"Всё, что я делаю, я рассматриваю просто, как музыку, - говорит
Жан-Мишель Жарр (Jean Michele Jarre), родившийся 24 августа 1948 года, - Понятие
"электронная" - всего лишь код, который говорит о том, что музыка
создавалась не на акустических инструментах. Но если музыка нравится, тебе ведь
всё равно, на чём она сыграна. Это всё равно, что классику обозвать
"акустической музыкой".
Он познакомился с фортепиано в возрасте пяти лет. С тех пор музыка была для
него главным делом жизни.
Начав было изучать литературоведение в Парижском университете, Жан-Мишель вскоре переметнулся в консерваторию: тяга к музыке пересилила. "Это был конец 60-х, время революционных перемен, - рассказывает композитор, - В 68-м я вошёл в Группу Музыкальных Исследований. Это было одно из двух мест в Европе, где изучали электроакустическую музыку. В Кельне был Штокхаузен, а у нас - Пьер Шеффер, основоположник конкретной музыки. Это для меня было крайне важно, здесь я получил шанс создавать электронные звуки".
"Oxygene", вышедший в 1976 году первый альбом композитора был восторженно принят в Европе. Инструментальная электроника Жарра была сродни классической музыке: постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма... Закрепил успех выпущенный два года спустя "Equinox". "В классической музыке перед композитором тоже стояла задача в описании природы, жизни и вселенной, - объяснял Жарр причину выбора подобных форм, - Но при этом без слов, не в форме песен. Спустя все эти годы я осознал, что для меня важнее всего было дать людям мир, в котором они могли бы путешествовать".
Ломая представления об электронной музыке как о тепличном детище студий, Жарр
смело выносит свои произведения на суд широкой публики. Его концерты
представляют собой
нечто феерическое. Самые немыслимые созвучия создаются композитором на глазах у
публики. Некоторые инструменты даже не имеют традиционной фортепианной
клавиатуры: публика на знаменитых концертах в Китае была поражена, наблюдая за
тем, как ведущие партии электронных симфоний рождаются в поворотах рукояток на
громоздких ламповых саунд-генераторах. А тех, кто смог прорваться в первые ряды
во время выступления Жарра в Москве на Воробьёвых горах, весьма удивила лазерная
арфа-терменвокс. Клавишные же инструменты Жарра - особого рода: каждое нажатие
на клавишу вызывает к жизни не только звук, но и свет. Концерты имеют
феноменальный, зачастую труднообъяснимый (учитывая постоянно меняющуюся
авторскую концепцию и далеко не поп-материал) успех.
"Я просто пробую двигаться в непривычных пластах культуры, - рассуждает
маэстро о причинах своего успеха, - Затевая концерт, я не планирую побить
рекорд. Сегодня всё так стандартизировано... Но людям нужно что-то другое,
неповторимое и небанальное. Мои концерты всё время разные, они выходят за рамки
музыки. Это утоляет жажду нового, присущую человеку..."
Техно-культура, с голодным остервенением накинувшаяся на работы Жарра с целью растащить их на танцевальные ремиксы, вызвала у самого композитора весьма противоречивые чувства: "Мне очень интересен "синтез", когда в музыке техно-дэнс берутся отчуждённые фортепианные аккорды. Только это уже, собственно, и не пианино. Когда выдёргиваешь звук из его природного окружения и помещаешь его в свою музыку, оказывается, что он мёртвый..." В итоге техно-стиль практически не затронул основную звуковую концепцию Жарра. Более того - на своих последних работах композитор всё чаще обращается к самым ранним из технических средств электронной музыки: "Я люблю создавать знакомые звуки без сэмплирования. После многих лет работы с цифровыми аппаратами я возвращаюсь к аналоговым. Я ведь одним из первых в Европе начал записывать в цифре.Но потом заметил, что цифровая техника - несмотря на преимущества по шумам - не так хороша, как аналоговая..."
В последнее время композитор нечасто радует нас своими произведениями. Что ж -
он уже остался во всех музыкальных энциклопедиях автором нескольких
захватывающих электронных
симфоний. Гениальным музыкантом и дерзким изобретателем.
И лишь изредка обработки отрывков из его сюит можно услышать на альбомах
известного французского гитариста Патрика Ронда, который некоторое время
работал в составе концертной группы Жарра.
И тем не менее, последние работы
маэстро достойны внимания: так, в 2000-м году им был выпущен альбом
"Metamorphoses", больше похожий на аудио-перформанс. На нем много
технологических шуток: к примеру, звонок мобильника подчеркивает ритм песни
"Tout Est Bleu", а садовый разбрызгиватель солирует в "Miss Moon" наряду с
Лори Андерсон в "Je Me Souviens" и Наташей Атлас в "C'est La
Vie". Отдельный привет Москве: композиция "Hey Gagarin" была навеяна сеансом
прямой связи со станцией "Мир" во время достопамятного московского шоу.
"Metamorphoses" - еще одно занимательное приключение электронного космополита.
"Повторно посетив прошлое с предыдущим альбомом и не будучи особо счастливым
от этого, я действительно хотел открыть новую главу в своей музыке, проявив
более чувственный и органичный подход к электронным звукам, концентрируясь на
ритме и ритм-секции и вовлечении в музыку вокалов: как моего собственного, так
и других людей, обработанных или нет. Пока я записывал "Метаморфозы", я здорово
отошел от начальной идеи: почти все изменения происходили под влиянием моих
собственных чувств. Я хотел выразить их более непосредственно и разнообразно"
,- говорит Жарр.
Новый век музыкант встретил, как и полагается, с помпой: второй раз за свою карьеру он объединился с японским музыкантом Tetsuya Komuro. Концерт "Рандеву в космосе" ("2001 Rendez-Vous in Space") слушали и смотрели 60 тысяч человек. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что отзывы о шоу были гораздо теплее, чем о сопровождавшей его музыке.
Нельзя не отметить особую любовь музыканта к пышным и помпезным действам,
сопровождающим его концерты: нельзя отказать Жарру в умелом балансировании на грани китча и откровения. В середине июня 2001 г. его игру в сочетании с балетом,
греческой звездой Mando и видеопроекциями наблюдали Афины. Шоу
состоялось, разумеется, в Акрополе, и транслировалось десятками европейских
телеканалов.
Осенью увидит свет новая работа Жан-Мишеля: CD c элементами видео-трансляции,
который олдовый электронщик записал по следам этого мега-шоу. Хотя
попробуйте намекнуть на возраст и "удельный вес" этого подвижного и энергичного персонажа:
"Мне одинаково не нравится, когда меня пытаются запихнуть в энциклопедию, и
когда ко мне приклеивают ярлык "дедушка техно или транса". Все это - не более
чем marketing bullshit от студий звукозаписи."
Дата рождения:
24 августа 1948
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)