Признаться, к идее создания трибьюта группе
Гражданская Оборона отношение у нас до сих пор двоякое. Затея эта -
настолько же интересная, насколько рискованная: в свете очевидного успеха
проекта Кинопробы она представляется
новой попыткой шоу-бизнеса утилизовать и обратить в деньги все, что пользуется
популярностью у
активной части русских меломанов.
Однако достаточно иметь хотя бы минимальное
представление о творчестве Гражданской Обороны, как это предположение начинает выглядеть
крайне спорным: фаны Егора Летова - не те люди, которых можно заманить
на яркие
обертки да громкие имена.
Что есть трибьют? - Попросту: дань уважения, посвящение, выражение приязни к
чужому творчеству. То есть, если по-русски, по-летовски - этакое музыкальное
"Ты меня уважаешь?".
Неужто и вправду появится в России нормальный
трибьют нормальному русскому музыканту,- такой, чтобы от всей души, да без
калькуляции: "кто достоин играть, да какие вещи, да что из этого пойдет в
ротацию?"
Похоже, да. Страшно подумать: на одном диске соседствуют имена
известные и совершенно нет, песни всенародного значения и ранние опыты Летова.
Оформление нового диска можно, скорее, назвать аскетическим: ничего лишнего,
- обложка в духе известного плаката Че Гевары, внутри - скромная справочная
информация и фотографии групп. И впрямь, как-то не похоже на культовую бабковыжималку...
Мы решили разобраться, в чем тут дело, и обратились к генеральному продюсеру
компании, выпускающей трибьют, - Никите:
Звуки.Ru: - Никита, ГРОБ - первый трибьют,
издаваемый "Мистерией Звука"?
Что вас на него больше вдохновило - творчество Егора Летова, или
коммерческий успех трибьюта Цоя?
Никита: - Это второй Трибьют, издаваемый Мистерией. Первым был Трибьют
группе Ария,
который был издан в конце лета 2001 года.
Идея трибьюта витала уже очень давно в головах многих людей, поэтому назвать
нас идейными вдохновителями данного проекта нельзя. Мы, можно сказать,
подхватили те идеи, которые витали в воздухе и в умах ценителей
творчества Е. Летова, и реализовали это совместно с альтернативными
издательствами "HOR Music" и "Solntze Reords". На самом деле, данный проект
есть попытка создать памятник славной эпохе советского панка. Естественно, ни
о каком коммерческом успехе речи быть не может. Так как Егор Летов - не
Виктор Цой и понятное дело, что какими бы хорошими не были песни,
вошедшие в данный проект, их вряд ли будут крутить по радиостанциям и по телевизору.
Надо сказать, что когда мы слушали песню Ленинграда - "Красный смех",
которую Сергей Шнуров считает лучшим из того что он когда-либо записал, то
просто рыдали. И врубались в поразительный парадокс: И песня без мата, и группа
культовая и сыграна потрясающие, но тем не менее Никто и Никто ее не будет
крутить. Можно сказать, в слезах позвонил я Алине Крупновой и начал плакаться:
Ну как же так, такая песня а многие не услышат... На что Алина
спокойно ответила: "Да не расстраивайтесь, Вы Никита. Кому надо - те услышат,
до тех дойдет, а остальные... Да Бог с ними". И, в принципе, эти
слолва как бы и являются визитной карточкой. То есть проект создается для тех,
кому он нужен.
Звуки.Ru: - Как сам Егор отреагировал на предложение создать ему
"памятник в бронзе"?
Никита: - Егор отнесся хорошо. Подписал все необходимые документы и
сказал, что,
по большому счету, ему все равно кто будет участвовать в проекте и кто какие
песни будет исполнять,- это не от безразличия, а потому что он панк.
Звуки.Ru: - По какому принципу отбирались музыканты?
Никита: - Поскольку андеграунд является андеграундом, то мы вообще не ставили
никаких критериев перед отбором групп. В трибьюте участвовали только те, кому
это было интересно - независимо от своей именитости. Главный критерий -
качество записи, с профессиональной точки зрения. Со своей стороны мы никак не
подсказывали музыкантам, какие песни делать и как. С точки зрения творческой
части мы сами делали только компиляцию. По моему, в итоге получилось неплохо.
Звуки.Ru: - Как ты сам считаешь - искусство трибьюта имеет шанс прижиться
на русской почве?
Никита: - К сожалению, "Кинопробы", как и любой полномасштабный проект, дали
публике несколько извращенное понятие о Трибьютах. И с тех пор укоренилось
навеки утверждение о том, что Трибьют есть способ заработать денег на имени
того или иного артиста.
Весьма прискорбно, но это не так. Трибьют, первым
делом, - дань уважения исполнителю, независимо от того, жив он, или нет. И
если в
случае с другими трибьютами на первый план выходит мысль о зарабатывании
денег, то это наталкивает на мысль, что далеко не каждый участник проекта
был честен до конца.
Звуки.Ru: - Что интересного с вами происходило во время записи и издания
этого диска?
Никита: - Самый забавный случай - когда нам позвонили и сказали что плакат
трибьюта показали на НТВ в программе про каких то там политических
экстремистов. Нам было очень смешно, так как до сих пор не понимаем - это наезд,
или комплимент?..
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)