zorge, и "Оптимистику". Но в одном концерте это больше не повторится ни-ког-да. Если, конечно, года через три я не соберу четвертую или пятую группу.
50-летие Евгения Федорова: Tequilajazzz / Zorge / Optimystica
19 ноября - Москва, YOTASPACE
21 ноября - Санкт-Петербург, "А2"
Дата рождения:
3 октября 1965
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)