Не считайте меня снобом, но в этом году я окончательно распрощался с крупными стотысячными фестивалями, в плохом смысле жиреющими год от года (больше дней! больше хедлайнеров! больше технологий!), в пользу небольших - не сказать бы, "крафтовых",- open air, где всего - зрителей, еды, музыки и смежных развлечений - ни много, ни мало, а ровно столько, сколько способен вынести человеческий организм, не одурев от пиршества. Решающим аргументом стал польский OFF Festival, отличившийся образцовой организацией, грамотным программированием, небанальным лайнапом и ощущением праздника, который не превращается ни в вакханалию, ни в большую помойку.
OFF выкроил себе кусок земли рядом с Долиной трех прудов, юго-восточной окраине Катовице, недалеко от аэропорта Муховец и местного аэроклуба. Это еще не выселки, но город как таковой отсюда уже не виден. Это расположение во многом стало главным козырем фестиваля. Создается удачный гибрид выезда на природу с палатками (при желании можно заселиться в кемпинговой зоне недалеко от фестивальной поляны) и городского праздника выходного дня (до центра можно дойти пешком за час, но ночные автобусы и такси никто не отменял). Соответственно, публика OFF состоит пополам из типичных бэкпекеров и польских модников,- и ни те, ни другие не выглядят лишними.
Территориально OFF расчерчен на три зоны: между двумя концертными (на каждой по две сцены, работающие в "шахматном" порядке - на одной концерт заканчивается, через 10 минут вступает другая) распологается фуд-корт и то, что на казенном языке называется "дополнительными активностями" - будь то литературное кафе с лекторием, спонсорские тенты, кинотеатр под открытым небом или палатка Amnesty International (словом, "Пикник "Афиши" в миниатюре). Выносить еду и напитки из фудкорта нельзя: таким образом фестиваль поддерживает чистоту,- впрочем, и сами посетители стараются не мусорить. Исключение составляют только сигаретные окурки - фанатичной борьбой с табачным дымом Польша пока не заразилась.
Если что и досаждало в OFF в этом году, то это невыносимая жара - после московских летних заморозков +35 на палящем солнце способны превратить человека в добротного гаитянского зомби. Но и тут каждый волен выбрать себе ритм жизни: кто чувствует себе силу и выносливость, может устроить себе 10-часовой марафон; кто не хочет себя изнурять, может подъехать часам к 7-8 вечера, когда польские группы уступают место зарубежным "именам", и без натуги дожить до половины второго ночи, когда заканчивают играть хедлайнеры.
И наконец нужно быть совсем уж пресыщенным и уставшим от музыки человеком, чтобы не оценить прекрасный калейдоскоп расписания, в котором вслед за разухабистым гаражным роком и психоделикой King Khan идут древние тувинские песни Хуун-Хуур-Ту, затем - исповедальный альтернативный рок Sun Kil Moon, затем "космический" джаз Sun Ra Arkestra, а затем на выбор - металкор или пост-герридж (The Dillinger Escape Plan и Future Brown соответственно). Конкретно на OFF такое путешествие можно было себе скроить во второй, субботний день, и уж поверьте, ни одна сцена из этого маршрута не пустовала.
При таком разносоле составлять "топ-5 выступлений" фестиваля было бы глупо, а вот раздать пустячные номинации наиболее отличившимся участникам OFF, наверное, стоит.
Доблесть войска польского
Большинству выписанных местных талантов пришлось играть под палящим солнцем, что порядком урезало их аудиторию, но находились и те, кто сумел приспособить зной к собственной музыке (и речь, конечно, не о панках и металлистах, далеких от лучших экспортных образцов вроде Vader или Behemoth). Отдельно стоит выделить многоголовый бэнд гданьского композитора Оло Валицкого (Olo Walicki), исполняющий занятный фьюжн - джаз, перетекающий в фанк, перетекающий в AOR - и все это обрамляющий смешными польскими сэмплами.
Странная девушка
Самое странное выступление фестиваля даже не было музыкальным: перфоманс-артист Энн Лив Янг (Ann Liv Young) бомбардировала аудиторию экспериментальной сцены агрессивным стэнд-апом, основанным на провокации зрителей. Заходили далеко не все шутки, даром, что поляки неплохо понимают английский, но видно было, что Янг, уроженка Северной Каролины и обладательница резкого тембра (никому не пожелаешь быть разбуженным с утра на работу таким голосом) - боец закаленный, и докопаться до публики ей все-таки удалось. Для этого ей пришлось погоняться по полю за какой-то не по делу выступившей парой и под конец выступления раздеться догола - и то, и другое для Янг вполне в порядке вещей.
Тихо в лесу
Xiu Xiu, судя по всему, получили официальное "добро" на исполнение музыки из сериала "Твин Пикс" и с этим туром доедут до России. Это действительно концерт Xiu Xiu, со всеми положенными нервными выплесками кетчупа Джейми Стюарта, который блохой скачет от одного источника шума к другому, а с возбужденного шепота срывается на визг. Но это же и музыка из "Твин Пикс", с ключевыми темами, чуть менее известными композициями вроде "Blue Frank" и "Freshly Squeezed" и даже песней покойного Джимми Скотта про сикаморы. Все это хоть и переосмысленно, но сыграно с явным почтением к оригиналу - спасибо клавишнице и вибрафонистке, которые ассистируют Стюарту. Посреди часового выступления на "лесной" сцене (концерт еще и в этом смысле удался) можно было ловить моменты почти полной тишины, и это зрительское предвкушение - едва ли не лучшее доказательство того, что очередная афера Xiu Xiu с блеском удалась.
Масштабная лирика
Еще один концепт поначалу настораживал. Да, экс-участник Bad Seeds Мик Харви (Mick Harvey) записал аж два альбома каверов на песни Сержа Генсбура, но это совсем не давало гарантии того, что они заживут своей жизнью на сцене. Проблема в самой личности Генсбура - поэта и героя-любовника, махрового пошляка и провокатора, экспериментатора и в чем-то даже дадаиста, для которого грань смешного и серьезного была предельно размыта: убери одну деталь, и вся конструкция посыплется. Харви к задаче подошел основательно - привез с собой проверенную команду мультиинструменталистов, двух бэк-вокалисток, выписал из Гданьска струнный квартет, а сам вооружился бонгами, которые то и дело соскальзывали со стойки. И если наиболее сальные генсбуровские номера австралийцу давались через раз, то лирическая, задушевная часть выгорела вполне.
Великая ведьма
Седовласая Патти Смит (Patti Smith) приехала в Катовице отпраздновать 40-летие альбома "Horses", помянуть жертв атомной бомбардировки Нагасаки (ее сет пришелся на 9 августа) и в очередной раз напомнить, что рок жив, а "гитара - единственное оружие, которое нужно нашему поколению". Вера Патти, хотя и несколько наивная, настолько неистовая, что ей проникаешься против воли - вне зависимости от того, считаете ли вы "Horses" великим альбомом (я, например, не считаю). Так во время песенной трилогии "Land", то есть ближе к финалу шоу, публика главной сцены испытала почти религиозный экстаз.
А этот заг удален редактором, так как содержит нецензурную лексику
Но настоящий куш сорвали, пожалуй, Run The Jewels. Главную сцену OFF под рэп-дуэт Киллер Майка и El-P обнесли дополнительным ограждением, и когда уже на второй песне сета первые ряды закрутил мош, предосторожность перестала казаться излишней. К тому же, публика была не только на взводе, но и "в материале" - и на ура пропевала все панчлайны прошлогоднего альбома RTJ. "Дорогой дневник", - резюмировал посреди термоядерного часового выступления El-P, - "сегодня я заставил многотысячную толпу поляков скандировать строчку "dick in my mouth all day". Лучшего финала трехдневному фестивалю и придумать было нельзя.
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)