Неигровой рок-кинематограф - жанр в России хоть и давний, но почти ничем особенным не замечательный. Принято считать, что первым рок-фильмом был "Рок" Алексея Учителя, поменявшего в прошлом году свою славу как-бы-рок-режиссера на лавры экранизатора дневников жены русского литературного celebrity-эмигранта. "Принято считать", - потому что до него была полуигровая "Йахха!", дипломная работа будущего автора "Иглы" Рашида Нугманова, в которой в полуигровых ролях снимались Майк, Цой и многие другие персонажи питерской рок-тусовки. "Рок" был хорош прежде всего невинным, не пострадавшим "в боях за любовь" взглядом хорошего режиссера на тогдашнюю, еще пламеневшую идеалами и надеждами и поминутно произраставшую добрыми всходами рок-тусовку. Учитель был сродни замечательному писателю Житинскому - проникся запахом котельных-колыбельных русского рока, и со своих, "отцовских" позиций призвал сырое и голодное общество возлюбить этих чудесных маргиналов. Тем не менее, с высоты, что называется, нынешнего момента становится ясно - "Рок" замечателен не столько тем, как он снят, сколько передаваемым Цайтгайстом - духом описываемого времени.
Каждой эпохе - свое кино, и рок-эпохе - в том числе. 7 декабря в "Шестнадцати
Тоннах" редакция лучшего в России музыкального журнала FUZZ устроила
пресс-просмотр "Фуззфильма" - снятого к своему 10-летнему юбилею киноленты,
посвященной рок-музыке 90-х, "пост-учительской" эпохе в музыке.
Собственно
фильм оказался довольно странным подобием видео-рок-урока: под электронный бит
и непроходимые визуальные эффекты все главные персонажи "Нашего радио", с одной
стороны, и некоторые авторы альманаха "Контркультура", с другой, согласно
вспоминали об эпохе смерти "великого русского рока" и времени музыкального
голода, понятным образом сопрягшегося с голодом пищевым. При этом
неудобосмотримость фильма была вполне в традиции удачного по дизайну, но
неудобочитаемого ФУЗЗА.
В одном создатели фильма правы: эту эпоху стоит вспомнить и проанализировать,-
просто для того, чтобы восстановить причины, приведшие к наблюдаемым ныне
следствиям. Но не в коем случае не обожествлять их как 60-е в мировой
рок-культуре, и 80-е - в русской. А создателям фильма очень хочется именно это
и сделать - потому как это была та самая эпоха, в которую росло и крепло их
печатное детище. "Голое и голодное, в общем, было время", в один голос говорят
все проинтервьюированные авторами фильма персонажи. Только одним оно нравилось,
как лидеру Сплина Саше Васильеву, а другим - наоборот, причиняла
страдания. Время "прущей", по выражению АК Троицкого, попсы, за которое
рокерам должно быть горько и стыдно. Это время устроило року соревнование с
попсой, которое он выиграл к концу 90-х лишь хитростью - облачившись в те же
самые блестки, в которые до этого рядилась попса.
И в конечном счете, фильм
стоило посвятить проблеме того, как пресловутый русрок, надежно умерший со
смертью Майка и Цоя и растворенный в страшном океане тогдашней
попсы, вдруг возродился в такой странной и коммерческой - не то мутации, не то
реинкарнации. И как получилось, что нишу рока в нашей стране заняли вторичные,
обезъяничающие с брит-рока музыканты, которым уже сейчас начали выдавать
рок-ветеранские билеты?
Фотография 1993 года из книжки про Аквариум: БГ в окружении семьи на фоне
ведер с картошкой. Гонорар за концерт...
Вот он - самый характерный кадр для
иллюстрации рока 90-х. Снимать кино про первую декаду нового века будет гораздо интереснее.
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)