Клубные гастроли Хирама Баллока - событие для знатоков.
"Если не ходить на такие вещи, мы просто прокиснем! А я не мог найти никого себе в компанию. Вот только Кожин... И на первые полчаса он меня просто убил своим внешним видом. Но концерт был атомным! Атомным!!! Он один стоит всех фестивалей." - говорил Алексей "Вайт" Белов, и казался слишком взволнованным для бывалого и тертого гитарного калача, каковым он является.
Речь о не слишком известном, зато весьма и весьма уважаемом виртуозе-гитаристе, на прошлой неделе давшем пять концертов в московском "Ле Клубе". Вешность - да, годы нас не жалеют. А сам артист, надевая лосины, явно не желает маскировать недостатки когда-то атлетической фигуры... Но это все ерунда, которая забывается быстрее, чем через полчаса.
Гитарное трио... Формат, признанный во многих музыкальных жанрах, расцветший в легендарные рок-бунтарские времена, прошедший множество этапов и, вроде бы, пришедший к состоянию уже непреодолимой стагнации. В случае с проектом "Color Me", который Хирам Баллок (Hiram Ballok) привез в Москву, "старинный" гитарный состав так же далек от состояние ступора, как торнадо от штиля.
"Все мои предыдущие альбомы написаны в стиле фанк, - гласит рекламный листочек от лица Хирама Баллока: "Color Me" - это нечто новое, более подвижное. Немного фанка, чуть-чуть романтических мелодий и много, много веселья. Я смог выразить себя в сочинении музыки, в пении и в самой игре.";
Во-первых, солист, вполне достойных любых требований, предъявляемых к "гитарным героям", одолел обычный препон гитарных "пауэр-трио": у него не просто достойный аккомпанемент, у него - ансамбль "all stars". Барабанщик Джереми Гэдди и басист Стив Логан солируют именно на звездном уровне, и умеют создать комплексную ансамблевую игру с интригой, достойной неминималистического симфонизма. Их взаимодействие восхищает не менее их собственных индивидуальных талантов. Тем более, что "дирижер" с гитарой, вместо палочки, меняет партитуру на ходу произвольно, по настроению. А какие ритмические хитросплетения, что за богатство гармонической палитры! Кстати, втроем они прекрасно поют именно "harmony singin'", то есть особое специфическое (в данном случае) трехголосие.
И все-таки герой - на первом плане.
Начиная играть, он еще только предвкушает, куда же его унесет гитара.
Приключение определенно обещано, аж глаза горят от азарта. Стилевой калейдоскоп
заверчен вихрем: чумовой фанк, пылкий ска, томный калипсо, драйвовый
джаз-рок-фьюжин всех мастей - это не точное описание, поскольку манеру подачи
он меняет неоднократно практически для каждой темы... Лишь полисовское (в
смысле - от юного Стинга темочка) "Every Breath" он спел от и до в манере
"черного романса", один под гитару. Видимо, серенаду дарил. А обычно счетчик
перемудреных размеров перескакивает с уже обыденных пяти/четвертей на
тринадцать/еще-пока-несчитанных. И снова, и снова, и снова - не успокаиваясь на
твердой основе. Все изменчиво! Добрый погонный метр сцены уложен педалями,
примочками и прибамбасами - гитара то орет как турбина, то субтильна хуже
клавинета, то раскинет аккорд по диапазонам, как орган, а то вдруг среди всех
новомодностей - "квакнет", как в старые добрые времена. Что может быть скучнее,
чем куплет-припев-соло-кода? Куда интереснее, если отразить песню в кривом
зеркале, чтобы, двигаясь, перетекала из комичной в уродство, взлетала к
пафосным высотам и демонстрировала скромное очарование эстрадной лирики.
Классика, от Грига и Бетховена до Эллингтона и Битлз вдруг расцветала поверх
фанковых ритмов, и снова растворялась в бурном потоке. Среди музыкальных
мудрствований он не стеснялся подпустить стебовой дури. Так увлекательна и
виртуозна череда всё-и-само-пародий с высококвалифицированными фантазиями, что
невольно вспоминался сам Заппа, то мудрец, то клоун с гитарой... Близко, но все
же другое: раскаленный до красна черный-черный фанк. И Заппа, и в не меньшей
степени Хендрикс, безусловно, среди его духовных образцов. Исполнительский
арсенал Баллока богат и разнообразен, он дозволяет не строить, а летать. Люди
говорили, что каждый из пяти концертов не был похож на другой. Кстати, с
публикой он любит побалагурить, забавляя "ужимками и прыжками", подтрунивая над
московской "холодностью" и неумением понять, когда надо хлопать, а когда
пальцами щелкать: "Это джаааааз....."
С ним вообще найдется о чем поговорить.
Родился в Японии. Взрос в Америке, учили его классике фортепиано, в 6 лет играл
концерт на какой-то там большой сцене. В 11 начал мучить саксофон. В школьном
рок-бэнде, как положено мальчикам с музыкальным образованием, ему досталась
бас-гитара.
Как ни обидно для ревнителей искусства как чистой и непорочной субстанции,
сотканной из вдохновения, подросток Хирам взялся за гитару по довольно тупой причине:
"Однажды наш гитарист, который был слегка похож на Эрика Клэптона и вообще
был старше нас, отрубился на концерте, прямо на сцене. (Он потом объяснил, что
был "усталый"). И тут же десять девок выскочили на сцену, чтобы погладить,
утешить или еще как-то "оживить" его. Вот это и был для меня момент истины,
после которого я решил переключиться на гитару." (эта и другие истории про
секс и гитару, а также немного про собственно гитару и примочки - на http://www.hirambullock.com/).
Гитара принесла и другие интересные встречи. В музыкальной школе при
Университете Майами он учился вместе с Пэтом Мэтини и Жаком Пасториусом. А
потом играл с такими славными или попсовыми персонажами, как:
David
Sanborn, Paul Simon, Chaka Khan, Pete Townsend, Bob James, Sting, James Brown,
Miles Davis, Kenny Loggins, Billy Joel, Barbra Streisand, Burt Bacharach,
Roberta Flack, Spyro Gyra, Eric Clapton, Al Green и James Taylor. Имя
Майлза Дэвиса должно броситься в глаза особо. Кто хотя бы "потерся" рядом с
этим человеком, уже посыпан джазовой "пыльцой".
Дивиться можно только одному... Ведь у устроителей был убойный ход для рекламы: Баллок не только сочинил и записал музыку, но и собственной персоной снялся как музыкант в фильме Стивена Сигала "Под осадой". Хорошо, что обошлось без такой дешевой PR-конфетки. Он сам интересней как музыкант, нежели голливудский персонаж или ветеран оркестра шоу Дэвида Литтермана. Мало ли, кто чем деньги зарабатывает. Главное - как он для души играет.
P.S. Несколько вечеров на несколько номеров с Хирамом выходил поиграть и постебаться Игорь Бутман. Ладно, класс игры Бутманом доказан неоднократно. Мне же особо пришлось по душе, что Бутман абсолютно вписался в настроение коллектива. В лирической теме он строил импровизацию в той же эмоциональной манере, как егоза-гитарист: от поцелуйчиков до подколок. А в "Funky Brown Way" выдавал короткие и почти "свистковые" реплики точно в манере саксофонистов Джеймс-Брауновского оркестра период его расцвета. Такая стилевая и эмоциональная версалитивность - это тоже высший пилотаж, на радость и публике, и хозяев, и гостям.
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)