Андрей МАКАРЕВИЧ  "В основном, мы играем песни, которым больше 70 лет"

В канун фестиваля "Идиш Джаз" Звуки поговорили с одним из главных его участников - Андреем Макаревичем.

"Идиш-джаз" - традиционные еврейские песни, положенные на джазовую основу - это прежде всего красивая утопия, фантазия о том, что могло бы быть, если бы волна эмигрировавших в США в начале прошлого века евреев вплела свою культуру нарождавшийся примерно в то же время джазовый канон. Даром что на первый взгляд звучит как оксюморон, Yiddish Jazz - уже давно оформившаяся концепция, отработанная профессионалами своего дела и живьем, и в студии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что боевое крещение новая площадка "Градский Холл" принимает именно с этой программой: даже если учесть многолетнюю дружбу нынешнего ментора российской версии "Голоса" с идеологом Yiddish Jazz Андреем Макаревичем, выбирать ему было из чего и из кого.

Звуки: Андрей, чем этот сет будет отличаться от ваших предыдущих выступлений, почему он пройдет именно в "Градский Холл"?
Андрей: Эту площадку мы выбрали потому, что вместе с Градским. Это мой старинный товарищ, страшно сказать, сколько мы лет знакомы - с 1970 года, если не с 1969-го. Я ждал 24 года, когда он наконец достроит этот зал, и вот это произошло.

Звуки: Почему так долго?
Андрей: Потому что это муниципальный зал, а не его собственный. Началось это еще при Лужкове. Финансировали строительство частями, с перерывами, переделывали зал из старого советского кинотеатра "Буревестник". Переделки были серьезные, а Саша как перфекционист хотел, чтобы там было все самое лучшее. Я там был, когда уже он его показывал своим друзьям и близким. Это будет достойнейшее место в Москве, потому что зал - идеальный по размерам для такой программы. Поскольку он сделан очень современно, там великолепный звук и, наверное, лучший в Москве свет. Там, по-моему, одних лазеров 32 штуки! Другое дело, что для нынешней программы нам это не нужно, но это производит впечатление.
А что касается самой программы, то началось все с пластинки "Yiddish Jazz". И когда мы ей занимались, мне это было страшно интересно, я вообще люблю старую музыку, старый джаз, и мы совершенно не предполагали, что это будет интересно широкому кругу людей. Мне казалось, это для какого-то узкого круга любителей. Но мы сделали концертную программу, и мы с ней выступили в Америке, не помню, в скольких городах. Я был совершенно потрясен таким интересом к этому делу. Вообще, везти американский джаз в Америку - это хамство.

Звуки: То есть, там ваш джаз оказался еще более востребованным, чем тут?
Андрей: В Москве мы его начали показывать в Доме Музыки, когда пришли какие-то идиоты с перечным газом, а так мы несколько раз играли эту программу, но это были камерные собрания,- что-то связанное с еврейской культурой. За это время мы записали вторую пластинку - и поняли, что можно писать и третью, и четвертую. У нас есть товарищ Саша Туркот, он был идейным вдохновителем всей этой истории. Он человек, глубоко погруженный в интернет, и он чудесно ищет всякие раритеты. Наше дело - придать этому какой-то вид, сыграть так, чтобы получить от этого удовольствие. В этом проекте задействованы очень чудные музыканты, поэтому для меня это радость и большая честь.

Звуки: Расскажите, кто примет участие в этом большом концерте?
Андрей: Что касается певиц, то я считаю, что лучшие наши вокалистки собрались в этом проекте. Постоянны участницы - это Ирина Родилес, Полина Касьянова и Диана Поленова.

Звуки: Вы берете старые произведения - возникают ли у вас какие-то проблемы с авторским правом?
Андрей: Мы очищали права тех треков, которые были написаны менее, чем 70 лет назад, но их были единицы, в основном этим песням больше 70 лет. Это поразительно, потому что среди них есть совершенно забытые песни, а есть песни, которые до сих пор являются главными джазовыми стандартами, их играют все музыканты мира!

Звуки: Из тех песен, которые не очень популярны и не очень известны, какая ваша любимая?
Андрей: У меня нет ни одной, ни двух, ни трех. Они все очень разные. Саша нам предоставил огромное количество того, что он накопал, а дальше Женя Борец делал аранжировки, вокалистки выбирали, что каждой ближе, что было, по -моему, не очень сложно, потому что у них разные манеры. В результате получилась такая джазово-филармоническая штука.

Фестиваль Идиш Джаз
Москва, Градский Холл
29 октября

20.10.2015, Анна ГАВРИЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Андрей МАКАРЕВИЧ - свежие публикации:

Андрей МАКАРЕВИЧ

Дата рождения:

11 декабря 1953