Тихон ХРЕННИКОВ  О конце века

"На трибуну становится Тиша", - так консерваторские остроумцы в 80-е годы переиначили популярную "олимпийскую" песню. Тихон Хренников действительно до сих пор - непревзойденный златоуст, готовый -...

"На трибуну становится Тиша", - так консерваторские остроумцы в 80-е годы переиначили популярную "олимпийскую" песню. Тихон Хренников действительно до сих пор - непревзойденный златоуст, готовый - очень здраво - высказывать свои соображения по самым разным поводам. Старейший советский композитор, долгое время √ председатель Союза композиторов СССР, автор музыки к ╚культовым фильмам╩ поколения наших бабушек. Вспомнить хотя бы знаменитые ╚Друга я никогда не забуду, если с ним повстречался в Москве╩ из ╚Свинарки и пастуха╩. Или молодого вихрастого матроса с аккордеоном из ╚Сказания о земле Сибирской╩
С Тихоном Николаевичем Хренниковым связан весь послевоенный советский эпос. Нельзя себе представить, чтобы произошло, не определи он свой путь как сочинитель ╚легкой музыки╩ в той большой империи, и кто знает, скольких бы композиторов и исполнителей в полку современной эстрады сейчас бы не доставало ┘

- ХХ век заканчивается. С точки зрения легкой, развлекательной музыки, что для Вас было самым главным в этом столетии?

- Каждое время несет какие-то свои формы музицирования и в легкой музыке особенно, потому что развлекательная музыка существовала всегда. Даже у Баха вы найдете великолепные образцы танцевальной музыки. Дальше по ходу истории можно отмечать некое развитие развлекательного направления, положенного в основу музыкальных произведений. В наше время это приняло особые формы. Сейчас я бы не сказал, что конец тысячелетия привнес в развлекательную музыку какие-нибудь невероятные открытия, которые бы захватывали нас как слушателей или как зрителей, очень много дилетантизма, очень много грубости. В то же время есть великолепные образцы.

- Каков Ваш собственный рейтинг музыкальных пристрастий?

- Например, моим другом был выдающийся кларнетист Бэнни Гудмэн. Его джаз был мировым явлением в музыке. Я с ним познакомился в 1959 году в Нью-Йорке, когда туда поехала делегация советских композиторов (она состояла из Шостаковича, Кабалевского, Данкевича, Амирова и меня). Там Бэнни Гудмэн пригласил нас на свой танцевальный вечер. Он никогда не давал концертов, считал, что его джаз-оркестр существует для того, чтобы играть по ресторанам, где люди могли бы танцевать. И, кстати говоря, когда мы потом приглашали его сюда, он был страшно расстроен, узнав, что будет вынужден давать концерты. Он-то думал, что будет выступать в каком-нибудь фешенебельном ресторане.

В Нью-Йорке он пригласил нас в ресторан, над которым висел огромный плакат ╚Сегодня Бэнни Гудмэн приглашает советских композиторов╩ и целый вечер он играл специально для нас. Самая разнообразная музыка √ танцевальная, музыка покоя, музыка отдыха √ все это входило в репертуар замечательного коллектива Бэнни Гудмэна. Во время расцвета советской песни были ансамбли, которые тоже являлись частью нашей развлекательной палитры, среди них были совершенно феноменальные и коллективы, и солисты, и исполнители.

Где-то в июне 40-х годов у нас стали появляться джазовые коллективы. Я всегда восхищался Олегом Лундстремом, оркестр которого был одним из первых джазовых коллективов в России с таким уровнем профессионального мастерства и хорошего вкуса. Это уже потом появилось много джазовых ансамблей. У нас рестораны были не в моде. За границей √ это место встречи друзей, а мы принимаем друзей дома. И, может быть, поэтому в советское время большинство оркестров обладало таким откровенно концертным характером.

- А среди музыки более позднего периода √ ВИА, которые появились в 70-е годы, рок-музыка, пришедшая к нам в 80-х, было ли Вам что-нибудь близко?

- Я не могу сказать, что рок-музыканты меня когда-то увлекали. По-видимому, были среди них и талантливые индивидуальности, вспомнить хотя бы легендарную английскую четверку ╚The Beatles╩. А к концу века сейчас настолько все измельчало, все приняло дилетантский характер. Иногда я включаю телевизор и понимаю, что единственный канал, по которому можно услышать хорошую музыку в великолепном исполнении √ это канал ╚Культура╩.

Я удивляюсь тому, что во главе телевизионных компаний стоят интеллигентные люди, а происходит нестыковка между личностями, которые руководят телевизионными каналами и ужасной музыкой, которую они пропагандируют по телевидению.

- Что Вам особенно не нравится?

- Мне не нравится, что совершенно утеряна поэзия искусства. Все-таки поэзия √ это одно из основных качеств любого художественного произведения, тем более √ музыки. Возьмите, например, Штрауса, разве это не поэзия? Или музыка Исаака Дунаевского┘ Это невероятно профессионально, содержательно, интересно, проникновенно┘ А что дает та ерунда, которую показывают по телевизору┘ Я плохо все это знаю и не могу привести сейчас конкретных примеров, потому что не слежу за этим пунктуально. Часто исполнители поют о любви, а там никакой любви нет. Они просто повторяют одни и те же слова: ╚Я тебя люблю, ты меня любишь╩. Ну, просто как обезьяны. Это не эмоциональный строй человеческий, это болтовня о любви, болтовня о лучших чувствах.

Утеряна содержательность. К легкой музыке ведь тоже нужно подходить серьезно. Вся песенная культура советского времени была уникальным явлением и дала таких корифеев как Дунаевский, как Соловьев-Седой. Сейчас это продолжает Пахмутова. А те песни, которые я слышу сейчас √ это труха, механическое повторение словесного ряда.

- Всегда ли Ваши песни были для Вас чем-то новым или все-таки допускался некий элемент соответствия общему стандарту?

- Песни самостоятельные я не писал, все это связано или с киномузыкой или с театральными постановками. Сравните, например, песни из ╚Свинарки и пастуха╩ √ это одно, или песни из фильма ╚Шесть часов вечера после войны╩ √ это совсем другое. Содержание диктовало иные интонации. Или ╚Верные друзья╩ √ это ни на что не похоже, или ╚Гусарская баллада╩┘ Самое главное в любой музыке, которую ты пишешь - образ. Вот, когда образ есть, тогда есть искусство. Поэтому я и говорю о том, что сейчас утеряна образность и в легкой музыке, и песенном жанре. Одна Александра Пахмутова √ блестящий человек, талантливый, яркий, берет какие-то темы √ и любовные, и темы нежности, и социальные √ и реализует это достойно. Она продолжает великую традицию нашей песенной культуры.То, что я говорю √ это не старческое брюзжание, я себя не отношу к старикам, как раз наоборот, и сейчас, и раньше, я искренне радуюсь, когда слышу что-то новое и привлекательное. Я всегда любил музыку своих коллег, из-за этого-то я и был так долго в Союзе композиторов. У меня жизнь композиторская складывалась нормально, не надо было никому завидовать, я написал много музыки, все исполнялось и исполняется до сих пор, слава Богу, исполняется по всему миру, это я вижу по авторскому гонорару, который я получаю и из-за границы, и здесь. У меня никогда не было ревности к своим коллегам, наоборот, был глубочайший интерес к их работе.

- У Вас сейчас в Консерватории есть класс молодых композиторов. Многие ли занимаются популярной музыкой и в частности √ песнями?

- Это талантливейшие ребята. Вот недавно моя ученица Лера Бисигина написала балет ╚Суламифь╩. Его поставил Брянцев в музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это блестящая ее работа. И в то же время √ у нее есть замечательные песни. Я уже не говорю о Саше Чайковском, тоже одном из моих самых лучших учеников. Но их музыка не востребована.

На телевидении появились свои ╚композиторы╩, которые заполонили все и никому не дают пробиться. У меня и композиторы, и аспиранты сочиняют много талантливой музыки. Надо только проявить интерес, а сейчас у телевизионных властителей интереса к этому новому нет никакого. У них есть свой штат определенных ╚делателей╩ этой музыки. И даже Пахмутовой приходится пробиваться сквозь те преграды, которые созданы композиторами, буквально облепившими телевидение. Кстати, по радио все-таки больше шансов услышать хорошие песни.

- Ваши прогнозы на ближайшее будущее, может ли ситуация как-то измениться или нет? - Мои прогнозы самые оптимистические. Русский народ невероятно талантлив, русское искусство √ ярчайшее искусство мира. Наши творцы √ талантливейшие в мире музыки. Ведь мы своей музыкой заполонили весь мир. Сколько в Америке наших музыкантов. В начале этого века уехал Леопольд Ауэр с целой группой замечательных скрипачей и музыкантов. Во второй половине ХХ века пальма первенства в скрипичном искусстве перешла в нашу страну. Давид Ойстрах и Леонид Коган стали вершителями судеб мирового скрипичного искусства. А потом это перешло к нашей молодежи. Вадим Репин сейчас один из самых больших скрипачей. А виолончелисты, я уже не говорю о пианистах, тем более что сейчас наши пианисты открыли на Западе свои школы и там формируют новых музыкантов!

А Женя Кисин! Его сейчас считают первым пианистом мира, потому что он наиболее оплачиваемый из всех. Женя-то вырос на наших традициях, потому что традиции русской школы √ это величайшие традиции и их не удается, слава Богу, пока поломать. Наши педагоги находятся в страшных материальных условиях, но они держат эту школу, русскую школу исполнительского искусства. Я сам из Липецкой области, из Ельца. Игумнов √ один из основателей русской пианистической школы, родился в Лебедяни, это в Липецкой области. Теперь местная администрация устраивает конкурсы имени Игумнова в Липецке. Администрация помнит о своих великих земляках и тратит на это деньги. Я был председателем оргкомитета по празднованию 100-летия И. Дунаевского. Нужно было организовать целую серию концертов. Я тогда написал письмо Путину, и он распорядился выделить средства.

И, слава Богу, потому что Дунаевский √ гениальный музыкант. А сын петербургского дворника, Соловьев-Седой, я считаю, что он √ вершина русской песни. Надо вспоминать этих людей, они принесли нашей культуре величайшую славу. А в будущем я не сомневаюсь, сейчас талантливая молодежь. И я надеюсь, что здоровое чувство большого искусства в любом жанре сделает свое дело.

09.08.2000, Мария ПОПОВА (ЗВУКИ РУ)

Тихон ХРЕННИКОВ