Первый полномасштабный альбом проекта Наадя ожидали с большим интересом. В России давно не было столь эффектного дебюта коллектива, с одной стороны, достаточно массового, а с другой – столь современного и обаятельного. Действительно, EP "Сто дней" удачен практически с начала и до конца, и я всячески его рекламировал, отбивая ворчливые комментарии академично настроенных друзей. По уровню успеха это не взрыв, который когда-то произвели с дебютными дисками Земфира и Мумий Тролль, но, кажется, друзей и соратников из СБПЧ в этом плане "Наадя" обставила.
Поэтому появление полномасштабного альбома было крайне важным, и многие, включая меня, пожертвовали нужные суммы на краудсорсинг, чтобы этот альбом появился. А раз так, то, наверное, можно себе позволить обсудить его "по гамбургскому счёту" - особенно после десятка прослушиваний и посещения концерта-презентации в клубе RED.
Внезапно выяснилось, что можно обсуждать "cиндром второго альбома" по отношению к синглу. Да, на EP "Сто дней" было всего пять песен; но все, кто хотел, знали, что записано еще "Холодное сердце", и оно не хуже; и что в ротации постоянно "Лауданум" - он в итоге вышел на новом альбоме и тут смотрится чуть ли не самой проработанной и породистой композицией. А семь – это уже почти целый диск, а значит, для нового альбома все песни надо доставать откуда-то с нуля.
При этом группа явно хотела записать альбом очень быстро – чтобы успеть к туру, не потерять темп, и, возможно, пока были деньги. Решить свои задачи с такой пачкой ограничений Надежде Грицкевич со товарищи удалось неплохо – диск "Наадя" в целом весьма неплох.
С другой стороны, будь времени на проработку альбома побольше, какие-то вещи не столь бросались бы в глаза. На диске некоторые проблемы с текстами – Грицкевич хороший автор, но очень узкостилевой, и обилие глаголов повелительного наклонения – "Спи!", "Веди!", "Пей!", "Гори!" к третьему прослушиванию начинает немного напрягать. Специально или нет, но по сумме многих песен ощущается какая-то самовлюблённость, что гармонирует с большим портретом певицы на обложке диска. Меньше всего хочу обижать автора – но что есть, то есть.
Музыка узнаваема. Иногда чуть-чуть похоже на Земфиру, иногда чуть-чуть на Bjork, а больше всего женский вокал под электронный минимализм мне напомнил хорошо забытый альбом аж 1999 года "Ожидание четверга. Нет" группы Девять с Майей Гавриловой на вокале. Но в большинстве случаев «Наадя» справляется с самоидентификацией, и это успех.
На диске есть одна песня, которая хоть сейчас может войти в мифический золотой фонд российской культуры, который скоро некому будет поддерживать. "Туман" - это действительно очень круто. Некоторые всю жизнь в музыке, и не написали ни одной такой.
С такими несколько противоречивыми ощущениями в дикий для октября мороз я отправился на концерт-презентацию альбома в клуб RED на Стрелке.
Как мы робко и надеялись, исполнение вживую улучшило впечатление. Клуб был выбран правильно – людей пришло столько, сколько он вмещает, и было ощущение полного зала, но без давки. Сцена оформлена минималистично: чуть-чуть инструментов на каждого из пяти музыкантов и несколько пучков каких-то гигантских тропических растений – символизировавших непонятно что, но и не мешавших восприятию.
В первой части концерта мне захотелось временно перейти на сторону Зла и через Госдуму законодательно запретить музыкантам играть на концертах альбомы подряд. Нет, всё было очень приятно – и звук, и свет, и исполнение, и обаятельные Надежда Грицкевич и Маша Теряева на гитаре, и одетые в одинакового цвета худи ребята-электронщики в ритм-секции... но зачем играть альбом как на студии, если, скажем, есть великолепно подходящая на роль стартовой "Корабли"? Да и вообще, сюрпризов хотелось.
К счастью, Надя это почувствовала и великолепно сыграла соло песню Александра Вертинского "То, что я должен сказать". Без всяких скидок это была прекрасная версия, созвучная нервной ситуации в стране, и она очень оживила концерт.
Дальше и возникла "Легенда о платье", вынесенная в заголовок. Перед началом песни "Пираты" с первого EP Надя с Машей должны были сойтись посредине сцены и одним движением снять друг с друга платья, оставшись в костюмах цвета обложки "Сто дней". Маша-то с задачей справилась, а Надя не расстегнула у Маши пуговицу, в итоге Маша в платье застряла, и спасали ее всей группой. Разумеется, публика была в восторге и количество аплодисментов после этого только увеличилось.
У молодого проекта всё-таки не так много песен, поэтому сет-лист ближе к концу был исчеркан и замазан несколько раз – искали варианты. В итоге из неожиданного сыграли песню из сольного проекта Марии Теряевой "Дуб и просто дерево". Я почему-то вспомнил свой визит на концерт группы Kent, которая вообще много всего придумала. Там, чтобы исполнить песню "Generation Ex", где требовался второй женский вокал, музыканты вывели на экран очень крупное изображение поющей девушки (которой на сцене не было), и живьем под него подстроились – выглядело это чрезвычайно эффектно. Может быть, стоит попробовать как-то так же играть "Взвешен", записанную совместно с СБПЧ – жалко терять такой сильный материал.
Перед бисом музыканты далеко не пошли – стояли сразу за занавесом и слушали, что будет. Всё это было очень трогательно: может, концертам где-то пока не хватает режиссуры, но искренности на них много. Завершали (и правильно) концерт тем самым "Туманом", что создало действительно сильное впечатление под занавес, а запоминается, как мы знаем, последнее. Второго биса уже не было, и осталась несыгранной песня "Положила", но неизвестно, была ли такая опция вообще или нет.
Теперь у Наади впереди Петербург и другие города. Стоит пожелать ребятам успеха – это тут мы можем аккуратно их критиковать, а вообще нам всем очень нужно, чтобы у группы всё получилось и групп таких – необычных и интересных – было побольше.
Дальнейшие выступления тура - на официальной странице группы в Facebook и В Контакте.
Дата образования:
1 января 2013
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)