Берлину в этом году очень повезло: немецкая столица стала одним из немногих городов, до которых в этом году "доехал" гастрольный тур Бьорк "Vulnicura", приуроченный к выходу ее одноименного девятого студийного альбома. Небольшое количество концертов в наше время уже можно считать довольно эксцентричной выходкой, ведь сегодня это чуть ли не единственный доступный способ для музыкального заработка, особенно для артистов, балансирующих на стыке альтернативной и электронной музыки. Трагичный альбом "Vulnicura", посвященный расставанию с режиссером Мэттью Барни, мультимедийная ретроспектива в Нью-Йорке, безжалостно растоптанная критиками, но невероятно успешная в финансовом плане – певица в этом году не сходит со страниц журналов и газет, однако пользоваться медийностью не спешит.
Короткий тур (который на днях и вовсе был свернут - Бьорк решила заняться следующим альбомом), щадящий график, тщательный подход к месту выступления – исландка как будто показывает, что ее не стоит сравнивать с другими исполнителями, превращающим туры в бесконечный чес. Да и выступления ее все больше походят на арт-перфомансы, чем на обычные концерты. Лучшей и естественной декорацией для берлинской части тура стала цитадель Шпандау, историческая крепость эпохи Возрождения, окруженная рвом со смиренными белыми лебедями и кувшинками. В этот средневековый антураж отлично вписалась и сцена, и многочисленные палатки с едой и алкоголем. Представьте себе двор московской "Стрелки", только обрамленный стенами с историей и увеличенный в несколько раз – примерно так и выглядела концертная площадка.
Публика на концерт собралась под стать самой певице, стильная и весьма экстравагантная. Вот, например, накачанный лысый мужчина, в сапогах на высоком каблуке и обтягивающем платье, вон барышня, на которой, кажется, не осталось ни одного квадратного сантиметра, не покрытого татуировками или пирсингом. В общем, известную парочку депутатов с фамилиями на буквы М точно хватил бы удар. При этом все вокруг спокойны и дружелюбны, несмотря на льющийся рекой алкоголь и на разогревочный диджей-сэт. За пультом сопродюсер альбома “Vulnicura” Арка (Arca), который ставит безумную подборку треков, где Aphex Twin сменяется подзабытыми r’n’b-хитами из 90-х, а Омар Сулейман (Omar Souleyman) микшируется с The Chemical Brothers. Несмотря на это скрещивание "ужа с ежом", звучит это довольно мило, однако терпеливая публика никаких эмоций не выказывает, все ждут Бьорк.
Наконец, когда стало чуть-чуть темнее, на сцене стали чинно рассаживаться одетые во все белые участницы струнного оркестра. Пять минут ожидания – и виновница торжества в красном платье и маске-вуали появилась перед зрителями. Концерт открылся песней "Stonemilker", разительно напоминающий ее работы времен альбома "Homogenic". И сразу же, по первым минутам стало понятно, что концерты этого тура сильно отличаются от ее предыдущих гастролей. Довольно интимная тема, положенная в основу альбома, превратила выступление во что-то, похожее на сеанс психотерапии, но на глазах примерно у 11 тысяч человек. Бьорк как будто бы еще раз, но при этом публично проговаривала свои эмоции и чувства, обращенные к бывшему мужу. И если, допустим, Адель делает это на сцене с сильным надрывом, то у Бьорк этот процесс выглядит так, будто она говорит это сама себе, проверяя и перепроверяя свои слова, сомневаясь и ходя из одного угла сцены в другой. Певица не пыталась загнать в угол своей болью и драмой, она аккуратно приоткрывала ее слушателям. Зрители вели себя максимально тихо, будто боясь потревожить этот очень личный процесс.
С каждой песней из хитро выстроенной программы Бьорк как будто раскрывалась: ударные усиливались и становились жестче, приобретая металлический лязг. Первой логической кульминацией стало исполнение "Hunter" с ее маршеподобным битом. И вот уже до этого тихая и чинная толпа поет хором "I’m a hunter / I’m going hunting". Далее сюрприз – нежная "Unravel", переходящая в грустную "Bachelorette" с новым хоровым пением: уже не только психотерапия, но и сеанс избавления от прошлого. Следующий пик концерта – "Army of Me", с усиленными ударными и эффектами на вокале, которые добавили голосу Бьорк еще больше жесткости и силы. А уже в конце, во время исполнения "Mouth Mantra", в небо взвились фейерверки, а на сцене забушевало пламя (и все это было синхронно в бит) - чем не символ экзорцизма.
После небольшой паузы Берлину достался бис в виде "Hyperballad". В предыдущих турах певицу сопровождал Марк Белл (Mark Bell) из группы LFO, в результате чего этот духоподъемный хит удачно смешивался с собственным хитом LFO "Freak", производя в итоге убойный танцевальный мэшап. Не в этот раз: Марк Белл ушел из жизни в октябре прошлого года, и поэтому "Hyperballad" звучит в версии, максимально близкой к оригинальной. И вновь хоровое пение, и вновь единение людей: все-таки даже самые минорные события в жизни должны заканчиваться на мажорной ноте, ведущей к чему-то новому.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)