Мода на стотысячные, "сверхстадионные" фестивали - слишком перенаселенные, слишком перегруженные, слишком необъятные - понемногу сходит на нет, и все больше внимания музыкальных туристов привлекают опен-эйры категории B. Те, где от одной сцены до другой пешком не более пяти минут; те, где посетитель не рискует увязнуть в грязи, которую до того пару дней месили тысячи ботинок; те, где давки не бывает в принципе, а состояние, известное как "шпроты", случается разве что на больших хедлайнерах.
Вырастить и поддерживать на должном уровне фестиваль такого типа - та еще задача. Отсутствие гаргантюанских масштабов (а под "категорией B" подразумевается именно это, ничего заведомо пренебрежительного в характеристике нет) избавляет организаторов от необходимости управлять огромными толпами, но не решает других проблем. Финский Flow Festival в этом смысле справляется блестяще, шаг за шагом превращаясь в уютный и презентабельный фестиваль-бутик.
Уже много лет запертый в ограниченном пространстве бывшей электростанции Сувилахти и не имеющий возможности расти вширь чисто физически, Flow не может позволить себе завалить список участников громкими именами, как это делают базирующиеся "в полях" фестивали калибра Гластонбери или Коачеллы, - они просто не отобьются по билетам. Да и довезти больших хедлайнеров в Хельсинки не так просто: это для нас Финляндия - удобная заграница, по меркам европейской логистики это все же задворки. Поэтому организаторам Flow приходится пользоваться услугами тех же букеров, что снабжают артистами скандинавских соседей-конкурентов (шведский Way Out West и норвежский Oya так же проходят в середине августа и имеют похожие лайнапы). Тем не менее, даже в таких условиях финнам удается поддерживать живой интерес к мероприятию: абонементы на Flow все чаще раскупаются загодя, и последние годы фестиваль гордо рапортует о том, что все билеты проданы. Как им это удается?
Звезды на вырост
Хедлайнеры на Flow. конечно, есть: в этом году уже заявлены Florence & the Machine с программой свежего альбома, Бек (Beck), не очень часто гастролирующий по Европе, и грандиозный диско-камбэк этого года, Chic Найла Роджерса. Но ставку фестиваль делает все-таки не на них, а на тех, кто только начинает претендовать на то, чтобы его имя выносили на афишу крупным шрифтом. Шведская дебютантка Туве Лу (Tove Lo), обезоруживающей самоуверенностью напоминающую как Кэти Перри (Katy Perry), так и датскую r'n'b-оторву MØ, британское мальчиковое электропоп-трио Years & Years, еще в прошлом году обивавший пороги лейблов рэпер из Атланты iLoveMakonnen - все это люди, которые в ближайшие год-два передвинутся в залы попросторнее. Поймать их на взлете - отдельный шик, и этой возможностью не стоит пренебрегать.
Голос Суоми
Континентальные фестивали (т.е. Европу за пределами Британии, хотя британцы себя Европой и не считают) часто и справедливо упрекают в отсутствии патриотизма. Дескать, один и тот же ростер артистов, колесит передвижным цирком с одной поляны на другую, и где бы ты ни оказался, в Остраве, Кельне или Гетеборге, везде увидишь одинаковые составы, без намека на национальную идентичность. Flow, хотя и не задается целью показать как можно больше земляков, актуальный срез финской музыки дает в полной мере. Традиционно сильные электронная и джазовая сцены, небезынтересный инди-поп, своеобразный панк-рок, наконец (куда без него) фолк в разных пропорциях представлены на Flow, и в первую очередь на круговой сцене Bright Balloon 360°. И если в расписании между интересующими вас артистами возникает временная дыра, ее почти всегда можно заполнить какими-нибудь любопытными местными дарованиями - вот группой Have You Ever Seen The Jane Fonda Aerobic VHS? хотя бы.
Экология
С успехом опробовав изящный способ самоочистки от мусора - за каждую банку с напитком или тарелку с едой на Flow взимается пеня в размере 1 евро (этот евро вам вернут после возврата тары), Flow всерьез озаботился "зеленой" темой. Снизить выброс угарного газа фестивалю помогает выбор площадки: парковочного пространства рядом с Сувилахти просто нет, поэтому добираться до электростанции зрителям приходится либо на велосипедах, либо на общественном транспорте. Энергетическую подпитку фестиваль получает из относительно безвредных для экологии источников, а для оформления сцен по максимуму использует перерабатываемые материалы.
Рядовой посетитель, не озабоченный вопросами экологами, всего этого, вероятно не заметит - зато заметит, что основу меню составляет так называемая органическая еда (я не против джанк-фуда как такового, но на большинстве летних сейшнах с едой дела обстоят не просто скверно, а очень скверно).
Расположение
Любой фестиваль в черте города - уже подарок тем, кто не в восторге от палаточной романтики, а Хельсинки к тому же город небольшой даже по европейским меркам, и заблудиться в нем почти нереально.
Полную программу Flow Festival 2015 стоит посмотреть на их сайте.
Flow Festival
Хельсинки, Сувилахти
14 - 16 августа
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)