Раймонд Паулс, достояние латвийской республики, много лет не давал интервью российской прессе. Две недели ушли на уговоры - сперва из-за слишком политизированной подачи в прессе всего, что бы Маэстро ни произнёс, потом из-за выборов в латвийский парламент, когда он возвращался домой на Белое озеро только для того, чтобы принять душ и выспаться. “Позвони в выходные, может быть, что - то придумаем”, - наконец произнес Паулс, и эти слова стали прелюдией к непростому разговору о культурном диалоге двух стран, судьбе музыканта в современной истории и жизни человека, который, даже перестав быть звездой СССР, не утратил общественного интереса.
Звуки.Ru: Попробуем начать с темы, которая ещё не остыла – с ”Новой Волны”. С Вашей помощью этот фестиваль родился 12 лет назад. Я не задам вопрос, дают ли фестивали что-то культуре, или, наоборот, что-то от неё отнимают, но не вызывает сомнений, что они способны много дать артисту. Ваш организаторский талант - вне сомнений, “Новая Волна” - дорогой поп-проект уровня “Сан-Ремо”. Он крут, на нём достаточно тяжёлых фигур, но кто его звёзды? Ваша же ”Юрмала” в своё время дала нам Муктупавелса и Малинина. А какие самые большие открытия были сделаны на сцене концертного зала “Дзинтари”?
Раймонд Паулс: Знаешь, сперва надо посмотреть, как сложилась история. Началось всё ещё в советское время, мы хотели это сделать в Сопоте - тогда у всех была мечта попасть в Польшу на фестиваль. Но потом, не знаю почему, появилась идея, что наша Юрмала не хуже, чем Сопот, - по морю, по климату и всему остальному. Попробовали в первый раз, и это довольно удачно прошло. Потом произошли всякие разные исторические события, что-то отменили, а потом начали заново всё это делать. Фестиваль приобрёл большую популярность с хорошей стороны, но уже имеет и свои негативные.
Сейчас почему-то многих волнует, что фестиваль превратился в шоу для богатых людей, куда съезжаются с большими деньгами. Но, в принципе, я здесь плохого ничего не вижу, потому что все мировые фестивали,- взять хоть кинофестиваль в Каннах, - по-моему, он не сделан для рабочих (Паулс звонко смеётся): он сделан для того, у кого есть большие деньги - это, конечно, так.
Что дали эти фестивали? В советское время у нас появились так называемые звёзды. Вот ты уже назвал Малинина, из наших кого-то - они заимели популярность в бывшем Советском Союзе и за его пределами. Но сейчас я не могу назвать имя, которое бы гремело на уровне, например, Пугачёвой или Леонтьева, хотя они и не участвовали в этом фестивале. Я просто говорю про масштаб этих солистов: к сожалению, больше таких нет. Есть другие, но они как-то очень быстро все исчезают. Но что поделаешь, такова нынче ситуация, что все международные фестивали уже не действуют в мире. Этот “Сан Ремо” - сейчас тоже такой… жиденький. Немножко там появляются всякие ненужные политические моменты, мне очень жаль…
Звуки.Ru: Похоже, сейчас и самих звезд делают по-другому?
Раймонд Паулс: Сейчас всё делают по-другому. В советское время об этом не говорили, зато теперь много говорят. В советское время делали мелкие шоу-программы, а сейчас шоу бизнес – один из самых доходных бизнесов, - на нём делаются большие деньги. Я ушёл оттуда, потому что мне, музыканту и в какой-то мере человеку творческому, приходится повторяться, делать одно и то же,- мне это просто стало неинтересно.
Звуки.Ru: А сейчас Вы занимаетесь тем, что Вам интересно и на что хватает сил?
Раймонд Паулс: Естественно, - я могу сегодня позволить себе делать то, что я хочу. Сейчас я выступаю больше как пианист, играю то, что мне нравится, не играю под фонограмму.
Звуки.Ru: Вам, как организатору этого фестиваля, часто приходилось палки из колёс вынимать, натыкаться на подводные камни?
Раймонд Паулс: Были некие разговоры. Но к ним не надо серьёзно относиться. Эти каверзные вопросы начинают использовать, чтобы поднять чей- то политический рейтинг, радикальные разговоры направлены на втягивание меня в некую политику. Я принципиально считаю, что для культуры и музыки это не надо делать, опять устанавливать границы - это уже у нас было. Конечно, мы ничего не решаем, и политическая ситуация довольно сложная, но, тем не менее, я думаю, что будучи артистом, надо думать о сцене больше, чем о подобных делах.
Звуки.Ru : Ваша биография – это именно путь профессионального композитора: в три года Вы уже на него встали и не сошли до сих пор. Всегда ли Вы в свой талант верили, или минуты сомнения были?
Раймонд Паулс: Нет, нет, абсолютно - я прошёл тот путь, который проходит любой музыкант, начиная с весёлой жизни, связанной с танцами и кое-чем другим. Я играл в ресторанах, в кабаках и чёрт его знает ещё где,- в общем, ты понимаешь, о чём я. Но этот образ жизни не совместим с трезвостью. Я, пианист по классической линии, в своё время закончивший Рижскую консерваторию, много глупостей натворил, но как-то вовремя сумел от этого отойти и сейчас только рад, что избавился от известной привычки. Это могло бы стать просто плохим концом.
Звуки.Ru : Но это же, с другой стороны, прекрасно! Можно считать, что Вы закончили одну “школу” с Дмитрием Шостаковичем, Владимиром Федосеевым, Александром Зацепиным. А сегодня эти имена в любой музыкальной энциклопедии найдёшь - рядом, кстати, с Вашим.
Раймонд Паулс: Да, но многие молодые музыканты так и погибли от водки и наркотиков…
Звуки.Ru : Я был поражён узнать, что Ваш отец, простой человек, стеклодув, - и вдруг покупает вам рояль. Рояль - в то время, когда у него самого, возможно, и костюма-то приличного не было.
Раймонд Паулс: Я из простой семьи, но родители старались помочь нам с сестрой, она у меня художник. В старой Риге родители возвращались домой с работы под вечер, и дети, весь день предоставленные сами себе, встречали их – это было обычаем. Для того, чтобы меня улица не испортила, и был куплен этот рояль, вероятно.
Звуки.Ru: В роду Паулсов Вы - не единственная творческая личность. Ваша сестра - художник по тканям!
Раймонд Паулс: Она художник по гобеленам, ещё трудится, несмотря на то, что болеет сильно, и тоже у неё жизнь не сладкая, но как - то мы пробиваемся пока.
Звуки.Ru : Два консерваторских образования, инструментальное и композиторское, - это огромная работа. Но, кроме труда, наука требует времени. Если не секрет: кто Вас кормил, пока Вы учились?
Раймонд Паулс: Родители и сам, поскольку я уже начал на танцах играть с какими - то компаниями, но в основном все же родители. Однако это было не так, как другие сегодня могут оплатить учёбу в Америке или во Франции. Не-ет,... мы еле-еле концы с концами сводили.
Звуки.Ru: Сценическую карьеру Вы начинали с ансамблем Modo. Похоже, это была такая история для заработка - возможность прожить, пока собственное творчество не начнёт тебя обеспечивать. Однако сотрудничество продлилось более пяти лет - так долго Вы набивали руку?
Раймонд Паулс: Нет, это было не начало, это была середина. Я прошёл все эти группы, и все эти оркестры, великолепный оркестр, созданный на радио, биг-бэнд с хорошими музыкантами. Я крутился, как умел, как крутились все.
Звуки.Ru : И в это время Вы уже начали заниматься композицией?
Раймонд Паулс: Нет, это уже после, в Консерватории, когда я, не зная сам от чего, начал какие – то “писанки” сочинять.
Звуки.Ru : Чем можно объяснить, что «Мелодия» выпустила и пять раз перепечатала Ваш первый альбом, разошедшийся сумасшедшим для начинающего композитора тиражом – 500 тысяч копий для полуторамиллионной Латвии?
Раймонд Паулс: Ну, было, в своё время… Если коротко, просто там была пара удачных номеров. Некоторые вещи заявили о своей популярности. Это были семидесятые – восьмидесятые годы…
Звуки.Ru : И следствием этого бума стал для Вас взлёт карьеры...
Раймонд Паулс: Не знаю, какая карьера тут может быть - тут, всё равно, всё делаешь сам. Впрочем, может быть, она и была, только это уже история.
Звуки.Ru : Но позвольте, над СССР разве не закружились Ваши “Листья жёлтые”, сделав Вас неслыханно популярным?
Раймонд Паулс: Популярность была, конечно, и у "Листьев" в то время, только и это уже история.
Звуки.Ru: "Листья желтые" против ”Узких улочек Риги” - об этом много писали. Кстати, что Вы скажете о конкуренции с Александром Кублинским, она была вообще?
Раймонд Паулс: О, нет, нет, я его одноклассник, мы же вместе учились в консерватории. Он тогда был талантливый пианист, но, к сожалению, что -то ему помешало, не туда пошёл. Он сегодня ведёт какой - то странный образ жизни, но он имел возможность себя по другому показать. Очень жалко, что он не использовал то, что Бог ему дал.
Звуки.Ru: Следующая творческая удача - тема “”Пасмурная погода” для эстрадно-симфонического оркестра, поставившая Вас на одну ступень с Полем Мориа. Эта мелодия побила все рекорды долгожительства в программе “Время”. Погода сыграла свою роль, или мотив был вполне сознательно сочинён?
Раймонд Паулс: Нет, погода не сыграла роли. Это была просто приятная вещица, как в своё время - мотив ”Подмосковные вечера”.
Звуки.Ru: Или ”Манчестер-Ливерпуль”, звучавший из всех утюгов.
Раймонд Паулс: У них такая судьба, там так же использовано своё ”Время”. Ну, что было, - было…
Звуки.Ru: В 75-м Вы стали звездой СССР, где Латвия составляла лишь одну пятнадцатую. Ваши новые песни пошли лавиной, для управления которой понадобился профессиональный продюсер, и Вы его нашли в лице Александра Гривы, только что блестяще раскрутившего группу Зодиак. Есть мнение, что если бы этого не случилось, “Зодиак” имел шансы выйти на европейскую сцену, подобно Новой Коллекции, и составить конкуренцию главным грандам музыки электронного направления – Space и Jean-Michelle Jarre.
Раймонд Паулс: В музыкальном плане Грива был профессиональный звукорежиссёр. Конечно, в то время всем “играла” фирма “Мелодия”, которая держала всё в своих руках. А продюсера у меня, в принципе, никогда никакого не было. На меня обратили своё внимание поэты Илья Резник и Вознесенский. Андрей – это вообще отдельная тема. Можно сказать, мы раскрутили друг друга, если ты это имел в виду: так получалось со всеми, с кем я был знаком. А Александр был хороший звукорежиссёр, имел контакты с Москвой, а у нас здесь была хорошая студия звукозаписи, в которой мы работали. К Западу от нас уже другие отношения, другие дела.
Звуки.Ru: Вы и ”Зодиак” - культура, пришедшая в Россию с Запада, частью которой Латвия всегда являлась. Разве не парадокс в том, что к западу от Риги Ваше творчество известно меньше, чем от Риги к востоку?
Раймонд Паулс: Ну, какой мы там Запад?! М..м… хорошо. Прибалтика и раньше была Западом, - все так и воспринимали.
Звуки.Ru: А Вам не хотелось запустить европейский проект - масштабное шоу, ответ тогдашнему “Интервидению”, аналогу “Евровидения”?
Раймонд Паулс: Чтобы это все мгновенно пошло по Советскому Союзу, по всем этим республикам? Спасибо, я по сегодняшний день всё ещё вспоминаю все эти ретро-концерты...
Звуки.Ru: Хочу спросить о певцах. Вы писали для Мондрус и Пугачёвой, Ротару и Вайкуле, но ничего для Герман и Толкуновой, - у них что, были не “европейские” голоса? Писали для Леонтьева и Йолы, но как то обошли Магомаева - почему?
Раймонд Паулс: Специально я этого не делал. Я просто сочинённое показывал иногда, но не все меня, кстати, брали…
Звуки.Ru: Как это может быть?
Раймонд Паулс: Ну, что может композитор показать? - Музыку. Это такие легенды, что что - то для кого - то я делал специально. Ну - как, мы работали вместе. Это только звучит странно. Были у нас, например, выступления: выбрали песенку на телевидение, дальше делали аранжировки и записывали. Результат этого иногда был удачный, иногда неудачный.
Звуки.Ru: Леонтьев и Йола полностью удовлетворяли Ваши авторские запросы? Оба интересно работали, их репертуар идеально совпал с индивидуальными особенностями обоих певцов. Леонтьев обожал петь внешнее содержание, а Йола - внутреннее, и я думаю, Вы поступили вполне последовательно, отдав петь стихи Вознесенского не Валерию Яковлевичу.
Раймонд Паулс: Говоря по - русски, с Йолой получилась “по Сеньке – шапка”. Мы работали вместе не так часто, но то, что он исполнил из моего репертуара, можно назвать удачным. Жаль, что он сейчас ушёл. Йола очень хороший музыкант… был. Он всегда пел очень “осторожно”, я великолепно это помню. Да, мы делали своё дело, но мы были молодыми в то время, сейчас это всё по-другому.
Звуки.Ru: Вы упомянули о Пугачёвой. Брать три с половиной октавы умеют многие, но как это делала она – никто. Петь песни Паулса тоже умеют многие, но так, как она, - никто. Вот Резник сказал, что сотворение звезды Пугачёвой дело исключительно Ваших с ним рук - Вы для неё создали восемь легендарных вещей. А стали бы они хитами, если бы их взяла не Пугачева, а другая певица? Песни, исполненные Пугачёвой, всегда становились для композиторов их лучшими…
Раймонд Паулс: Ты знаешь, я очень Аллу уважаю и никогда не позволю себе о ней что - то сказать плохое. Мы сделали в своё время приличные номера, и я, несмотря ни на что, до сих пор считаю её певицей номер один. Певицы такого размаха больше не было.
Звуки.Ru: Ваш концертный номер ”Маэстро”, где Вы с Аллой Борисовной в четыре руки на чёрном и красном роялях устраиваете бешеную переигровку друг друга, до сих пор смотрится на одном дыхании.
Раймонд Паулс: ...Да, Господи, номер получился, рад, что это заметили.
Звуки.Ru: Не могу не спросить Вас о Зигфриде Муктупавелсе. Вы сами его открыли на одной из ”Юрмал”. Потом была Ваша ”Немая Песня”, которую он так сильно “промолчал”, что поразил всех - это стало событием. Мне кажется, работа с таким певцом- награда для композитора, и, всё-таки, он остался не раскрученным, в отличие от той же Вайкуле, - этому есть причина?
Раймонд Паулс: Муктупавелс? Мы сейчас будем концерты давать вместе. Конечно, его не раскрутили. Может быть, мы с ним сами были виноваты – надо было, очевидно, побольше акцента давать на русский язык, но в Латвии его феномен, без сомнения, известен. Он мог бы хорошо пойти, стать популярным певцом, но его талант пригодился здесь, у нас.
Звуки.Ru: А Вы не хотели бы сделать инструментальный аналог “Новой волны” - скажем, в той же Лиепае, где проводились ”Янтарные фестивали”?
Раймонд Паулс: Ты знаешь, с инструментальной музыкой довольно сложно, потому что аудитория слишком маленькая. Это относится и к джазу. Классическая музыка как-то популярнее: есть конкурсы скрипачей, пианистов, и так далее… Инструменталистика и джаз как жанр, имеют меньше поклонников, хотя в последнее время к ним как - то возвращаются медленно. Чтобы сделать такие конкурсы, нужны большие деньги, вряд ли найдутся спонсоры или меценаты.
Звуки.Ru: Ваша джазовая, чисто инструментальная пьеса ”Беспокойный пульс” не раз попадала в российские электронные сборники? Это работа пиратов?
Раймонд Паулс: О, я не знаю, как это там сейчас делается, - они сами всё отбирают. Ставят куда-то непрофессионально и наспех. Публикуют, кто что хочет. С этого, по-моему, мне ничего даже и не идёт.
Звуки.Ru: Вы много писали для театра. Увы, эта музыка, написанная для латышской сцены, почти неизвестна в России. Судьба Ваших киноработ удачнее - не так много фильмов, в которых музыка сыграла одну из главных ролей, как в ”Долгой дороге в дюнах”. Ради неё Вы сели даже за клавиши синтезатора. Этот фильм для Вас в чем-то биографичен?
Раймонд Паулс: Откровенно говоря, это больше даже связано со всей историей Латвии, Прибалтики и так далее. Это те довольно мрачные годы, которые мы все здесь пережили. В своё время не было желательно об этом говорить, и “Дорога в дюнах” стала одним из первых фильмов, обратившим внимание на трагедию невиновных людей, которых выслали в Сибирь. Одна из трагических страниц того, что произошло в своё время. (впервые за разговор Паулс не справился с голосом - слова его прозвучали с надрывом и болью)
Звуки.Ru: Почему-то именно трагические моменты чаще рождают музыку изумительной красоты…
Раймонд Паулс: Да, это как-то удалось и легло на фильм, и я до сих пор ещё играю это.
Звуки.Ru: Пару лет назад Вы с Резником вернулись к “песням для детства” - и всем сразу вспомнился ансамбль Кукушечка. Куда эти ребятишки делись после того, как их голоса поломались? Кто-нибудь из них обрёл второе дыхание в музыке, как Сергей Лазарев? Вы поддерживаете с кем-нибудь связь?
Раймонд Паулс: Они уже не дети. Им тридцать – сорок лет, у них уже свои дети. С теми, кто остался, я изредка вижусь, но многие разъехались - кто куда. Это же было в семидесятые - восьмидесятые, всё ушло.
Звуки.Ru: У профессионального пианиста нельзя не спросить о клавишах. Растёт число музыкантов, считающих себя мультиинструменталистами. Ваш союз с клавишами длится дольше, чем Ваш брак...
Раймонд Паулс: Ну, конечно, рояль сыграл основную роль в моей жизни, я его менять не готов. Я иногда играю на этих.... мммм... только что в Москве играл у Урганта в шоу, по - моему, это была Yamaha. Я сыграл один маленький кусочек, но это был электронный прибор, только похожий по звучанию на рояль, а у меня на первом месте - всё же акустический инструмент.
Звуки.Ru: И заодно уже: "Полюбите пианиста" - это о Вас?
Раймонд Паулс: Не-ет… Это просто пошутил Вознесенский. Как и со “Светофором”.
Звуки.Ru: Вы обычно играете свои живые концерты с тихим нескрываемым удовольствием, словно рождаете их ещё раз, уже начисто. При этом Ваше лицо играет то, что играют пальцы. Вам действительно настолько близко всё написанное, или это удачно отрепетированный концертный ход?
Раймонд Паулс: Нет, почему? Концерты, конечно, отрепетированы, у каждого музыканта многое выработалось с опытом, но всегда есть желание импровизации. Я особенно об этом не думаю. Может быть, оно происходит автоматически, но я играю всегда так, как я чувствую, и это всегда больше видно по моему настроению.
Звуки.Ru: С некоторых пор Вы являетесь владельцем лейбла “Microphone Records” - это дорогая игрушка или серьезный бизнес? Кого Вы продюсируете?
Раймонд Паулс: Нет, это “подарили когда-то что-то”.
Звуки.Ru: Лейбл – чей- то подарок, я не ослышался?!
Раймонд Паулс: Ну, а что тут такого? Не Эйфелеву же башню подарили…
Звуки.Ru: Про ”свою” Ригу Вы рассказываете как Гиляровский про старую Москву. Это ваш город. Но говорят, что новая Рига Вам уже не очень -то по вкусу?
Раймонд Паулс: А это везде так. Москва, Петербург, - там ведь, если смотрят, то Кремль, а не новые здания. Так и у нас: Старая Рига – уже история, она интересна. А новостройки и новоделы особого интереса не вызывают, в принципе, во всём мире они похожи. Этот стиль – бетон, стекло…
Звуки.Ru: Вы все еще встречаете на улицах старика-аккордеониста, который всякий раз салютует Вам “Миллионом роз”?
Раймонд Паулс: Да, он всегда играет. В одном и том же месте. И, уж конечно, когда меня увидит, устраивает целый спектакль. Но акцент делает на русских туристов, чтобы ему в шапку что - то бросили.
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)