"Идиш-джаз" - традиционные еврейские песни, положенные на джазовую основу - это прежде всего красивая утопия, фантазия о том, что могло бы быть, если бы волна эмигрировавших в США в начале прошлого века евреев вплела свою культуру нарождавшийся примерно в то же время джазовый канон. Даром что на первый взгляд звучит как оксюморон, Yiddish Jazz - уже давно оформившаяся концепция, отработанная профессионалами своего дела и живьем, и в студии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что боевое крещение новая площадка "Градский Холл" принимает именно с этой программой: даже если учесть многолетнюю дружбу нынешнего ментора российской версии "Голоса" с идеологом Yiddish Jazz Андреем Макаревичем, выбирать ему было из чего и из кого.
Звуки: Андрей, чем этот сет будет отличаться от ваших предыдущих выступлений, почему он пройдет именно в "Градский Холл"?
Андрей: Эту площадку мы выбрали потому, что вместе с Градским. Это мой старинный товарищ, страшно сказать, сколько мы лет знакомы - с 1970 года, если не с 1969-го. Я ждал 24 года, когда он наконец достроит этот зал, и вот это произошло.
Звуки: Почему так долго?
Андрей: Потому что это муниципальный зал, а не его собственный. Началось это еще при Лужкове. Финансировали строительство частями, с перерывами, переделывали зал из старого советского кинотеатра "Буревестник". Переделки были серьезные, а Саша как перфекционист хотел, чтобы там было все самое лучшее. Я там был, когда уже он его показывал своим друзьям и близким. Это будет достойнейшее место в Москве, потому что зал - идеальный по размерам для такой программы. Поскольку он сделан очень современно, там великолепный звук и, наверное, лучший в Москве свет. Там, по-моему, одних лазеров 32 штуки! Другое дело, что для нынешней программы нам это не нужно, но это производит впечатление.
А что касается самой программы, то началось все с пластинки "Yiddish Jazz". И когда мы ей занимались, мне это было страшно интересно, я вообще люблю старую музыку, старый джаз, и мы совершенно не предполагали, что это будет интересно широкому кругу людей. Мне казалось, это для какого-то узкого круга любителей. Но мы сделали концертную программу, и мы с ней выступили в Америке, не помню, в скольких городах. Я был совершенно потрясен таким интересом к этому делу. Вообще, везти американский джаз в Америку - это хамство.
Звуки: То есть, там ваш джаз оказался еще более востребованным, чем тут?
Андрей: В Москве мы его начали показывать в Доме Музыки, когда пришли какие-то идиоты с перечным газом, а так мы несколько раз играли эту программу, но это были камерные собрания,- что-то связанное с еврейской культурой. За это время мы записали вторую пластинку - и поняли, что можно писать и третью, и четвертую. У нас есть товарищ Саша Туркот, он был идейным вдохновителем всей этой истории. Он человек, глубоко погруженный в интернет, и он чудесно ищет всякие раритеты. Наше дело - придать этому какой-то вид, сыграть так, чтобы получить от этого удовольствие. В этом проекте задействованы очень чудные музыканты, поэтому для меня это радость и большая честь.
Звуки: Расскажите, кто примет участие в этом большом концерте?
Андрей: Что касается певиц, то я считаю, что лучшие наши вокалистки собрались в этом проекте. Постоянны участницы - это Ирина Родилес, Полина Касьянова и Диана Поленова.
Звуки: Вы берете старые произведения - возникают ли у вас какие-то проблемы с авторским правом?
Андрей: Мы очищали права тех треков, которые были написаны менее, чем 70 лет назад, но их были единицы, в основном этим песням больше 70 лет. Это поразительно, потому что среди них есть совершенно забытые песни, а есть песни, которые до сих пор являются главными джазовыми стандартами, их играют все музыканты мира!
Звуки: Из тех песен, которые не очень популярны и не очень известны, какая ваша любимая?
Андрей: У меня нет ни одной, ни двух, ни трех. Они все очень разные. Саша нам предоставил огромное количество того, что он накопал, а дальше Женя Борец делал аранжировки, вокалистки выбирали, что каждой ближе, что было, по -моему, не очень сложно, потому что у них разные манеры. В результате получилась такая джазово-филармоническая штука.
Фестиваль Идиш Джаз
Москва, Градский Холл
29 октября
Дата рождения:
11 декабря 1953
1948 – Родился Герман Раребелл, барабанщик группы Scorpions »»
1962 – Родился Кирк Хэммет - "молодой" гитарист Metallica. Кирк известен своими техничными соло, признанными во всем мире: "Master of Puppets", "One", "Fade To Black" и др. Также является автором многих узнаваемых риффов из творчества группы »»
1967 – Вышел первый номер журнала Rolling Stone. На момент выхода первого номера издание было 8-полосной газетой, издаваемой Янном Уэннером (в настоящее время - по-прежнему издатель журнала) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. Сейчас издается в 16 странах »»
2002 – Решением ученого совета Университета Хэртфордшира Брайану Мэю (Queen) присудили степень доктора астрономии »»
Sheila JORDAN (1928)
Melvin LASTIE (1930)
Don CHERRY (1936)
John MCFEE (1953)
Cindy BLACKMAN (1959)
Kim WILDE (1960)
Kirk HAMMETT (1962)
Antoine CLAMARAN (1964)
Paul BOWLES (1999)