Продолжаем онлайн-репорт в площадок Montreux Jazz festival. Предыдущий выпуск содержал рассказ о номерных концертах, но настало время порадовать вам рассказом о победителях джазовых конкурсов. В этом году лидеры Жюри фортепианного конкурса под руководством израильского виртуоза импровизации Ярона Хермана (Yaron Herman). Победителем стал 15-летний китайский пианист Дай Ланг (Dai Liang), выступающий под псевдонимом A Bu. Исполнительский уровень молодого музыканта поразил даже видавших виды членов жюри, а сам музыкант признался, что для него победа - сбывшаяся мечта. А Бу исполнил в конкурсе три вещи: композицию, построенную на собственной мелодии и две фантазии на тему "How High The Moon" и "All The Things You Are". Второе место занял обитающий в Италии Якир Арбиб (Yakir Arbib), третье - Ола Кристиан (Olah Krisztian) из Венгрии. В своей речи председатель жюри подчеркнул сложность принятия решения о первенстве А Бу "в силу экстремально высокого уровня кандидатов".
А еще через 2 дня 21-летний Педро Мартинс (Pedro Martins) выиграл конкурс гитаристов. Председатель гитарного жюри Курт Розенвинкль (Kurt Rosenwinkel) поздравил молодого бразильского гитариста и композитора, назвав его одним из самых многообещающих музыкантов нового поколения. Если учесть, что в жюри присутствовал, не много не мало, сам Джон МакЛафлин (John McLaughlin) - можете себе представить, что означает выиграть подобный конкурс.
Второе и третье место достались кубинцу Гектору Ферррейро (Hector Manuel Quintara Ferreiro) и немецкому исполнителю Себастьяну Болену (Sebastian Bohlen).
Каждый из тройки победителей станет участником Montreux Jazz Academy, которая начнет работу в октябре. Под руководством менторов молодые музыканты будут совершенствовать свое искусство и создавать новые работы, которые представят на юбилейном, 50-м, Монтрё в следующем году.
9 июля. Бродяги и отличники
Если бы вы встретили на улице Лоренца Келльюбера (Lorenz Kellhuber), вы бы никогда не поверили, что перед вами - новая надежда немецкого джаза. Этот высоченный нескладный парень выглядит как типичный гопник: прическа "домиком", которую любят на окраинах, какая-то затертая майка и кедики. Но именно этот парень играет 18 лет из своих 25, и играет мощно! В прошлом году он выиграл Parmigiani Montreux Jazz Piano Solo Competition и стал резидентом Montreux Jazz Academy. Работы, которые Лоренц представляет в Монтре, - итог полугодового обучения в Академии. Это импровизационный поток, льющийся свободно, как вода, с сильным влиянием Арта Тейтума (Art Tatum), Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и Кейта Джаретта (Keith Jarrett). Недавно Лоренц записал третий альбом ""State of Mind" - вещи с него он и представлял в концерте.
Когда Келльюбер играет, он абсолютно поглощен музыкой - при этом его напряженная мимика и ритмические движения головой зачастую диссонируют со спокойной мелодией. Наблюдать за ним едва ли не интереснее, чем слушать. Для Лоренца чуткость и точность важнее, чем скорость, при этом его игра - это набор личных ассоциаций, переживаний и образов. В перерывах музыкант просто и тепло рассказывает об источниках своего вдохновения: съездил с братом на концерт Клэптона (и вот вам кавер на >"Tears In Heaven"), послушал Хендрикса, посмотрел фильм... Это живой, непосредственный процесс творчества, в котором интересно участвовать и зрителям.
Израильский контрабасист Авишай Коэн (Avishai Cohen) - величина другого порядка. Это признанный мастер, глыба. И члены его секстета - мастера не менее серьезные. Достаточно сказать, что именно с Коэном на сцену Jazz Club вышел гитарист Курт Розенвинкль, а за роялем обосновался Нитай Гершковиц (Nitai Hershkovitz). Занятно, что именно Коэну удается как-то держать в узде сразу двух трубачей (Steve Davis и Diego Urcola). Обычно имя "Диего" плюс труба в составе бэнда означают кучу эмоций и пронзительный звук, но здесь вся команда создает очень сбалансированную картину, замешанную на стремительном балканском ритме, элементах сефардской музыки ладино, вокальных "нескладушек" и спокойных интерлюдий. Мелодия "Summertime" несется вскачь, словно ошалевшая от свободы лошадь, и исчезает где-то в ночи. А дальше начинается диалог фортепиано и баса, в котором бас умудряется вести основную мелодическую линию, а местами и залезать на территорию перкуссий - в нем есть и фанк, и латино, и бог знает, что еще. Словом, если вы заинтересовались - купите альбом "Seven Seas", на нем есть несколько вещей из этого лайн-апа.
Самый смешной и парадоксальный сет фестиваля - юмористическая банда Alabama Shakes. В веселеньком цветочном платье, с совершенно карикатурной панковской стрижкой и невероятным диапазоном, необъятная Бриттани Ховард (Brittany Howard) умудрилась поставить на уши весь зал. Дурацкое, панковски-дикое веселье и классно сыгранные фанк, регги и ска - вот что таке Alabama Shakes. В их программе "Sound & Color" гитара ссорится с органом, бэк-вокалисты весело джемуют и прыгают, а зрители рыдают от смеха, потому что Брит только что в лицах исполнила им блюз "Miss You" об экс-бойфренде Рикки, у которого была татуировка с Микки-маусом, а теперь рычит, как медведь гризли, исполняя "Always Alright". И даже когда бэнд переходит к медленному тягучему джему "Give Me All Your Love" или исполняет действительно содержательную "Don't Wanna Fight", невозможно отделаться от мысли, что и это - шутка, провокация, и сейчас нам хором скажут "сюрприз! вас надули!".
А далее в зале Stravinsky уже нарисовался борец за права всех угнетенных, лохматый красавец-гитарист Паоло Ньютини (Paolo Nutini). Паоло - нормальный шотландский "левак", цинично использующий свой потрясающий талант сонграйтера, чтобы заставлять девушек визжать и раздеваться. При этом его песни действительно хороши и здорово сыграны (бэнд из 8 человек на заднем плане -хорошее подспорье акустике, которого так не хватило Дэмиену Райсу на этой сцене!).
Когда Паоло запевает " Better Man" о том, как его бросила девушка, или предлагает исполнить с ним вместе "Cherry Blossom", его призыв не остается без ответа. Его "социальный" инди-фолк, исполненный с элементами ска и фанка и с характерными интонациями Ману Чао, особо хорошо идет под видеоряд из фильма "Великий диктатор" (помните, это тот, где Чарли Чаплин исполняет роль Гитлера?). А концертная аранжировка "Pencil Full of Lead" с ее бравурными синтезаторами и вовсе тянет на хороший стадионный гимн.
Вообще, не очень понятно, почему Ньютини не пользуется успехом в России - ведь под его "Iron Sky" очень приятно мечтать о великой любви и больших свершениях.
10 июля. Just Portishead.
Триумфальный концерт Portishead вытеснил все прочие события дня, хотя было их немало. Однако британская группа настолько мощно выложилась и выдала такой четкий и мощный сет, что забыть его трудно спустя несколько дней. Как это происходило - читайте в отдельном репортаже.
Продолжение следует.
Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)