"ДК им. Горбунова. Чиж и Ко" - увидев анонс этого
концерта, я вспомнила, что за последние две недели имя Сергея Чигракова,
Чижа, упоминалось в моих разговорах с двумя совершенно разными людьми - Юрием
Шевчуком и солистом ростовской группы Амурские волны Костей
Мацановым. Более
того, и в моей жизни оно возникало неоднократно - тут были и
съемки концертов в "Программе "А"", и "митьковские" песни, и презентация
совместного диска Чижа и Чернецкого с Разными людьми, и замечательный
рок-фестиваль на Алтае в 99-м. Но почему-то за все это время мне ни разу не
удавалось взять у Сергея интервью,- да, честно говоря, я особо к этому и не
стремилась.
Решив восполнить это досадное упущение, я и направилась в
Горбушку. Паломничества журналистов там не наблюдалось,
что заставляло задуматься - неужели нашу прессу интересуют только "презентации
дисков" или "юбилеи"? Радовало только одно - зрителей, как всегда на концертах
Чижа, набилось под завязку - значит, есть что-то такое в этом человеке, что
привлекает такое количество поклонников его творчества.
Звуки.Ru: - Сереж, сейчас ты известен преимущественно как питерский музыкант, но начинал ты свою карьеру еще в Нижнем Новгороде в группе ГПД...
Чиж: - Начиналось, в общем-то, как и у всех - собрались, сколотили какую-то аппаратуру сами и стали играть. Это был, кажется, 87-й год, или конец 86-го - точно не помню. А потом нам сказали, что мы играем "хэви метал"-рок, который мы никогда в жизни не играли, поскольку играли "хард" - тогда стало модно играть "хэви метал". Ну, а мы и не стали спорить и волей-неволей 'утяжелили' свой 'хард'.
Звуки.Ru: - Ты же любишь Beatles, как мне известно,- почему же вдруг ударился в 'тяжелую' музыку?
Чиж: - А я в нее и не ударялся! Я просто играл себе и играл. Я тогда в 'ГПД' написал всего одну "металлическую" песню, а все остальные были баллады, а они от 'Битлов' далеко не отходили! (улыбается) А так мне нравилось играть - хороший стиль, энергичный... Тем более, я-то играл "хард" все время!
Звуки.Ru: - В 87-м году "русский рок" уже вовсю гремел по стране. Были у тебя какие-то ориентиры на кого-либо из наших рок-музыкнтов?
Чиж: - У меня лично - на Майка. Виктора Робертовича (Цоя - прим. авт.) я, конечно, слушал с удовольствием, он мне нравился,- но так, чтобы на него ориентироваться... Нет, все-таки Майк.
Звуки.Ru: - А как же Аквариум, Машина времени?
Чиж: - У-у... Борис Борисыч в то время был для меня слишком претенциозным. Вот 'Машина' - да! Когда мы собирались и пели всякие песни, то это были песни Воскресения и 'Машины'. Борис Борисыча мы не пели из-за сложности текстов,- кроме, пожалуй, "Сползает по крыше старик Козлодоев..." и пары песен из "Треугольника". А все остальное были произведения вокально-инструментальных ансамблей! (смеется)
Звуки.Ru: -Если все было так хорошо складывалось в Нижнем, почему ты вдруг решил уехать оттуда?
Чиж: - Сначала был еще один период, когда коллектив стал 'Пол-ГПД'. Ушел гитарист, мы остались втроем и объединили свои усилия с Лешей Полковником (Алексеем Хрыновым - прим.). Этим составом мы проработали где-то с полгода. А я тогда уже являлся почитателем Группы Продленного Дня из Харькова (впоследствии Разные люди - прим. авт.), познакомился с ними, и они мне предложили переехать к ним и поработать клавишником. Я взял, собрался и поехал, поскольку меня туда очень тянуло...
Звуки.Ru: - На "харьковщину"?
Чиж: - Нет, на "чернецковщину"!(смеется)
Звуки.Ru: - Ну, а оттуда-то что погнало?
Чиж: - Дело в том, что под конец моего пребывания там уже практически не было работы, не было гастролей, концертов, денег - ничего...
Звуки.Ru: - Это было связано с болезнью Саши Чернецкого?
Чиж: - Да нет, скорее с обстановкой в стране. Никто нами не занимался, никому ничего не было нужно, денег нам не платили. А к тому времени я уже записал в Питере сольную пластинку, и когда поступило предложение уехать туда, я согласился с "легким сердцем".
Звуки.Ru: - Почему ты выбрал Питер, а не Москву, как это сделали многие?
Чиж: - Да пусть себе уезжают в Москву, а меня всегда больше тянуло в Питер. Скажем прямо, Москва мне вообще не нравилась никогда. Питер - это культура, традиции рок-н-ролльные...
Звуки.Ru: - Лидер Танцев минус возмущался как-то, что настоящим питерским роком называют творчество уфимца Шевчука, нижегородца Чижа, свердловчанина Бутусова. А что такое питерский рок в твоем понимании?
Чиж: - Это то, чего нет у Петкуна. Вот он все никак не врубится, что дело тут не в том, где кто родился и кто какой национальности, а в том, чтобы уметь поймать этот питерский "драйв", которым он силен и которым он славится.
Звуки.Ru: - Вот Шевчук говорит, что он побоялся остаться в Москве в свое время, потому что не хотел быть "затасканным по кухням, сейшнам" и т. д., и уехал в Питер, потому что это более "строгий" город, с более высокой культурой.
Чиж: - Да, согласен, он более культурно развитый, более рок-н-ролльный, более "строгий". А вот, видишь, Петкуну хорошо и в Москве живется, ему здесь нравится - значит, он вправе считаться хорошим московским музыкантом. Тем более, раз он друг Аллы Борисовны - пришелся ко двору мальчишка! В Питере он, по большому счету, никому не нужен был - ни тогда, ни сейчас.
Звуки.Ru: - А не кажется тебе, что Москва сдает в последнее время рок-н-ролльные позиции? Ведь все ныне популярные молодые группы - Сплин, Король и Шут, Пилот, Ночные снайперы и т. п. - это Питер или Екатеринбург, как в случае с Чичериной, Смысловыми галлюцинациями и т. д. А новых московских групп практически нет!
Чиж: - Да, здесь остались одни "старики" - Гарик, Саня Скляр, ну и старшее поколение - 'Машина', 'Воскресение', Александр Борисович Градский - и все. Я не знаю, с чем это связано и как это объяснить. Может, потому что денег здесь слишком много.
Звуки.Ru: - Но молодежь-то сейчас все-таки больше стремится приехать сюда, чем в Питер?
Чиж: - По той же причине. Просто в Москве больше клубов, где можно выступать и зарабатывать деньги.
Звуки.Ru: - Кстати, о клубах. Раньше было достаточно надписи на афише "рок-группа" - и стадионы были забиты публикой, а сейчас тех, кто сможет собрать "Лужники" или "Юбилейный", практически единицы. Скоро рок-концерты будут проходить только в небольших клубах?
Чиж: - Честно говоря, я об этом не думал. Идет себе и идет... Может, оно и так. Хотя это было бы плохо.
Звуки.Ru: -А вы бы смогли собрать стадион?
Чиж: - Думаю, что нет, разве что в провинции. Тут же надо учитывать, что для того чтобы работать на стадионе, нужно какое-то шоу, яркое зрелище.
Звуки.Ru: - А почему же вы никогда не делали этого?
Чиж: - Ну, ты же слышала наши песни - какое тут может быть шоу?
Звуки.Ru: - Но Гарик же, например, пытается делать?
Чиж: - Ну, у Гарика и музыка немножко другая. У нас-то, в основном, такой сплав кантри, ритм-н-блюза, блюза и просто какие-то "кухонные" песни, типа романсов - какое из них сделаешь шоу? С трудом себе это представляю. Я даже не могу себе представить этот экран сзади, на котором бы плавали какие-то амебы, делились клетки и т.п. - трудно вообразить даже. Но, в принципе, миллион групп так выступают, без всяких шоу - и ничего! Криденс всю жизнь вот так играют, без шоу - и полные залы! Хотя, если взять Пинк Флойд, то они как раз прославились своими шоу.
Звуки.Ru: - Ты упомянул блюз. Дмитрий Дибров в одной программе назвал тебя лучшим российским блюзменом. А почему не участвуешь в различных блюзовых фестивалях, наряду с Вороновым, Арутюновым, "Уайтом" Беловым и другими нашими известными блюзовыми музыкантами? Или истинные блюзмены вас не считают таковыми?
Чиж: -Не знаю, я никогда и не задумывался об этом. А кто "истинные" блюзмены?
Для меня это Би Би Кинг, Эрик Клэптон... А те, кого ты перечислила, -
это наши
"русские" блюзмены. У нас с ними совершенно разные направления: все
вышеупомянутые парни играют и поют, как правило, на английском языке, а мы
этого не делаем. Но не потому, что принципиально, а потому, что ни хрена его не
знаем. И вообще это достаточно скучно - играть уже заранее сочиненную песню и
упражняться и показывать свою бюлзовую технику.
Мы делаем другое, абсолютно! Меня привлекает сам стиль "блюз", я стараюсь
писать такие домашние, "кухонные" блюзы, которые людям, в принципе, нравятся. А
туда, где играют "Hoochi Coochi Man", настоящий, на всякие блюзовые фестивали,-
нас не зовут, да мы туда особо и не лезем...
Звуки.Ru: -Правда, что есть такая мысль - записать совместный диск с Шевчуком, о чем он говорил недавно на своей пресс-конференции?
Чиж: - Да, она родилась у меня на кухне. Он заглянул ко мне в гости как-то, и вот возникла такая идея. Я с удовольствием приму участие в этом проекте. Как я понял, это будут его песни, а от меня требуется создать какой-то звук..
Звуки.Ru: - Он сказал, что это будут некие военные песни...
Чиж: - (удивленно) Даже так? Ха, ну, значит, он знает больше, потому что с тех пор мы больше не встречались. Если он захочет в эту сторону двигать, то все равно с превеликим удовольствием! Я в любом случае буду играть.
Звуки.Ru: - А не боишься повторения 'Боцмана и Бродяги' или того, что это будет напоминать 'Митьковские песни'?
Чиж: - Да наплевать, даже если и будет! Какая разница? Подумаешь... Вот
летом в
Букингемском дворце будет концерт, где в одном составе на сцене встретятся Фил
Коллинз, Мик Джаггер и Пол Маккартни - это как назвать? Или вот, до
этого мы,
например, лет 6 назад с БГ записали песню "Звездочка моя ясная" - ну и что из
этого? Главное, чтоб музыка была! Будет ли это что-то напоминать, не будет...
"Второй" блюз уже изначально напоминает "первый", поэтому о чем тут рассуждать?
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)