MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-49. Открытие. Дни 1-3

49-й Montreux Jazz Festival стартовал серией вокальных сетов молодых исполнителей, Шинейд О'Коннор и роботами Chemical brothers

49-й Montreux Jazz Festival стартовал серией вокальных сетов молодых исполнителей. "У нашего фестиваля есть миссия – представлять на своих площадках следующее поколение артистов", - сообщил на церемонии открытия новый патрон фестиваля Матьё Жатон (Mathieu Jaton), объявивший центральную тему года - соул и ритм-н-блюз. В этом году юные звезды выступают на больших сценах, начиная с первых дней, поэтому готовимся к открытиям. Правда, совершать их придется под покровом ночи: в Монтре сейчас +38, все плавится, находиться на открытых сценах дольше 10 минут невозможно.

Любовь к соул объединяет весьма разных по характеру и жанру артистов: обладательницу красивого тембра Эмели Санде (Emeli Sande), британское молодое дарование Паоло Нутини (Paolo Nutini) и томную Мелоди Гардо (Melody Gardot). Всем им – около 30 лет, и их сетам придадут вес и убедительность четырехкратный обладатель Grammy молодой соул-певец Сэм Смит (Sam Smith), мэтр соула Лайонел Ричи (Lionel Richie) и знаменитая американская вокалистка Дайанн Ривз (Dianne Reeves). Но и смежные жанры в этом году на высоте: Portishead, Chemical Brothers, Foals, The Kooks - оставайтесь с нами, мы расскажем вам об этом.

3 июля. Были они смуглые и золотоглазые

Первый вечер открыл молодой певец и сонграйтер Джон Ледженд (John Legend), развивающий ретроспективное направление в ритм-н-блюзе. Этот исполнитель - живое воплощение american dream: проработав много лет бэк-вокалистом, он попробовал заняться сольной карьерой, сразу стал любимцем Куинси Джонса (Quincy Jones), от которого удостоился лестного звания "легенды". Всем, конечно же, лучше всего известна его песня "Glory", но с самых первых шагов, с первых аккордов этот крунер с огромными оленьими глазами дает понять, что и его новый материал интересен и небанален. Духовая секция, колоритный контрабасист, богатый вокал и танцы-танцы-танцы - этот сет хорош во всех смыслах. А когда прозвучал кавер на Марвина Гея и Джон затянул битловскую "She's So Heavy", зал и вовсе сошел с ума.

А в Jazz Club тем временем началось выступление молодой ирландской певицы с болезненно красивым вокалом – Soak. Бледная и слегка анемичная девушка из Дерри притягивает какой-то сказочной хрупкостью. Чуть позже было интересно анализировать сложную полифонию импровизационного ансамбля The Staves. В основе их творчества - фолк-рок, очень близкий к творчеству "семидесятников". Обычно этой тропой идут хиппи, и у девушек, безусловно, есть многое от этой эпохи: этно-платья, спонтанные танцы, колокольчики... Но потом приглядываешься и понимаешь, что партию колокольчиков исполняет синтезатор, а вокал прошел через дилей. И становится грустно.
Завершил вечер в Jazz Lab женский соул-дуэт Ibeyi. Это, определенно, стоит переслушать.

4 июля. Реки вавилонские

Шинейд О'Коннор (Sinead O'Connor) ловко играет смыслами и тембрами: амплитуда ее вокала едва ли уступает широкому спектру эмоциональных переживаний, сквозь которые она проводит слушателя. Ее концерт полон экспрессивных политических высказываний, признаний в любви, заламываний рук и пронзительного крика. От экспрессивных рок-номеров "Take Me to Church" и "Jackie" до акустических "Prayer" и "Black Boys on Mopeds". Все, как мы любим.

Первое же выступление выпускников Montreux Jazz Academy прошло с аншлагом: ученики Бугге Вессельтофта (Bugge Wesseltoft), талантливые студенты, начавшие обучение в Академии в ноябре прошлого года, сыграли первый отчетный концерт - и это был ураган! Электро-джазовый фьюжн трех разных ребят под руководством менторов стал встречей теплого лампового звука и миксов из iPad. Диссонансы превращались в гармонии, зрители замирали, пытаясь распутать гармоническую загадку, а потом начинали просто кричать от радости. Это был джем - и это был новый, юный джаз.

5 июля. Химзавод

Два гигантских робота по краям сцены - красный и синий. Что-то вроде намека на гигантские размеры влияния и одновременно - "игрушечность" основоположников биг-бита, Тома Роулендса (Tom Rowlands) и Эда Саймонса (Ed Simons). Мрак, видеопроекции, пульсирующий ритм и стробоскопы - вот из чего состоял этот вечер, и он не мог быть лучше... на любой другой площадке.

Продолжение следует!

Рекомендация для тех, кто к нам только что присоединился: digital media существенно изменили работу архивного отдела Монтрё. Оцифрован гигантский архив концертов, которые записывались на всех сценах фестиваля, и многие записи уже увидели свет в виде концертных альбомов и фильмов. Но организаторы MJF учитывают и интересы нового поколения слушателей: многие из них слушают музыку и смотрят концерты онлайн. Поэтому часть концертов Montreux Jazz Lab, начиная с прошлого года, транслируется на официальном сайте и YouTube-канале фестиваля. Идите и смотрите!


Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа

07.07.2015, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: