Каким-то артистам приходится умереть, чтобы их заметили на родине. У кого-то находится, слава богу, путь покороче. Группа Ят-Ха существует 10 лет, но ее мало кто знал в России до тех пор, пока она не получила премию BBC Awards как лучшая группа Азиатско-Тихоокеанского региона в номинации world music из рук самого Брайана Ино (Bryan Eno). Хотя до этого у них уже был и успех на западе, и контракт с BMG.
Азиатско-Тихоокеанский регион потому, что группа из республики Тувы, что неподалеку от
границы с Монголией. Тува считается родиной горлового пения - уникального
способа извлечения звука из самого нутра музыканта, при котором тенор может
рычать басом. В Туве существует несколько подобных групп, которые больше
живут за границей, развлекая западных любителей world music.
Однако 'Ят-Ха' - группа особая. Горловое пение - лишь один из приемов,
используемых музыкантами. А вообще эта группа играет рок. Самый настоящий. Помимо
экзотических тувинских инструментов (например - игыл, который держат на манер
виолончели, но у него очень маленькая дека и две струны) группа использует
обыкновенную ударную установку, обычную гитару с примочками и традиционную
бас-гитару. С пятью струнами.
Группа дала серию концертов в московских клубах, на одном из которых и побывал ваш корреспондент. "В Туве проходит климатический излом. На севере есть тундра, в центре - степи, на юге - пустыня. На севере вы можете встретить северного оленя, а буквально в сотне километров от него - южного" - шутил лидер группы Альберт Кувезин. Группа играла свои причудливые вещи, в которых традиционная роковая, слегка авангардная основа подложена под тувинские мелодии. А когда Кувезин включает фузз и поет горлом, становится ясно, к чему стремятся и чего не могут достичь металлисты. Помимо горлового пения 'Ят-ха' используют и самое обычное, для этого у них есть целая вокалистка.
Хоть 'Ят-Ха' поет на родном языке, их музыка не относится к мейнстриму не только поэтому. Они используют нестандартные размеры, выпевают сложные мелодии и очень любят заканчивать песню, постепенно убыстряя ритм. Они и сами не знают, к какому жанру относятся. Как говорит Кувезин, для рокеров они играют недостаточно громко, а для поклонников тувинской национальной музыки - недостаточно аутентично. Впрочем, тем, кто следует проторенным руслом, не дают BBC Awards.
В середине концерта ударник (родом из семьи старообрядцев), басист и звукооператор на три голоса спели старинную русскую песню староверов без музыкального сопровождения. Потом снова начались тувинские мотивы. Кувезин и компания показали себя отличными шоу-менами. Несмотря на то, что публика ни бельмеса не понимала в текстах, у всех как-то быстро сделалось хорошее настроение. Под конец зрители ощущали себя тувинцами, и весело хлопали в такт музыке.
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)