Эма Джолли, она же Emika, появилась на радарах в 2011 году, как странный птенец лейбла Ninja Tune: пост-дабстеп в ее версии был источником вечного экзистенциального непокоя, сомнения и фатализма. Сама Эмика, заставшая становление жанра в Бристоле, впрочем, в числе своих вдохновителей называла персон, далеких от клубной музыки - от Рахманинова и Малера до экспериментальной аудиолаборатории BBC Radiophonic Workshop - и открыто говорила о своих композиторских амбициях. Амбиции за 4 года не только никуда не делись, но и стали катализатором больших перемен в жизни артистки. Через пару дней выходит ее третий альбом, а через две недели Эмика представит его в Москве и Петербурге - хороший повод вновь побеседовать с исполнительницей о насущном.
Звуки: В прошлый раз мы с вами говорили 3,5 года назад, перед вашим первым приездом в Москву, и за это время вы, мягко говоря, много всего успели натворить. Давайте подытожим: вы играете техно в клубах, вы выпустили альбом фортепианных этюдов ("Klavirni") и готовите песенный сольник, на котором и не техно, и не фортепианные этюды. И еще при этом занимаетесь делами собственного лейбла. Как у вас все это получается?
Эмика: А у меня просто выхода другого не было. Когда ты остаешься без лейбла и без денег, гораздо легче заставить себя вкалывать и не спать по ночам. Не знаю, я сама это еще не осмыслила до конца. Но главное, что мне по-прежнему интересна музыка. Мне все время мало музыки, я постоянно думаю о том, что могла бы сделать больше.
Вспомним великих композиторов прошлого - они ведь писали куда больше музыки, чем сегодня пишем мы. В разы больше. Это сейчас люди делают один трек и говорят: "Круто, я молодец!". А мне скорее хочется ассоциировать себя с теми, очень продуктивными гениями из прошлого (смеется). Смотришь биографию человека, и там обязательно обнаружится какая-нибудь чудовищная война. И вот в такие неспокойные времена они умудрялись на-гора выдавать музыку... Но постойте, мы не слишком увлеклись историей искусства для ответа на первый вопрос? (смеется)
Звуки: Похоже, что это вы и имеете в виду в строчке "I love life too much" из новой песни (см. ниже). Но серьезно, как часто вам приходилось сожалеть о том, что в сутках только 24 часа?
Эмика: Да, это ужасно. И знаете, это ненормально, наверное, но я обнаружила, что мне легче работается в тихие часы, когда я устаю. Тело уже не слушается, а мозг продолжает накачивать идеями. Пожалуй, это и называется трудоголизмом. Ну что сказать, судьба у меня такая (смеется). Даже когда выдается свободное время, я все равно держу в голове планы на будущее. Человек-органайзер.
Звуки: Давайте замолвил слово о вашем альбоме, вы ведь с ним в Москву приезжаете. "DREI", как я понял из ваших слов, больше похож на дневниковые записи, нежели на некий отстраненный концепт.
Эмика: Нет, это точно не дневник, хотя альбом в каком-то смысле биографический. Он о месте женщины в современном мире, о том, что значит быть независимым артистом. В прошлом году я перестала работать с прежним лейблом (Ninja Tune - прим. Звуков), с прежним менеджментом, просто обрубила все старые связи и ушла. И это было так здорово, 24 часа чистого адреналина каждый день. Полная свобода, никто больше не говорил мне не делать того-то и не ходить туда-то. Поначалу было жутковато, но мне это было необходимо, потому что я - артист. И мне сразу же захотелось сделать альбом, а потом я одернула себя. Знаете это чувство, когда и хочется, и колется? В итоге, именно этому моему опыту посвящены песни на "DREI": каково это - вдруг получить абсолютную свободу. Что ты будешь с нем делать? Концепт не концепт, но в этом был определенный вызов. И может быть, это своего рода дневник, все-таки альбом документирует несколько недель моей жизни. Я тогда вернулась из Китая, и из-за смены часовых поясов просыпалась очень рано и старалась заполнить весь свой день.
А, да, альбом называется "DREI", потому что целиком записан в Берлине. Прошлый назывался "DVA", потому что был навеян Восточной Европой. В то время я пыталась разобраться со своими чешскими корнями, с этой частью моей личности. А в этот раз был Берлин - с его вечеринками, с моими друзьями, живущими там, моей студией. И моей свободой!
Звуки: Про Восточную Европу я тоже хотел спросить. Большинство артистов, которых я знаю, за вдохновением едут в Азию, в Скандинавию, в Лондон с Нью-Йорком, но почти никогда - в Польшу или Чехию. А вы до сих пор работаете с людьми искусства из Восточной Европы. Там какое-то секретное сообщество, о котором нам всем стоит знать?
Эмика: Хороший вопрос! (смеется) Не знаю, наверное, мне от матери передался этот интерес, она же родом из Чехии. (задумывается) На самом деле, у Восточной Европы огромная, многовековая история, огромный культурный багаж, и в том числе - влияние на развитие электронной музыке, что меня интересует в первую очередь. Это артистическая аура, которая, может быть, не всегда заметна, но она никогда не исчезала.
Emika
13 мая - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
14 мая - Москва, клуб RED
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)