Группа Телевизор, а вернее - то, что от нее осталось, записала очередной альбом.
А остались от группы Михаил Борзыкин, компьютер и синтезатор. И сообща эта
троица смастерила диск, который новым и язык-то не поворачивается назвать.
Когда-то Борзыкин пел про то, что рыба гниет с головы, и что дети просто уйдут, и
никаких революций. Предсказанное не сбылось - рыба жива-здорова, хотя, конечно,
пованивает. А дети никуда не ушли и уйти не могли - только по наивности,
свойственной тогда всем без исключения, можно было полагать, что это так
просто.
Тем не менее, осмеянная Борзыкиным страна куда-то шла, проходя через стадии,
которые потомкам, вероятно, покажутся интересными. А вот с Борзыкиным, столь
страстно желавшим перемен, ничего примечательного, напротив, не происходило.
Его поразила многократно описанная в литературе болезнь, косящая почти всех
борцов за свободу в случае наступления этой самой свободы. Та же болезнь сразила
Егора Летова, которого едва не упекли в 80-х за томик Набокова, и он в 90-х подался
в ряды тех, кто его пытался упечь. Рефлексы, выработанные долгими годами
тренировок, обучения искусству окапываться и отстреливаться, бесследно не
исчезают.
И Борзыкин палил, очередями и одиночными, прицельно и по-македонски. Острие
его искрометной сатиры жалило то своих популярных коллег по цеху, то пацанов в
спортивных штанах. Одна беда - ни коллеги, ни пацаны этого не заметили. Музыканта это, может, и волновало, но в отчаяние не приводило точно. Он
продолжал обличать, срывать покровы и ниспровергать, теряя музыкантов и
аудиторию. Последняя признает его правоту, но вот сражаться ей до
смерти надоело.
Постепенно облик Борзыкина тускнел, скукоживаясь из имиджа рыцаря в доспехах до
статуса попа-мракобеса с кадилом, сулящего анафему врагам своим. И если
разделять его чувства к спортивным штанам и к рок-музыкантам, возомнившим себя
богами, было еще возможно, то на сей раз Борзыкин взял на карандаш всех женщин
вообще и Аллу Пугачеву в частности. Слышать и то, и другое в XXI веке более чем
странно. Вопрос о духовности женщин поднимался еще в Библии, а обсуждать его
всерьез сейчас - дико. По Алле Борисовне тоже уже давно кто хотел, тот проехался.
Она давно перестала быть уникальным культурным феноменом, достойным
отдельного обсуждения, и стала просто певицей, которую кто хочет - любит, не хочет
- плюнет. И потом, очень подозрительно слышать упрек в том, что путь женщин к
успеху пролегает исключительно через постель, из уст человека, которым сам и
такого пути-то не нашел. Другими мишенями разящего сарказма автора стали
игра Doom и, наконец, все человечество в целом. Он в музыке воплотил старую
сартровскую идею о том, что ад - это другие люди. В песне "Ада нет".
При этом Борзыкин, справедливости ради надо сказать, был и остается очень
талантливым поэтом и композитором. У него просто что-то не сложилось с
окружающим миром. И если бы не тяжелая
идеологическая нагрузка, его песням в наше легковесное время не было бы равных.
Но Борзыкин выбрал путь неподкупного борца за чистоту нравов.
В самом этом факте нет ничего плохого - должен же и у нас быть хоть один борец за
чистоту нравов. Тем более, что нравы у нас... Проблема в том, что сама методика
борьбы устарела, и музыкант, вооруженный ею, смотрится как средневековый рыцарь среди
"Першингов". Где он, интересно, был, когда фраза "думать о вечном" стала
сарказмом? Его мир, как в старые добрые 80-е, лишен оттенков, и делится на
негодяев и ангелов. В борьбе с окружающим миром очень легко перейти ту
невидимую грань, за которой Робин Гуд становится брюзгой и занудой. Михаил Борзыкин ее
перешел.
Но! В музыкальном отношении альбом весьма и весьма интересен. Если бы все песни
были сделаны на подобающей технике и записаны в дорогой студии, альбом "Путь к
успеху" стал бы самым выдающимся музыкальным событием сезона. Если не
вслушиваться в текст...
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)