MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-49. Дни 9-10

Kronos Quartet с экзотическим трио, Лайонел Ричи и помпезные Toto - новая порция рассказов о Montreux Jazz Festival!

Наш десант на Montreux Jazz Festival подходит к концу, а фестиваль катится своим чередом. Как обычно, последние дни проходят в безуспешных попытках объять необъятное - прогуляться по Променаду, заглянуть на все сцены и выставки, услышать краем уха играющий в парке брасс-бэнд, а в ночи заглянуть на рейв. Пестрый калейдоскоп дня с трудом вмещает половину запланированного. Но рассказать о главных событиях этих дней я все же попытаюсь.

11 июля. Ненародная музыка разных народов

Такого вы точно не слышали. Да и никто не слышал. Попытки создать сплав world music и джаз-авангарда предпринимались неоднократно, однако они, по большей части, либо превращаются в заигрывание с world music, либо скатываются в хроматический абсурд. Но наш любимый ансамбль скрипичных минималистов Kronos Quartet смог создать в сотрудничестве с малийским трио Da Kali свершенно новый тип импровизационной музыки, где психоделические, чуть напоминающие госпел напевы Хавы Диабате (Hawa Kasse Mady Diabate), похожий на лютню инструмент н'гони Мамаду Куяте ( Mamadou Kouyatе) и перкуссии и балафон Лассана Диабате (Fodе Lassana Diabate) дополняются ритмически прихотливыми инструментальными пьесами-размышлениями. Первую часть концерта составляли исключительно композиции трио (и это было, надо признать, довольно однообразное зрелище), но вторая развернулась в полноценный диалог культур, в котором все инструменты органично дополняли друг друга. Da Kali - потомственные музыкальные ремесленники из культуры Манде Мали, музыка у них очень "земная". Вокал Хавы, с его округлыми вибрато и разнообразными мелизмами, обволакивает и манит, а осторожные пиццикато Кроноса словно указывают ему путь. А когда Лассан берет балафон и исполняет на нем соло, у тебя создается ощущение, что ты сидишь где-то в саванне у костра, и глаза зверей светятся в темноте.

Лайонел Ричи, фанкстер из 80-х, стал в этом году новым героем фестивальных сцен: триумфальное выступление на Гластонбери, грандиозный тур по открытым площадкам и, как следствие, рост продаж последнего альбома в iTunes сделали Лайонела новым героем лета.
"Всем привет! Как же я рад вас видеть! Впервые я был на этой сцене вместе с Commodores, и тогда волосы у меня были вот такие, - Лайонел широко раздвигает руки, словно рыбак, показывающий величину пойманной рыбы.- потом я приехал в 80-х - и они были здесь (сдвигает руки, имитиируя шевелюру размером с воздушный шарик). И вот я снова в Монтре - и я рад, что волосы у меня на голове еще остались! Должен вам сказать, что вы-то за это время нисколько не изменились!"

С этими словами Лайонел запевает "Running With the Night" - гимн 80-х, ясно указывающий на дальнейшее содержание вечера. Его вокал все еще мощный и обладает все той же теплой интонацией, он вихрем перемещается по сцене и испытывает явное удовольствие от того, как тепло зал принимает и его сольную "Penny Lover", и древний хит "Easy".
Лайонелу, как никому другому, свойственны самоирония и трезвость восприятия. Он продолжает свой веселый конферанс: "У меня три группы поклонников: первая со мной еще со времен Commoders, вторая - со времен "All Night Long", а третья называет меня "мистер Ричи" и говорит: мои мама и папа часто ставили мне ваши пластинки!" Первые две понимают, о чем я пою. А третья такая: что за фигня тут происходит вообще?". Я спою вам три песни и для третьей группы объясню, о чем там поется. Первая - о том, как ты прощаешься с любимым и говоришь ему, что все кончено. я не хочу, мол, больше тебя видеть. Алкоголь - это не выход. Выход - мои пластинки. CD, кассеты или треки в iTunes. И это - "Ballerina Girl". А потому однажды бросают тебя - человек, с которым ты планировал провести всю свою жизнь, наносит тебе удар. Говорит, что уходит к другому. И в этом случае тоже стоит звать меня - я исполню вам "Oh No". Но когда вам хорошо, кругом цветут цветочки, поют птички и жужжат пчелки, и вы влюблены как в первый раз - тем более стоит звать меня! Я исполню вам "Stuck On You"!"

Круче вокала Лайонела - только его чувство юмора. Он сокрушается, что Дайана Росс отказалась выступить с ним в Монтре, и предлагает зал исолнить партию Росс в их совместном хите "Endless Love", смешно троллит своих музыкантов в " Say You, Say Me" и, разумеется, отвязно пляшет под "Dancing on the Ceiling". К концу концерта с полуголого барабанщика градом катится пот, гитарист уже сточил себе пальцы до локтей, бэк-вокалисты начали задыхаться, а Ричи, не расстегнувший ни единой пуговицы на костюме, все так же бодр и безупречен. Похоже, певец знает тайный рецепт вечной молодости и прыгучести, доставшийся ему по наследству от Майкла Джексона. Так что мы не особо удивляемся, что после второго биса он выводит на авансцену Куинси Джонса, знаменитого продюсера короля поп-музыки, чтобы исполнить в сопровождении студенческого хора мировой хит " We Are the World". Этот трогательный финал - способ показать: в музыке есть первенство, но есть и преемственность.


12 июля. То-то и Тото

Первая часть вечера состоит из блюза и его разновидностей. В Jazz Cafe отлично спелись ретро-соул певец Леон Бриджес (Leon Bridges) и милая Рути Фостер (Ruthie Foster), исполняющие на два голоса дивную блюзовую и соул-классику; послушать Леона и узнать о нем побольше вы можете здесь. А в большом зале первую половину вечера оккупировали очаровательные бандюганы Los Lobos - их музыка базируется на латино и тяжелом блюзе, и блюз явно преобладает. Даже когда их гигантский гитарист берет крохотную гармонику и залихватски исполняет "La-Bamba", это выглядит ну совсем не юмористически.

Прог-рокеры Toto начинают свой сет в Стравинском с психоделического intro на синтезаторах - клавишных в этот день будет много. Калифорнийская банда запиливает "Running Out of Time" так, словно на дворе продолжаются 80-е, а мы находимся не на джазовом фестивале, а где-то посреди стадиона на задворках Британской империи. Помпезные, резкие, полифоничные - они лихо заламывают сложные гармонические построения в "I'll Supply the Love", рубятся в "Burn" и подпускают балладного флера в "Stranger in Town". Джозеф Уильямс катается шариком по сцене, с удовольствием делегируя партии вокала техничному и четкому клавишнику Дэвиду Пайку (David Paich) и гитаристу Стиву Люкатеру ( Steve Lukather), будто ему мало группы бэк-вокалистов. Концерт практически весь состоит из хитов - от "Hold the Line" до "Rosanna" - и демонстрирует весь спектр мощностей бэнда: от белого блюза до хард-рока.

На этом наш визит в Монтре подходит к концу. Фестиваль завершится без нас, но мы обязательно расскажем вам, чем все закончилось. И началось - потому что уже сейчас команда Montreux Jazz Festival формирует программу юбилейного, 50-го, фестиваля. И мы надеемся встретиться с вами на его площадках.


Продолжение следует.
Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа

14.07.2015, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: