После ухода из СБПЧ Александр Зайцев погрузился в интенсивную и более-менее индивидуальную деятельность. В конце 2013 года у него вышел дебютный альбом, "AZ", состоящий из дюжины симпатичных, во многом спонтанных записей, сделанных при помощи синтезатора Monomachine (сейчас это его основной инструмент в студии и на концертах). Александр выступает в клубах, на небольших фестивалях, арт-площадках, и в последнее время все больше как
соучастник, — например, электронного дуэта ADDZ, с Дмитрием Дубовым из Fizzarum, или импровизационного трио The Tune, с Ильей Белоруковым из Бензольных мертвецов и Юлей Накаряковой из Лемондэй. В мае при участии фотографа Анастасии Цайдер на Tumblr был запущен аудио-визуальный проект Age of Mercy ("Эра милосердия") — местами абстрактная, местами конкретная электроника в сочетании, как говорят сами создатели, с несуществующим советским нуаром. Вдобавок, вместе с Федором Веткаловым (Xi Zhuang), на лейбле Tastes Differ Александр выпускает специфическую музыку, которую сложно протегировать чем-то еще, кроме как electronic и Russia, — музыку для нашей электронной сцены, в общем-то, ни на что не похожую.
В прошлую субботу обновленный состав The Tune выступал в клубе Place, и в связи с дебютом
Юли Накаряковой к названию группы было добавлено окончание "3.0". Сам концерт был похож
скорее на мини-фестиваль, причем достаточно экзотический: The Tune вышли где-то посередине
между Пустоцветом и Утроворту. Все это было связано с выпуском сборника стихотворений Франца Кафки — его встревоженный лик весь вечер маячил на экране за спинами музыкантов. Звуки поговорили с Александром перед концертом.
Звуки: Ты довольно долго как будто избегал вокала. Почему решили Юлю пригласить в The Tune?
Александр: В определенный момент мне показалось, что не хватает солирующего инструмента. Мы подумали, что можно использовать какой-то инструмент, а можно голос. И так как Юля Накарякова — моя хорошая знакомая, я ей предложил попробовать. Мы до этого с Ильей Белоруковым вдвоем выступали, потом с Сашей Захаренко, бывшей барабанщицей СБПЧ, потом с Псом (Евгений Гудков, Пес и группа), он на барабанах играл. И постепенно пришли к идее солиста.
Звуки: Но до настоящего момента это были как бы поиски?
Александр: И сейчас поиски. У нас нет задачи какую-то группу успешную создать, это для нас эксперимент. В The Tune все три участника имеют совершенно разный бэкграунд, совершенно разные цели, задачи и опыт. Интересно найти какое-то новое пересечение. Мне всегда это интересно было — что-то другое попробовать. Понятно, что Юля больше в нише, скажем так, андеграундного попа работает. Илья, например, занимается современной импровизационной музыкой. А я всегда занимался тем, что называют IDM, хотя я не люблю это определение… В The Tune все оказываются в неуютной для себя атмосфере. С другой стороны, нет задачи специально создать человеку некомфортные условия. Скорее вызов некий возникает, — вот у Юли, когда она поет — аккомпанемент всякий раз новый, или у Ильи, — он вообще-то впервые за барабанами оказался.
Звуки: И вы целенаправленно уходите в атональность и дисгармонию?..
Александр: Первый наш разговор с Ильей был как раз о том, что интересно создавать гармонию и деконструировать ее разным способами — одним способом разобрать, другим собрать. И вот эта игра, когда ты создаешь, деконструируешь и снова создаешь, но немного по-другому, — самое интересное.
Звуки: "Эра милосердия", которую ты недавно на "Электро-Механике" представил — это тоже своего рода импровизация?
Александр: Ну, здесь, конечно, другая, гораздо меньшая степень импровизационности. Хотя, если оглянуться назад, то и у СБПЧ, и у Елочных игрушек все это было. С тех пор, как мы отказались от компьютеров, — наверное, где-то в 2005 году, — никогда не играли одни и те же треки одинаково.
Эпизод из "Эры милосердия"
Звуки: А почему там кадры именно из "Агента национальной безопасности"?
Александр: Это почти случайно получилось. Настя Цайдер скучала по Питеру и переснимала знакомые места, которые видела в сериале, с монитора, и оказалось, что это сочетается с той музыкой, которую я ей записывал. Я не знаю, как это в музыке выражается, мне сложно оценить, но мне кажется, что произведение искусства должно быть не полностью элитарным, высоким, не
полностью придуманным, контролируемым. Оно должно быть многогранным, какие-то нужны и низовые отсылки. И в то же время искусство не должно становится китчем. И мне кажется, Настя смогла это сделать — взять такой материал, на который обычно снисходительно смотрят, и создать такие кадры, такие ракурсы, которые, может быть, даже не предполагались оператором —
увидеть это как несуществующий советский нуар.
Звуки: Ты говорил, что ушел из СБПЧ, чтобы попробовать заняться вещами, которые сложно реализовать в рамках группы. При этом у тебя в последнее время все чаще возникают какие-то коллаборации.
Александр: Да, смешно, я с одной стороны и не хотел бы никаких коллабораций, а с другой, они все равно как-то складываются. Во-первых, сейчас если я с кем-то играю, то потому, что имею возможность очень много самостоятельно работать. Без этого я бы точно ни с кем играть не стал. Когда я написал много, я вижу, как это может меняться, двигаться. Во-вторых, речь все-таки едет не столько о группе, сколько о возможности поработать с человеком, который видит все в совершенно другой перспективе. Все-таки когда рок-группа собирается — это, скажем, четыре человека, которые хотят быть популярными. Ну, то есть у них хотя бы это общее. Или великими, я не знаю...
Звуки: У вас с Ильей Барамией, в самом начале, разве не было таких же амбиций?
Александр: Нет, у нас никогда не было таких амбиций. Мы поздно начали заниматься музыкой, в 25 лет.
Звуки: Это разве поздно?
Александр: Ну, конечно. Надо в 15, 17, 19 лет начинать, — как раз, когда ты хочешь весь мир покорить или там доказать что-то всему миру. А мы смотрели, — что вот это сделано так, а это так, и можно ли нам как-то между этим пройти. То есть это немножко другая мотивация. Нас часто в интервью спрашивали — ну, вот вы теперь популярны, — вы же популярны?.. Мы говорили — не знаем (смеется).
Звуки: Это ты уже про СБПЧ?
Александр: И про Елочные игрушки. Мы с Ильей Барамия всегда спокойно жили. Какие-то люди нас знали и те вещи, которые мы хотели делать, мы делали. Этот уровень известности нас вполне устраивал. Я помню, когда мы приехали в 2000 году в Лондон, там как раз группа Fizzarum тоже была с промо-туром, у них альбом выходил на Domino, и какой-то журнал английский, вроде бы Dazed & Confused, опубликовал статью про "Русское вторжение". Но это попытка описать внешнюю сторону, изнутри все не так. Мне всегда музыка была интересна тем, что ты можешь написать что-то свое, ни на кого не похожее, попробовать сделать все не так, как кто-то делает, соединить все так, как никому больше в голову не приходит, и может быть какое-то новое настроение получить с помощью этих комбинаций. Когда такое случается, — это такое ощущение, которое важнее, наверное, чем популярность.
Трек с дебютного альбома Александра Зайцева, "AZ".
Конечно, когда мы только начинали в 97-м году, — если бы мы пришли к какому-то музыканту в Питере, сказали бы, что вот мы хотели бы с вами что-то сделать, над нами бы рассмеялись. А когда у нас была уже репутация музыкантов, которые в Европе издаются, в Америке издаются, нас уже более серьезно воспринимали.
Звуки: То есть для тебя это в первую очередь профессиональные выгоды?
Александр: Да. И клубы к нам с большим вниманием и интересом прислушивались. Мы, например, когда говорили, что в следующий раз хотим совсем новые вещи сделать, с новым вокалистом, спрашивали — можно мы не только с Мишей Феничевым (вокалист 2H Company, Есть Есть Есть) приедем, а привезем еще одного человека? Нам говорили — хорошо, мы вам доверяем, делайте. Так мы впервые Кирилла (Иванова, СБПЧ) привезли в Москву выступать, на фестиваль Avant и на "Нашествии". Понятно, если бы мы были совсем неизвестной группой, нам бы, наверное, не дали такой возможности, и неизвестно как бы проект СБПЧ развивался.
Звуки: Это был риск?
Александр: Конечно. Но мы верили в это, мы этого хотели. Мы говорили организаторам, что можем просто сыграть привычный концерт, но нам кажется, что новое будет интереснее. И некий наш вес — условный, символический — делал возможным такое. Сейчас, когда я опять начинаю все с нуля, я, конечно, не могу на такое отношение рассчитывать.
Звуки: Ну, в скобках же пишут, кто такой Александр Зайцев…
Александр: В скобках чего только не пишут. Вся энергия из этих скобок утекла уже давно. Все снова, с начала. Хотя и предыстория не всегда помогала. Когда мы делали 2H Company, нам все говорили — вы сошли с ума, найдите себе репера с читкой, который будет по-французски читать,
что-то шикарное, — это типа соответствует тому, как умная электроника должна развиваться. Мы
сказали — нет. Потому что, когда Миша нам прочитал "Майора Паранойя", "Семь жизней" первый раз — в студии, под примитивный бит, — мы поняли, что точно хотим это сделать. А нам говорили, что нас перестанут слушать. Очень жесткая была реакция, причем, тех людей, которые Елочные Игрушки слушали. Но мы сказали: ну и ладно, зато мы в это верим. И сделали. Потом достаточно много людей услышали и оценили. Совсем другая история была, когда мы со Стасом Барецким альбом делали, когда многие — даже наши друзья — были уверены, что мы должны Стасу денег, поэтому пишем ему минуса. Все это вызвало сильное сопротивление. Да и с Кириллом, в общем, то же самое было.
И это опять же не было вопросом популярности. Я помню, у нас был как-то тур по Англии и мы сидели в пабе, в Кембридже, перед концертом, а в колонках играла группа Moloko, они только что альбом выпустили. И вот ты сидишь где-то в Англии, слушаешь и понимаешь, что это — новая музыка, вообще новая. В ней довольно необычные аранжировки, и она при этом крутая, и ее еще и в пабе играют. То есть ты заходишь и не Наше радио слушаешь, а какую-то необычную музыку, очень хорошие песни. И вот мне тогда очень захотелось сделать что-то такое, но русское, чтобы в этом была необычная аранжировка, необычный саунд, но чтобы одновременно это были какие-то вещи, которые ты хочешь переслушивать. Все-таки экспериментальная музыка — это специфическая такая вещь, и не многие ее воспринимают. А когда есть песня, то это совсем другая степень сопереживания, что ли. Вот и мне хотелось такое, и я даже представления не имел, что бы мы могли такого сделать, просто было вот это ощущение. И поэтому когда Миша пришел с этими текстами и просто стал читать в студии, стало понятно — так вот же оно! Оно совсем другое, конечно, это все-таки не настолько поп, это новое, необычное и свое. Нам некогда было думать, кто это издаст, кто слушать будет, потому что мы просто хотели это делать и все, — мы сидели и делали.
Мне кажется, каждый творческий человек должен что-то создавать, что кроме него никто не создаст. Вот почему, спрашивают, у вас такой странный звук? Потому что я это слышу, потому что я не слышу, как другие это слышат! Я и с Ильей Белоруковым познакомился больше потому, что это человек, который… Ну, вот я его иногда спрашиваю, почему ты именно так играешь, ведь мог бы сыграть иначе, и получилось бы эффектнее. А он говорит — так уже было сыграно кем-то, поэтому даже если это здесь удачно, я так не буду делать, потому что мне интересно сыграть так, как никто еще не играл.
Звуки: Но ведь можно стать заложником этого, заиграться.
Александр: А мы и есть заложники этого, что тут скрывать (смеется). Нет, ну а кто-то, наоборот, на это внимания не обращает и хочет написать песню, которую все будут слушать. И это тоже хорошая амбиция, и, может быть, даже более сложная. А Юлю позвали, чтобы проверить, не слишком ли мы заигрались.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)