Траурный для всей нашей страны день 23 августа 2000 года стал вдвойне трагическим для
тысяч поклонников группы ДДТ. Вечером этого дня в больнице скоропостижно
скончался один из старейших членов коллектива, великолепный гитарист и скрипач,
игравший в группе практически с начальных ее шагов в Питере, - Никита Зайцев.
Особенно горько это осознавать в преддверии грядущего 20-летия ДДТ.
Сейчас на НТВ продолжается работа над фильмом, посвященным истории группы, в
котором каждый, кто имел к этому отношение, рассказывает о себе и о своем
вкладе в эту историю. Ниже мы приводим некоторые фрагменты интервью, взятого у
Никиты Зайцева два месяца назад.
Никита Зайцев: - Я, в общем-то, никогда не был в мире рок-клуба, но все равно всех знал, через того же Борю Гребенщикова, с которым мы были почти соседями. Он жил от меня где-то в паре трамвайных остановок. В свое время, в начале 70-х, я играл в группе Санкт-Петербург с Владимиром Рекшаном, Колей Корзининым, Витей Ковалевым, а Боря только организовывал свой Аквариум.
Из Московского района, где я жил, вообще вышло много известных людей. Например, Сережа Курехин жил буквально напротив меня. И у нас была такая традиция, что все приходили ко мне и слушали пластинки, поскольку у меня была большая коллекция. В частности, Боря тоже приходил послушать или же приносил какие-то свои. Мы вместе ездили на "сейшны", где я играл с 'Санкт-Петербургом', и он тоже пел несколько песен под гитару. А теперь он "мэтр", Б.Г.!
Я это говорю к тому, что я всех знал: знал окружение Бори, Севы Гаккеля, с которым мы вместе учились в музыкальной школе для взрослых на ул. Некрасова, а потом вместе играли в симфоническом оркестре. И тут вдруг появился человек, по имени Юрий Шевчук. Правда, если бы мне не сказали сразу, что он из Уфы, то я бы никогда не подумал. Я считаю его абсолютно питерским человеком- Познакомились мы в апреле-мае 87-го года, точно не помню. Сидел я в ресторане "Север", один - у меня был небольшой личный праздник. В тот момент я находился без работы, но знал, что всегда ее найду... Играли хорошие музыканты, я подошел и спросил у Гены из Мифов, нет ли какой-нибудь подобной работы в кафе-варьете и т. п. Он сказал, что нет, но есть одна группа, называется 'ДДТ'. Это некий Юрий Шевчук, автор и исполнитель своих песен, уфимский человек, сейчас приехал в Питер и создает свою "банду". Я спросил с неким пренебрежением: "Это что, рок-клуб?" Он ответил, что да, и предложил мне взять номер телефона. Нехотя я это сделал, потому что рок-клуб мне всегда казался самодеятельностью, сборищем хиппи и неопрятно одетых людей. Я себя чувствовал другой "масти" на тот момент...
Прошло несколько дней, и я решил-таки позвонить. Это был телефон Доци (Игорь
Доценко - барабанщик группы). Я приехал, мы побеседовали, причем на все мои
вопросы он отвечал, что "надо посоветоваться с Юрой". Я спросил: "Что он - царь
и Бог?" Для меня тогда понятием "группа" было несколько человек, которые живут
одной идеей. Но очень быстро я смирился, потому что Юра был явным лидером, и я,
например, никогда не смогу так переживать за это дело, как он. Это невозможно!
Хотя у меня была масса вариантов испытать, что такое "свое дело", и как ты за
это переживаешь.
В конечном итоге, после разговора с Игорем я пришел на репетицию, где были
Доца, Андрюха Васильев, Вадик Курылев, Юра и Гена Зайцев, - директор группы на
тот момент. Они мне сказали: "Старик, у нас сегодня репетиция, а завтра мы
летим в Нижневартовск. Поедешь с нами?" - Я согласился.
Далее: "А какая любимая группа?" - Роллинг Стоунз -"Нормально! Мы тебе доверяем". Особых
репетиций, кстати, и не было. Мы собрались, поехали и решили, что все посмотрим
в дороге... Летели через Москву, была задержка рейса, и мы сидели в аэропорту,
пили какой-то розовый портвейн, учили эту программу, песни из которой потом
вышли на пластинке Я получил эту роль. Вот как раз первый раз я отыграл их в Нижневартовске...
Таким составом мы начали гастролировать, записали пластинку, вторую, третью...
Были периоды, когда я из группы уходил - то в вынужденный отпуск, то на
больничный. И так это и продолжается, все привыкли. За 12 лет сотрудничества я,
наверное, раз пять уходил и приходил. Но все равно 12 лет мы вместе - это
большой срок!..
В группе я начинал как гитарист, мы играли с Андрюшей на гитарах, Вадик на басу, потом еще появился Мурзик (Андрей Муратов) на клавишах. Параллельно я играл еще и на скрипке, но поменьше, в основном, на гитаре. Потом, со временем, я стал играть, в основном, на скрипке и немного на гитаре, а потом и вовсе только на скрипке. Сейчас на гитаре я играю в клубах, у меня есть своя блюзовая программа. Скажем, на гитаре я играю не в ДДТ.
Мне очень нравится сотрудничать с таким человеком, как Михаил Костюшкин, - он великолепный саксофонист. Его знают не только в Питере или нашей стране, но и в Европе, и в Америке... Наш дядя Миша его тоже знает и уважает, как коллега. Я с ним играл программу под названием Река Оккервиль - есть такая маленькая речка в одном из районов города. Это чисто инструментальная музыка, такой "фьюжн" с элементами авангарда... Мне очень нравится с ним работать.
Еще я люблю играть с Мишей Сурьиным, который записал очень неплохой альбом Беглый пес, даже снял парочку клипов. Он очень скромный, не хватающий "звезд с неба", талантливый человек. Мы с ним играем музыку Чака Берри, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли, Эрика Клэптона и т д., то есть настоящий рок-н-ролл. Я там просто отдыхаю и оттягиваюсь. Там я выплескиваю весь свой "консерватизм" в полной мере: играю Клэптона, Сантану, и "оттягиваюсь в полный рост"! Может быть, мы даже поедем в Европу на гастроли, сейчас идут переговоры.
Сольный вариант у меня есть, я иногда выступаю вообще один. Вот ездил в Кенигсберг, играл один на скрипке, в Минске выступал на джазовом фестивале. Мне это тоже нравится v это интересно, сложно и необычно, встречаешь интересных людей. На фестивале, например, было много джазовых людей из Германии, Америки - класс!
Есть еще блюзовый проект, одно из названий которого было Вниз по Миссисипи. Это трио: бас-гитара, барабан, и я "весь вечер на арене" играю исключительно свои блюзы, с приглашением во время концерта пары музыкантов, играющих в этом же ключе. Когда я ухожу со сцены, сначала играет один, потом выходит другой, с теми же басистом и ударником, а потом опять выхожу я. Кстати, эти приглашенные люди меняются - в одной поездке одни, в следующей другие.
Намечалась еще одна программа, которую я пока не воплотил - приглашать блюзовых
людей, таких, как Сергей Воронов, Саша Ляпин, тот же Андрюха Васильев, других
классных музыкантов. Мне эту программу вести, что мне, может, даже больше
нравится, чем играть. Представлять их, играть вместе с ними, пару вещей сыграть
сольно, уйти, опять кого-то представить... Такая есть задумка.
Это мои сольные творческие проекты. Ну, и, конечно, есть вариант с Вадиком Курылевым, - я даже забыл о нем, так их много. Там еще с нами Паша
Борисов, наш басист из ДДТ, и Коля Першин, барабанщик. С ними мы тоже
периодически даем концерты, записали пластинку, которая скоро должна выйти. Но
это уже не сольный проект, это, скорее, то, что не в ДДТ-
ДДТ для меня v это почти все. Эти 12 лет - огромный пласт, страница в моей жизни, переход в другую возрастную категорию, от молодости к старости, с проблемами со здоровьем - все как полагается!.. "Период старения" произошел, как в книжках, за эти 12 лет, пока я был вместе с группой. Но это замечательное старение, потому что приходит в голову какая-то мудрость, какая-то философия.
Через ДДТ я стал более духовным человеком, - во всяком случае, мне так кажется. Я стал посещать такие места, как Печорский монастырь. У меня есть духовный наставник, отец Спиридон - замечательный, прозорливый человек. Я стал читать молитвы... Это, конечно, уже другое все, но пришел я к этому через группу.
И все эти мои "приходы-уходы" - это тоже не просто так. Это маленькие ступеньки в огромной странице, которую я, и мы все вместе сейчас перелистываем. Это такой итог 20-летия группы. Я считаю, что сейчас можно эту страницу перелистнуть, с таким очень хорошим чувством!
Жаль, что эта мечта Никиты так и не осуществится, как не осуществятся и множество его замечательных планов. Но в нашей памяти навсегда останется его высокая, худощавая, чуть сутулая фигура со скрипкой (а для кого-то постарше - с гитарой) в руках, исполнявшая на сцене неповторимые соло. Покойся с миром!
Дата рождения:
6 февраля 1956
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)