Мультиинструменталист Николай Стравинский играет в группе Тараканы! на гитаре уже несколько лет, чуть больше - на ударных в кавер-бэнде Ракеты из России, а любопытным поклонникам российского альтер-рока наверняка известна самарская группа Фея Драже, лидером которой и являлся Николай. Окончательно перебравшись в столицу и попробовав себя в разных амплуа, Стравинский запускает новый собственный сольный проект Selfieman с цепкой англоязычной музыкой, вдохновленной новой волной стадионного поп-рока, активно занимающей сейчас хэдлайнерские слоты на фестивалях. В живом воплощении песен Николаю помогают Евгений Ряховский и Сергей Кивин из Animal ДжаZ, а также Алексей Ловягин из группы Sakura. Звуки поговорили с Николаем и подробно разузнали, что это за проект, чем и кем он вдохновлён.
Звуки: Расскажи, с какой целью и для чего создан проект Selfieman?
Николай: Конкретной цели никакой не было – я просто писал песни, и, когда их набралось приличное количество, понял, что это должно собраться в нечто единое. Никогда не задумывался над какой-то большой идеей, просто когда я понял, что запишу пластинку, это дело надо было как-то назвать. Название родилось за месяц до релиза. Точнее – ещё раньше, были разные варианты, но я остановился именно на этом. А название такое, потому что изначально хотелось записать всё самому. Так, собственно, и произошло, я записал абсолютно все инструменты и вокалы, от первой до последней ноты сыграл всё сам.
Звуки: То есть, живая группа была набрана тобой уже постфактум?
Николай: Да, это музыканты, которые получили свои партии и разучили материал.
Звуки: Ты же довольно давно играешь, не с Тараканов же всё началось…
Николай: Да, если брать какую-то групповую карьеру, то началось всё в 2000, наверное, году, с локальными группами из Ульяновска – я сам оттуда, потом семь лет жил в Самаре, и уже после перебрался в Москву. Естественно, увлечение музыкой случилось гораздо раньше – в 5 лет меня отдали в музыкальную школу. А диплом о высшем образовании я получил только год назад, так что 22 года я занимался музыкой.
Звуки: Образование у тебя тоже музыкальное?
Николай: Да, у меня два образования – классическая гитара и ударные инструменты.
Звуки: Творчество Тараканов! и Selfieman сильно отличается – как в тебе уживается любовь к разной музыке, или тебе в принципе всё равно, что играть?
Николай: Отличается, конечно, кардинально. Играть мне не то, чтобы все равно, мне совершенно разная музыка нравится, от академической до death metal. Если это действительно меня цепляет, то могу играть все, что угодно. Полтора года я отбарабанил в симфоническом оркестре – замечательное для меня время, это открыло многие пути для чего-то творчески нового, которое я не ощущал и не видел.
Звуки: А как сессионный музыкант ты принимал участие в каких-то записях?
Николай: Да, но по большей части я просто играл с кем-то, чтобы прямо именно записываться… Навскидку вспоминаю только Animal ДжаZ, которые писали кавер на Машину Времени в Петербурге, где я на тот момент находился. Женя, гитарист группы, вручил мне гитару со словами "Ты сейчас играешь соло", и я с первого дубля его записал.
Звуки: Расскажи, как ты в Тараканы-то попал?
Николай: Я изначально играл в группе Ракеты из России на барабанах – меня порекомендовали Диме Спирину для нового кавер-бэнда. Я тогда ещё в Москве не жил, выслал Диме какие-то видео, и он согласился – год я просто мотался туда-сюда на единичные концерты, только на которых в Москве, конечно, было прожить непросто. И однажды Дима сказал, что мы сейчас начинаем активные репетиции Ракет, так что надо тебе переезжать. Так случилось, что одновременно с переездом из Тараканов ушёл прежний гитарист и я занял его место. Причем, не то, чтобы Дима знал, что я и на гитаре играть умею – у группы было 20-летие, про которое я даже не знал, меня потащили на саундчек, а там практически каждую песню играли с различными приглашёнными гостями. Я и говорю – давай тоже что-нибудь сыграю! Дима в ответ: "Знаешь что-нибудь?" Я не знал, мы выбрали наугад песню из сетлиста, послушал песню несколько раз с айпода в шумной гримёрке, через 15 минут вернулся и сыграл песню абсолютно правильно. Так он меня в состав и позвал.
Звуки: А как тебе вообще "жизнь в туре"? Это же твой первый опыт, насколько я понимаю, длительных поездок с группой?
Николай: Клево, мне очень нравится. Я люблю гастроли – первые, правда, были довольно непростыми, потому как были часто неуютные условия, а вот буквально вчера мы вернулись из турне с двумя минивэнами со спальными местами. Ты мог спокойно тусить всю ночь после концерта, выйти утром из гостиницы, лечь в автобусе спать и проснуться в другом городе. Идеальная схема.
Звуки: Следишь за русской инди-сценой? Selfieman в общем-то вполне ложится в струю "новой российской музыки".
Николай: Слежу, конечно, за всем, что происходит.
Звуки: Сейчас обратный тренд, просто, пошёл – все на русском поют…
Николай: Да, но, изначально я попытался записать песню на русском, и понял, что получается совсем не то, что я хочу. В коммерческом плане, наверное, это неправильно, зато результат меня всецело устраивает – мне кажется, душевное спокойствие должно быть выше желания продать это как можно большему количеству людей.
Звуки: Наверняка тебя в юном возрасте что-то переломило, встряхнуло, дало творческий импульс заниматься музыкой в первую очередь популярной?
Николай: На самом деле, это случилось на первом году обучения – в 5 лет. Когда меня отдали, на инструменте я играть не мог, а только пел в хоре, обученный начальному сольфеджио. В хоре я в итоге пропел 14 лет, а на отчетных концертах все хоры вместе пели обязательно какую-то песню The Beatles. И когда мне мама купила первую их пластинку, я слушал их целыми днями, выпросил остальные их альбомы, мама купила мне вдогонку ещё какой-то игрушечный барабан, в который я целыми днями под Битлз колотил. Можно сказать, что я уже тогда для себя все решил (смеется). В последний год перед школой я в детский сад не ходил, и развлекал себя исключительно так – с тех пор The Beatles и остались моей любимой группой.
Звуки: Родители у тебя тоже музыканты?
Николай: Нет, вовсе нет.
Звуки: Удивительно. Наверное, ты им подарил, музицируя, много незабываемых часов.
Николай: Вначале это было не так тяжко переносить, но когда я притащил домой барабанную установку… Однажды ко мне с людьми из ЖЭКа пришёл сосед снизу, чуть не выломал входную дверь – я был один дома и крайне вдохновенно колотил по ударным. Как ни пробуешь заглушить акустические барабаны, лупят они действительно громко, особенно бас-бочка.
Звуки: А кто-то из более поздних групп тебя впечатлял?
Николай: Из самых последних очень люблю Biffy Clyro, это для меня тоже очень важная группа, дважды ходил на их концерты. Ещё очень импонируют Bastille.
Звуки: Вот, недавно я как раз задавался вопросом, кто из наших музыкантов первый подхватит эту волну, которую Imagine Dragons поддерживают – скажем так, нового массового поп-рока. Получается, ты - первый.
Николай: Если говорить о нашей т.н. "инди-сцене", то слишком уж она "инди", не следующая сложившейся структуре поп-песен, вещь в себе. Когда я делал альбом, то стремился сделать песни так, чтобы они хорошо ложились на слух, запоминались.
Звуки: Мысль какая-то конъюнктурная получается.
Николай: Да мне реально такая музыка нравится, простая и доходчивая. Я, конечно, и The Mars Volta, например, люблю иногда послушать, но сочинять мне сейчас хочется именно это. Наверное, впервые в жизни я делал именно то, что мне нравится, не задумываясь о какой-либо выгоде. Конечно, каждый хочет работать не "в стол", и чтобы творчество вызывало отклик, это очевидно, но вовсе не предполагает какого-то обязательного коммерческого расчёта.
Звуки: Расскажи про клип на дебютную вещь – очень красивое и интересное видео.
Николай: Клип начался с идеи, что надо бы снять клип (смеётся). У меня не было никаких конкретных мыслей ни по поводу сюжета, ни по поводу людей, с которыми я его буду делать. Случайно мой сосед, с которым когда я жил, начал показывать мне клипы своей подруги. Смотрю один, второй, третий, и тут вижу видео, которое недавно наблюдал в чарте MTV UK. Оказалось, что она сейчас живёт в Швеции и снимает клипы, например, для группы Clean Bandit. Анна прилетает прямо через три дня в Москву, мы знакомимся, я вскользь предлагаю снять клип, но, понятное дело, на тот момент договоренность была несерьёзной. Через некоторое время я ей пишу – может, реально давай снимем? Она в ответ: "Где?" Я – куда скажешь, туда и полетим, лишь бы это были красивые места, но не очень далеко – я аэрофоб. У меня были какие-то мысли по-поводу Исландии, а тут она берёт и пишет: "В Исландии давай". Аня нашла режиссёра Дражена (Drazen Kuljanin) из Швеции, которому понравилась песня, и тот сразу согласился, написал сценарий, нашёл локации, нашёл на месте модель, которая была готова сниматься… с этого момента я не делал ничего абсолютно, я только оплатил аренду дома, билеты и прочие организационные траты. Режиссер даже арендованную машину вёл сам. Гонорар они не взяли, при этом работали, как будто я им заплатил очень много – у нас так, к сожалению, даже если платишь, то не работают. Очень крутой был опыт, который хочется повторить. Даже со всеми перелетами и прочим я потратил денег меньше, чем если бы снимал видео здесь.
Звуки: По поводу будущего – как ты видишь дальше развитие проекта, будешь с музыкантами писать следующий альбом, или всё будет продолжаться по такой же схеме?
Николай: Я думал об этом – Женя, наш гитарист и участник Animal Джаz очень хотел поучаствовать в записи. Да и я бы тоже хотел, но пока об этом думаю. Точно пока могу сказать лишь то, что за написание следующего диска я примусь прямо в ближайшие дни. Как раз у нас большой отпуск с Тараканами – можно сидеть и работать. Не хочу, чтобы это все тянулось медленно, так что приложу к этому все усилия. Единственно, что непонятно как теперь сводить и мастерить пластинку с таким курсом евро…
Звуки: Сведение ты делал в Европе, получается?
Николай: Да, причем не только сводили – я уже в Дюссельдорфе переиграл живьём все партии барабанов, потому как изначально они у меня были забиты электронные, перезаписал некоторые партии гитар и вокала, подрихтовали получившуюся запись на месте как могли. Там же сделали и все остальные работы – цены почти те же, что и в Москве, а профессиональный уровень совсем другой. Ну и ещё я очень путешествовать люблю, так что совместил, таким образом, приятное с полезным.
Selfieman: презентация альбома "Transparent Things"
14 ноября, 21:00 - Москва, ArteFAQ
15 ноября, 20:00 - Санкт-Петербург, da:da:
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)