Для Александра Красовицкого, лидера и идейного вдохновителя группы Animal Джаz, настало горячее время. Очень скоро выходит их альбом "Хранитель весны" - притом что релиз диска "Джедай" камерного сайд-проекта Красовицкого Zero People состоялся всего каких-то пару месяцев назад. Пока Animal Джaz готовится к предстоящему турне, а будущая пластинка проходит стадию сведения и мастеринга, мы выхватили "Михалыча" в фойе одной из московских гостиниц, чтобы обсудить его дела на обоих фронтах, подходе к записям кавер-версий, а также скором дебюте Александра в качестве киноактёра.
Звуки: Чем "Хранитель весны" отличается от предыдущих? Это какая-то новая ступень для вас как для сонграйтера?
Александр: С моей точки зрения он не особо отличается от того, что мы делали раньше. Как мы были сверхэклектичным проектом, который совмещает на одном диске совершенно разные стили, от пост-гранжа до каких-то электронных битов через остатки ню-металла, так и остались. Ну, и присутствует, можно сказать, ноу-хау, когда песня начинается с привычного сочетания куплет-припев-куплет-припев в одном стиле, а вторая половина композиции резко отличается от первой, причем мелодическая компоновка связывает одно с другим стилистически. У нас таких песен немало, на каждом альбоме есть хотя бы одна.
Звуки: Это намеренный стилистический, аранжировочный поиск?
Александр: Хочется эту привычную структуру песни с одной стороны сохранить, чтобы было, что напевать, а с другой - уйти от этого элемента поп-культуры. Мы таким образом извращались с самого первого диска. Идёт такой мелодический поп-рок с металлической подачей - и тут гитара начинает визжать на верхах, какая-то полная фантасмагория музыкальная. Таким образом мы сами немного иронизируем над пафосом подобных композиций. А альбом уже готов, я весь готовый материал постоянно отслушиваю, чтобы песни поставить в правильном порядке на диске. Хотя надежды на то, что его будут слушать именно так, по порядку, всё меньше и меньше. но мы по-прежнему строим альбомы с какой то внутренней драматургией... По сравнению с предыдущей пластинкой "Фаза быстрого сна" у нас произошёл этакий духовный мастеринг, срезались крайние степени эмоциональности: нет бушующей ярости, нет черной депрессии, после которой можно только повеситься, но при этом всё равно есть и боль, и радость, и тоска, смесь таких тинейджерских перепадов. С тех пор, как была записана "Фаза", кардинально поменялась только ситуация в личной жизни, но как личность я остался прежним, хотя тексты в этот раз у меня не получились в полной мере страдальческие.
Звуки: Вы так спокойно обо всём этом вы рассуждаете.
Александр: Ну, для меня всё это уже наблюдение за литературным героем. Я отстранённо к нему отношусь. Если бы я жил всё время на таком накале, мне с нормальной жизнью поневоле пришлось бы закончить. Подавляющее большинство пробитых рокеров вне сцены продолжают жизнь той жизнью, что живут на сцене - я это всегда разделяю, и по мне это видно. Я всегда нахожу абсолютнейший прикол, момент кайфа в том, что я не обманываюсь. На сцене я гораздо более открыт и искренен. В обычной жизни я интроверт и много играю. А на сцене очень много живу - вот такая разница.
Звуки: С возрастом люди становятся менее впечатлительными и эмоциональными, а вот у Animal Джаz песни со временем не теряют ни в накале, ни в нерве, ни в юношеской искренности.
Александр: Достаточно посмотреть как я выгляжу - как говорит моя знакомая "вечный студентик" (Александр действительно так выглядит: шапка-бини, потёртая майка, штаны-афгани - прим. Звуков) Я по-прежнему не решил вопросы, которые любой мужчина решает к тридцати годам. Кто он, зачем он, куда он, нужен ли ему кто-то или нет, как обстоят дела с любовью. Как нормальный двадцатилетний парень я ставлю их перед собой, но ответов по-прежнему нет. Я не культивирую это в себе, но сущность моя пока тинейджерская. На протяжении уже 14 лет я оглядываюсь назад, и эти цифры возраста для меня ничего не значат. Я скорее смотрю, как стареют люди вокруг. При этом мне по-прежнему хочется петь о том, о чем я пою. Так что не удивлюсь, если следующий альбом будет столь же яростным, как "Фаза".
Звуки: "Джедай" Zero People так-то яростный.
Александр: Это всё-таки иная история. Это не ярость, это такая... (задумывется) бывает последняя стадия тоски и депрессии, когда ты сидишь в углу и тебе ничего не хочется делать. А бывает первая, когда у тебя возникают вопросы "Как? Почему мне так хреново? Так не должно быть!", и в каждой песне сквозят эти восклицания. Когда произошёл какой-то крах, ты сидишь среди развалин и руин, смотришь вокруг, и у тебя смесь обиды на жизнь, чувство несправедливости, ощущения того, что всё-таки поделом... Это направлено внутрь, а ярость - это агрессия наружу. В ярости всегда кто-то виноват, а в "Джедае" виноват тот, кто поёт. Самоедство, возведенное в крайнюю степень. Я дал себе полную свободу в выплеске этого на пластинке, потому что я чувствую это каждый день в реальной жизни. Я и говорю, что на сцене другой, чем в жизни, потому что даю себе возможность это всё высказать, то, что я скрываю порой даже от близких. Происходит, слава богу, момент некоего самоочищения. Как к психоаналитику сходить, только этим я вот на сцене занимаюсь, за счёт публики. Ну, и она взамен тоже, за мой счёт.
Звуки: У вас вообще довольно преданная фан-база - краудфандинг как средство помощи артистам практически загнулся и помогает только в отдельных случаях. У вас как раз такой.
Александр: Мы собрали всю сумму [на запись "Хранителя весны"] за 4 дня, для всех нас это было шоком. Прошлые кампании удавались, но не так быстро. Выпускать за свой счёт пластинку, причем вкладывая столько, сколько мы привыкли, ни в чем себе не отказывая, перезаписывая песни по 10 раз целиком... Чтобы позволить себе такое, надо было бы работать целый год. Краудфандинг стал для нас очень крутым решением. Не знаю насчёт преданности, конечно, есть четкий фанатский костяк, который даже я, человек подслеповатый, узнаю в первых рядах на концертах в Москве и Питере. Но случается и другое. Мы играем удачный концерт, у людей есть ощущение эйфории и прилива желания жить, причём от концертов Zero People тоже такое бывает, чего я не ожидал. Когда новые люди делятся впечатлениями и пишут, что ещё неделю находятся на позитиве и чуть ли не подпрыгивают от счастья, и резво участвуют в финансировании новой пластинки, меня радует больше всего. Безусловно, я признателен фанатам, как любимой жене, за то, что она всегда рядом, кормит, поит (смеётся), гладит по голове и всегда с тобой, даже когда ты делаешь гадости. А вот эти люди, как любовники и любовницы, они непостоянные, они зато "отдаются" с первородной страстью. В случае с "Хранителем весны", кстати, было много людей вложившихся в проект безвозмездно, раньше такого не было. Это я связываю именно с нашими концертами, с тем, что на сцене никто из нас пятерых не играет ролей, мы фигачим, как последний раз, даже если это тур в 10 выступлений за 12 дней. Многие говорят мне: "Это же тяжело!". Мама моя знаменитую фразу сказала, посмотрев запись моего концерта, я вставил ее в песню Zero People: "Сынок, ты же убиваешь себя". Физически это трудно - здесь ты поспал, отдохнул, и всё нормально. А вот прилив эмоций намного важнее, и такая, эмоциональная усталость - самая страшная вещь. Она накапливается, пока концертов нет. Когда мы встречаемся перед гастролями на вокзалах и аэропортах, у всей группы глаза горят. Чувствуется, что накопилось.
Звуки: А вас чьи-то концерты так же воодушевляют?
Александр: Я уже немного прошёл период, когда внимательно смотрел концерты. Лет 10 назад - да, но не для того, чтобы перенимать какие-то движения. На сцене я слеп, двигаться особо не получается. У меня выработалась собственная манера, называется "лишь бы не упасть". Кстати, из-за этого не люблю свои концерты смотреть, потому что сам себе напоминаю угловатого медведя. Всех больших музыкантов, прыгают они или стоят на месте, объединяет одна вещь - они все четко понимают, что они главные на сцене. В этом есть нечто наглое, крайне эротическое, садо-мазо даже, но это всегда так. Что Кобейна, что Моррисона, что Кристину Агилеру возьми. Поп, рок - неважно, та же Пугачева. Кто-то называет это харизмой, но на самом деле, это просто человек пришёл к себе домой, а вы все - к нему в гости. Я долго для себя это формулировал, чувствовал, но не мог понять. А сформулировал - понял, это же так просто. И с того момента мне стало легче на сцене. Смотря свои концерты 10-летней давности, я вижу дрожащего человека, прям вижу - вот тут он ссал! В этом смысле я здорово придвинулся к тому, что хотел, но пока не дошёл до логического конца, увы.
Звуки: А вы не пытались привлечь какого-то продюсера к записи пластинки? Вы же несколько раз работали с Андреем Самсоновым.
Александр: Да, это было интересно и продуктивно, только вот Андрей довольно высокооплачиваемый продюсер, а мы слишком независимый проект (смеётся). Ни одного спонсора, даже, к сожалению или к счастью, богатых родственников у нас нет. Всё, что мы тратим на запись, мы могли бы потратить на себя, жён или детей, чему последние, конечно, не особо рады. С альбома с Андреем ("Эгоист" - прим. Звуков) многие песни взяты в ротацию, снято было рекордное количество клипом, но не потому, что Самсонов, а потому, что песни хорошие были. И после этого мы с ним сотрудничали - вот, в "Хранитель весны" войдут две сделанные с Андреем вещи, "Здесь и сейчас" и "Звук и тишина". В общем, мы с ним на связи, дружим, ходим в гости, но для работы с ним надо финансово подготовиться.
Звуки: Ещё из громких имён вспоминается Андрей Алякринский - с ним не пытались выйти на контакт?
Александр: Насколько я знаю, он личность мощная, и в студии довольно идеен. А с Animal Джаz нужна полнейшая гибкость, да и я тоже человек с принципами, это всё может вылиться в пустую ругань. Потому мне немного боязно с ним работать, если честно. С Самсоновым в этом плане у нас отношения сложились, но и ему после работы с такими людьми, как Земфира, не привыкать находить с записываемыми музыкантами какие-то компромиссы. Хотя, возможно, я и ошибаюсь по поводу Алякринского, всё-таки у нас было с ним довольно шапочное общение, и такое впечатление сложилось из отзывов работавших с ним. Вообще, конечно, было бы интересно такое сотрудничество, потому как шикарное звучание его работ узнаётся безошибочно.
Звуки: Вы недавно записали кавер на "Сладкую N" для сборника "Песни простого человека".
Александр: Очень интересная история. Не скрою, все каверы, которые мы делали в истории A.Д. на российских исполнителей - на Г.О., на Цоя, на Аквариум, да и на Майка, - все инициировал я, потому что являюсь единственным человеком в группе, очень хорошо знакомым с классикой русского рока. В 19 лет я неистово начал скупать кассеты в ларьках, которые в начале девяностых были повсюду, тратил остатки стипендии, остававшиеся от моего ребёнка. Я был застрельщиком этих песен и всегда пытался их переделать на наш манер. С Майком так получилось, что половина группы вообще эту песню не слышала, и я настоял, чтобы её так и не слушали, пока не придём на точку и не будем её разучивать. Прошлые каверы мы делали как обычные песни - собирались на репетиции, находили моменты, фиксировали на диктофон, приходили в студию и записывали вчистую. А здесь мы поступили так - песня совершенно расп.......ая, очень хотелось подчеркнуть эту сущность героя, который абсолютно рок-н-ролльно подаёт этот текст. Тут я подумал, а как бы эту песню перепел Том Уэйтс (Tom Waits)? Сидит какой то чувак в разрушенном ранчо в кабаке на диком Западе, и как он это поёт "Моя сладкая N" (поёт рыча). Мы пришли на репетиционную точку и вышли с неё через 6 часов с записанным на портастудию треком. На студии я отдельно только дописал вокал. Если слушать итог, то, если бы я не сказал, никто бы Уэйтса бы в этом и не узнал - так в этом и есть вся суть Animal Джаz.
Это был довольно интересный опыт, и, в очередной раз, я уловил для себя офигенную вещь. Вот семь часов проводят вместе чуваки, трое из которых уже 15 лет проводят вместе, ещё двое - 7 лет, причем по 200 дней в год. Совершенно разные по характеру, социальному статусу, интеллектуальной составляющей, и вот эти семь часов мы провели, нисколько не устав друг от друга. Нас объединяет общая цель - не прозвучать погромче или помпезнее, а просто сделать хорошую песню. Тут присутствует толерантность: я в чем-то уступаю другим членам группы, а они мне. Мы никогда об этом не договаривались, всё происходит само собой. Это вызвало у меня адскую эйфорию, больше даже самой песни, которая мне искренне нравится, хотя она наверняка станет плевком в душу многим поклонникам Майка. Но, уж извините, мы так её видим.
Звуки: У Animal Джаz были концерты, целиком составленные из кавер-версий.
Александр: У нас было по несколько таких концертов в Москве и Питере, давно причем - в 2006, что ли, году. Мы их называли "запрещенными" - РАО там, все дела. Раскрою сейчас секрет: этим летом сыграем очередную программу из каверов. Сделаем 15 новых вещей, это всё-таки требует намного больше подготовки, чем наш обычный сольный концерт. Понятное дело, приходится репетировать их с нуля, тут даже мне с текстами не так легко приходится - я английский, увы, не на уровне свободного общения знаю, при этом необходимо петь всё это хоть с каким-то приемлемым акцентом.
Звуки: А свои вы там песни бонусом играете?
Александр: Нет, совсем нет. Но будет чума - я даже уже знаю, какие мы афиши сделаем к этому событию, но пока не скажу.
Звуки: Насколько я понимаю, вы не так давно дебютировали как киноактёр в фильме по роману Стивена Кинга.
Александр: Да, роман "Ярость", запрещенный к переизданию, но доступный в сети. Предложили мне сниматься Вадим и Катя Шатровы, которые таким образом оформили свой дебют в полнометражном кино. Они, вообще-то, фотографы и клипмейкеры, и довольно известные - делали клипы нам, Сплину, МакSим, Маре, Мельнице и другим. Тематика фильма злободневная, и усугублена недавно случившейся печальной историей со стрельбой в Москве. Их фильм происходит в российской школе, но с теми событиями не связан, как многие пытаются это увязать, а именно поставлен по роману. Я там играю роль учителя-любимца класса, душки, в которого влюблены все девочки. И его мочат - я появляюсь в кадре буквально на полторы минуты - у меня очень большая роль (смеётся). Хотя Катя с Вадимом продолжают утверждать, что она - одна из главных. Я пришёл сниматься, мне выдали один лист А4, на котором уместилась вся моя речь, и мне сказали: "Подробно следовать тексту необязательно, внимательно прочти, пойми суть и перескажи". Мы сняли 10 дублей, и каждый раз я говорил по-разному. Поэтому когда будет озвучка, а она как раз будет на днях, я вообще не представляю, как это сделать, из каких дублей склеили итоговый вариант.
В целом, мне понравилось. По-моему, я был неадекватен и ужасен в кадре, судя по фото с площадки, и, кажется, это мой провал, но Вадим утверждает, что всё было сделано гениально (улыбается). Мы с ним всё-таки не первый раз работаем, остаётся только ему верить. Это тоже отчасти сценическая вещь - камера, партнёры, целый класс такой перед тобой, и после хлопушки все резко начинают играть - бумс, и всё. На концертах подобное происходит автоматически. Мне понравилось, и я уже заранее решил, что если какие-то предложения поступят, я отказываться не буду. И мне они поступили! Причем они не связаны с этим фильмом.
Звуки: Участники вашей группы играют также в проекте Николая Стравинского Selfiemen, какое у вас вообще отношение внутри коллектива к сайд-проектам друг друга?
Александр: Могу сказать, что ребята остальные немного напряглись, когда появились Zero People. У гитариста-то всегда были сайд-проекты, а вот когда основной автор группы создаёт ещё один проект, это настораживает, с меня больше спрос у них всех. Но когда они пришли на первый концерт, то поняли, что A.Д. тот нисколько не мешает. Более того, на пятом году существования группы наконец-то стала различаться публика. Недавно почти подряд в "16 тоннах" были концерты Animal Джаz и презентация альбома "Джедай", и наш клавишник Шурик, участник обоих коллективов, сказал, что лица перед сценой были совершенно разными. Более того, когда люди пытаются пройти на концерты по спискам - там есть те, кто у A.Д. слышали максимум "Три полоски". В городах публика тоже наполовину иная. Слишком уж вдумчивая, камерная и самоедская вещь, без энималджазовского фирменного забойного романтизма. А по поводу Selfiemen - почему бы и нет. Коля отличный музыкант и автор вообще всего в своей музыке, ему нужны сессионщики. Сейчас наш звукорежиссёр сводит пластинку, а без него мы не выступаем, я и Саша в туре с Zero People. Если есть время, почему бы по дружбе не помочь? Правильно делают! В любом случае, мы все наши графики выстраиваем вокруг группы Animal Джаz.
Animal Джаz: презентация альбома "Хранитель весны"
04 апреля, 20:00 - Санкт-Петербург, клуб A2
19 апреля, 20:00 - Москва, клуб Ray Just Arena
Сделать предзаказ нового альбома Animal ДжаZ "Хранитель весны" можно здесь.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)