Сергей Мазаев охотно делится со Звуками планами и новостями: на днях под его именем открылся новый клуб "Гороховое поле", а вскоре увидит свет новая порция песен, одна из которых - резко-социальная, и именно ее, по сложившейся традиции, мы в ближайшее время презентуем на Звуках.
Кажется, Мазаев возвращается в персональные 90-е: играет классику и пишет серьезные песни. А начинается наш диалог с отмены уроков музыки в школах.
Звуки: Вопрос музыкального образования - это вопрос некоторой внутренней организации, восприятия структурированной информации, которая поступает извне. Либо ты гармоничен и воспринимаешь людей как источник музыки, либо нет. В принципе, именно музыка позволяет на людей настраиваться.
Сергей Мазаев: Это похоже на правду. И ведь музыка - это такое: потрогать нельзя, только ушами. Дебюсси сказал, что музыка - это эмоции в чистом виде. И, собственно, мастерство управления эмоциями и распознания эмоций своего собеседника, автоматическое причем, - присутствует у человека, который занимался музыкой. Я считаю, что начальное музыкальное образование обязательно для любого нормального современного человека, который не будет музыкантом, а просто для того, чтобы он понимал и чувствовал. Дело в том, что мы очень много и наук всевозможных проходим мимо, и не скажу, что изучаем в школе. Кто-то изучает, конечно, дай бог. Но музыка - это то, с чем мы всю жизнь живем, музыка звучит везде - в ресторанах в магазинах, и поэтому было бы неплохо знать, как она делается, как она устроена и что это такое. А это начальное музыкальное образование. В моей школе тоже был урок пения, но в старших классах это было достаточно пофигистически. А в начальной школе мне повезло - у меня была великая учительница Галина Анатольевна Бадьянова, круче Макаренко. Это человек, который привил мне любовь к музыке, несмотря на то, что я был очень неусидчивый мальчик. У меня были все предпосылки к тому, чтобы я стал рэкетиром, нормальным советским рэкетиром, но я им не стал из-за музыки. Спорт помогает стать рэкетиром, а вот музыка - наоборот. Для меня учителя были и остаются самыми главными людьми на земле. Они формируют то общество, в котором мы находимся.
Звуки: И поэтому Вы настолько резко отзываетесь о коллегах как о недоучках?
Сергей Мазаев: Я вообще ненавижу людей, которые теряли время в школе. Чего тогда туда ходить - иди воруй сразу! Тебя в 16 посадили на малолетку, в 19 ты уже вышел с опытом, в 21 тебя посадили уже серьезно. Надо карьеру делать, карьеру! Сразу. Человек хочет стать математиком - он занимается математикой на пятерку. Хочет кларнетистом стать - на кларнете учится. Хочешь стать крутым чуваком, хозяином территории - идешь учиться у крутых парней.
Звуки: А Вам не кажется, что эта "недообразованность" - это следствие общей инфантильности? Люди находятся в вечном "поиске себя", в стадии вечной недоразвитости.
Сергей Мазаев: Естественно - ведь выстригли весь русский генетический код к 27-му году - это Питирим Сорокин так определил, которому тоже Ленин заменил высшую меру на депортацию. Он же тоже, по-моему, на теплоходе уехал, православный философ наш. Я в 80-е и 90-е годы очень увлекался православной философией, православием. Я читал очень много и богословов и толкователей, но толковать мифы и легенды - пусть литературоведы этим занимаются. Я от этого отошел. Я это уважаю, поддерживаю людей в хорошем смысле слова, но вообще я считаю, что это - позор нашей страны.
Звуки: Люди, которые сейчас выбирают музыку как карьеру, часто страдают от того, что нету смысла делать лучше, потому что в конечном итоге их ожидает общественная уравниловка на уровне сцены, на уровне продюсирования.
Сергей: Такого не существует. Человек делает то, что он слышит, то, что он видит. Какая реакция будет у толпы - это уже неважно. Вернее, это важно, но в таком случае умысел человека другой, он просто хочет славы и народной любви, быть в кадре всегда. Земфира появилась на кассетах. А Басты до сих пор нет ни на одной радиостанции и ни на одном канале телевидения. Думаю, и не будет. А может, и будет, если он захочет этого сам.
Звуки: А чего хотите Вы? Вы ведь уже очень многое имели - были и знаменитые пластинки, и всенародные хиты, и дурацкие ситуации, когда выходит совершенно зряшный клип "Такого, как Путин" - и вдруг внезапно всюду Мазаев, во всех СМИ. Хотя абсолютно понятно, что это шутка.
Сергей: Ну да. Мой приятель, бывший прокурор, попросил поддержать, плюс там Яна, дочка моего друга Валерки Дайнеко, пела.
Звуки: Я понимаю, что вы это делали несерьезно, это была, скорее, такая "поддержка с воздуха".
Сергей: Я же не думал, что они всерьез вспомнят "Отряд трясогузки снова в бою", "Васек Трубачев и его товарищи"!.. Я просто знаю идеологическую основу, на чем воспитаны эти люди. Я сам их ровесник, я сам все в себя впитал, как губка. Я мечтал быть разведчиком, естественно. А в 12 лет кто же не мечтал? В Советском Союзе все мальчики этим бредили, я тоже вырезал деревянные пистолетики. И у меня тоже были мысли о военной карьере - чего только не было. Но когда появилась музыка, она убрала все со своего пути.
Звуки: Так вот, про классическую музыку. Вы сейчас сделали сразу несколько академических программ, рассчитанных на камерный состав и камерную же аудиторию. Что Вам это дало?
Сергей: Это наслаждение, которое трудно с чем-либо сравнить. Когда ты входишь во вкус и начинаешь что-либо понимать. Футбол - это тоже непростая вещь, на самом деле. Зажигательная , массовая, многие в него играли, и поэтому многие люди, не понимая футбола, любят его, получают наслаждение от игры посторонних людей, даже не своей собственной. В музыке то же самое - надо развивать свой слух, восприятие, слушать больше. И когда человек входит в это, Вы себе не представляете, насколько преображается мир!
Звуки: Для Вас возвращение в классику было, в первую очередь, технически сложным?
Сергей: В первую очередь, конечно, технически. Я потерял форму. Хотя и поигрывал на кларнете иногда, какие-то две-три нотки. Я пел и играл на саксофоне. Но я не саксофонист, я джаз играл мало, и он у меня не очень-то получался. Другие люди играют на саксофоне лучше меня, даже Румянцев. Они этим занимались
Звуки: Вам классика дала второе дыхание?
Сергей: Да, потому что это просто невероятное наслаждение - играть камерную музыку. Создание квинтета - я мечтал об этом с детства. Я вообще рекомендую всем людям на земле оградить себя от приема алкоголя на два года в течении жизни, полностью ограничить его из рациона питания. Не все же его едят настолько, чтобы впадать в химическую зависимость. И через два года взять рюмочку и посмотреть, как он действует на организм.
Звуки: Странная связь классической музыки и алкоголя.
Сергей: Алкоголь не просто притупляет восприятие. Он в буквальном, медицинском, смысле, убивает мозг. Эмоции, эмоциональный фон, нейронные связи - все убивает.
Звуки: То есть, по сути, у Вас сейчас происходит процесс восстановления при помощи классики?
Сергей: Я уже 10 лет не пью, я уже восстановился. Это невероятно - когда вы возвращаетесь к тому, чем вы занимались в детстве - это омолаживает организм, даже физически. Я думаю, что ученые, которые разбираются в физиологии, помогут мне все это доказать, такие ученые, как наш известный нейрохирург Савельев. Алкоголь - это опасно, а классическая музыка - это фантастика! Я знаю некоторых европейцев, среди них есть некоторые русские, у них конец жизни происходит в путешествиях за концертами и операми. Это такой кайф, когда супружеская пара в 70-летнем возрасте, живущая где-нибудь в Швейцарии или в Венгрии, следит за теми концертами, которые происходят сейчас в мире. Интернет сейчас позволяет это делать. Они едут в сентябре, допустим, в Мельбурн, там совершенно фантастический зал, там будет Малер какой-нибудь, которого они хотят услышать. И это превращается в приключение. Они прилетают на несколько дней в Австралию, посещают какие-то интересные места, потом получают свой концерт или спектакль.
Звуки: Я тоже люблю так путешествовать. А Вы практикуете музыкальный туризм?
Сергей: Я - нет. Мне некогда. Ну, и это дорого для меня. У меня есть деньги на это, но тогда у меня не будет денег на то, что мне необходимо сейчас в жизни. Уметь тратить деньги - это тоже большое искусство. Выбрасывание денег на ветер - это хорошо и правильно, но мне всегда казалось, что это нерациональное использование. Самое противное в нашей стране для меня на сегодняшний день - это избыточное пересамоопределение. Когда профессионально-техническое училище превращается в колледж, университет, появляются дополнительные иностранные слова. Я сторонник принципа "закончить музыкальное училище и получить Нобелевскую премию". То есть без этого - академия, переакадемия, депутаты Федоров, Милонов, которые очень громко кричат какие-то вещи. Сделай тихо. Какие-то спецслужбы беспокоятся, что СМИ, которые имеют больше 25% иностранного капитала, воздействуют на политику страны. У меня вопрос - неужели у тебя такие слабые яйца, что даже это не сможешь перебить своим мастерством? Это первое. А второе - просто это профнепригодный человек. Когда люди начинают говорить, что сейчас мы будем обсуждать с Советом Безопасности отключение Интернета - это звучит глупо. Когда люди реально его хотят отключить, они не будут говорить об этом вслух. Вот будет необходимость - я его отключу, и все. А потом включу обратно, когда необходимость закончится. Все эти шумные крики - это позор. В спецслужбах к власти пришли убогие люди. И ничего с этим поделать нельзя. Только поставить новых людей, но это сложно, когда семейные конфликты выносятся в кадровую политику государства.
Звуки: А у вас не было желания в антитезу к "Хорошим новостям" написать "Плохие новости"?
Сергей: Да плохих новостей и так хватает. Путин там, перепутин - а я его и лично не знаю.
Звуки: Люди, которые оперируют судьбами страны, на самом деле торгуют аудиторными показателями. Вот эти знаменитые 84 или 146 % откуда взялись? Это же на самом деле торговля людьми как массой. Вы же как экономист должны это понимать.
Сергей: Я несостоявшийся, я поэтому и бросил. Там сплошной Маркс пошел.
Звуки: Для Вас идеальный музыкант - это человек, который живет в себе и работает в вечность, или крепкий ремесленник?
Сергей: Нет, это феноменальный ремесленник, который использует ремесло как эмоциональный инструмент для воздействия.
Звуки: Но таких ведь очень мало.
Сергей: Поэтому мы их и называем звездами.
Звуки: А как Вам самому удается удержаться от искушения сделать работу, потакая вкусам 84%?
Сергей: Если мне хочется спеть блатную песню, я ее пою. Я пел очень много в ресторане, сейчас мне неинтересно. "Леха-Чих фармазон, подогнал фуфеля, Скрасить вечер за стирами в очко" - это моя любимая песня Михаила Круга. Потому что там он использовал эту феню. Просто Круг - по-настоящему поэт. Феня там настолько органично лежит, что не выпячивается,- там интересна именно сюжетная линия, рассказ.
Звуки: Знаете, что меня всегда потрясало в группе Моральный Кодекс - то, с чем очень трудно согласиться, - что при такой шикарной музыке, таком понимании мира и таком сплаве голоса и исполнения Вы поете иногда настолько плоские тексты. Это делается на потребу публике, на потребу продюсеру?
Сергей: Это просто эмоции. Это эмоции любого. Ну как - плоские тексты?!
Звуки: "Карабас Барабас опрокинул бас, Дуремар убежал в кусты"?
Сергей: Ну, это ситуация 91-93 годов. Кто понимает, тот понимает, кто нет - тот нет.
Звуки: Да, но вы же ее сейчас по-прежнему исполняете?
Сергей: Ее просят, хиты - они и в Африке хиты. Сейчас то же самое - хиты 97 года. Там не было никого, был Ельцин - президент. Поэтому там про Путина ничего и нет.
Звуки: А сейчас вы выпустили песню "Огонь и лед".
Сергей: "Огонь и лед" - это не я. Это Орлов. А вы слышали сами новую пластинку Орлова?
Звуки: Николая Коперника? Нет.
Сергей: Это шедевр. Это просто потрясающий альбом. Это одна из лучших пластинок в России и в Советском Союзе на все времена, по-моему. В десятку точно войдет лучших пластинок Советского Союза. Я считаю, Советский Союз никуда не ушел, и никуда не уйдет. Послушайте обязательно. Первая запись высоченного класса, первый микс, который сделал человек с мировым именем - Васильев. Последние два альбома U2 он миксовал гениально.
Звуки: А почему вы продолжаете держаться за этот бодрый диско-рок, хотя у вас давно уже другие внутренние интонации? Оно само получается? Это органика?
Сергей: Конечно. Почему я создал эстрадный оркестр? Я - музыкант изначально, передо мной вся музыка открыта. Потому что я классический музыкант - я и джаз играл, не лучше всех, но, думаю, неплохо, людям нравилось. И, по-моему, это все не имеет значения.
Звуки: Ваша работа с Queenтетом, с одной стороны, очень камерная. а с другой стороны, настолько четко вбрасывает ощущения, настолько четко передает картинку... она какая-то очень визуальная. При том, что я видела буквально пару каких-то полулюбительских записей, снятых откуда-то из лифчика на мобильник.
Сергей: Это самый сложный проект.
Звуки: Почему?
Сергей: В качестве исполнения. Это как спорт - здесь надо играть очень четко. И мне, конечно, очень важно мнение профессионалов - ведь простым людям, естественно, все это нравится.
Звуки: Простым людям нравится эквилибристика, а вы ей почти не занимаетесь.
Сергей: Они не слушают. Они не способны услышать побочные партии, они слышат общий музыкальный фон. Я это изучал. Даже моя жена сказала, что она только недавно стала понимать: вот это бас звучит, здесь - гитара, это - другая партия... А раньше были только некий общий фон, ритм и слова. Слова и образ самого исполнителя - вот это основное, ключевое, то, что у нас впитывается. Как мышцы качают люди, так же и слух надо раскачивать. Я в детстве был очень неусидчивый и не очень мог слушать классическую музыку, она не успевала меня "зацепить2. То что я играл, я играл, а вот слушать симфонии и прочее - у меня был пубертатный период, какие симфонии?!
Звуки: У меня как раз это и вызывает основной вопрос - Вы настолько грамотно и классно музыку доносите, что невозможно абстрагироваться от явного несоответствия качества текстов.
Сергей: Бывают такие вещи, да. У нас бывали слабые тексты "Я хочу тебя любить, счастлив я, когда ты рядом". Это было сделано в 93 году, восточная песня такая была. Я даже хотел петь это с акцентом. Это как Европа превращается в Азию.
Звуки: А есть вещи, которые вы в принципе не способны делать?
Сергей: Участвовать в балетном спектакле Большого театра.
Звуки: Нет-нет, не по физическим ограничениям, а по внутренним убеждениям.
Сергей: Да, конечно. Я, например, не способен общаться с ворами. Моя внешность - ментовская, рэкетирская какая-то, подводила меня - на меня реагировали как на человека из этой среды.
Звуки: А у вас тонкая и нежная душа?
Сергей: Она у всех такая, просто я развивал именно эти материи, из-за того, что я музыкой занимаюсь.
Звуки: И у вас проблемы?
Сергей: Да, у меня проблема.
Звуки: Возникает когнитивный диссонанс?
Сергей: Я очень сентиментальный. Ну, как Хрущев - он самые большие списки расстрельные подписал. Я видел фотографии этих приказов. Сталин вообще редко чего писал - в основном, это были устные указания. Это когда ты находишься на чужой территории, чем меньше у тебя есть материальных вещей, за которые тебя можно зацепить, тем лучше. Поэтому все устно.
Звуки.Ru: Вы поэтому стараетесь явным образом дистанцироваться от всех?
Сергей: Дело в том, что я не знаю, что происходит на самом деле. Это же все записано со слов. То же самое, когда мне говорят про бога и религию - это что, смс ты получаешь по пятницам от Господа? Это же все одни люди другим рассказывают, и чем человек более темный, тем у него больше страха и желания халявы. Вера - это вообще психическое расстройство организма, это такой низкий старт или высокий старт, у кого как. Это ожидание чего-либо. А раз ты чего-то ждешь, значит, у тебя есть некие намерения. И вместо того, чтобы свою религию поднимать на щит и идти ее именем убивать, надо сесть, успокоиться.
Звуки: Но ведь трудно отказать в сотрудничестве людям. которые до момента своего "прозрения" находились в твоем кругу?
Сергей: Это остаточное явление всех этих вер, это основная метастаза, которая людей убивает. Именно слепая вера - там, где безрассудно, где нет здравого смысла.
Звуки: Возможно, не просто слепая вера, возможно, некое соглашательство. То есть Вас просит хороший человек, вы действительно думаете, он же хороший.
Сергей: Это желание иметь что-то бесплатно: почему у них есть, а у меня нет? Лурию надо почитать, был у нас такой психолог очень известный. Он изучал общество на примере таджикских поселений еще в советские времена. Фантастические совершенно исследования. Просто у нас никто ничего не хочет читать, никто не хочет слушать чужое мнение.
Звуки: То есть Вы сейчас транслируете бердяевскую теорию "одиночества философа"? Чем выше интеллектуальный уровень, тем более одиноким становится человек. Появляется проблема "после смерти Махатмы Ганди не с кем поговорить".
Сергей: Нет, Махатма Ганди для меня вообще не проблема. Проблема - Григорий Перельман. Теорема Пуанкаре. У меня с ним побеседовать возможности не будет никакой. Я читал две книги о гипотезе Пуанкаре, но до сих пор не понял, о чем речь. Это высоченные люди! Когда это произошло, когда он доказал теорему Фуко, Пункаре, я не поверил этому - ну как это возможно?! Это достижение, а у нас вообще тишина и покой. Люди не понимают величия этого открытия.
Звуки: Но именно не понимая, они и пытаются от него отгородиться.
Сергей: Конечно. Непонимание экономики, непонимание устройства жизни, того, как работает Земля, как климат на Земле устроен. Люди ничего не понимают. Но при этом имеют смелость заявлять с экрана: "я приехала в Москву учиться, а посмотрела, и так все знаю". Удачно втюхал три тачки, свои Ниссан Патрол с блигадой - и все, ты уже крутой, значит, и в физике хорошо разбираешься, и в математике, и в устройстве жизни. А посмотрите на любого чувака с розовыми щеками, у которого больше миллиона долларов - он уже все знает и умеет. Уже валит во все страны, такой весь из себя умный.
А я при этом 22 миллиона пластинок продал в стране. За всю карьеру. Но у меня ничего нет, все в РАО. На самом деле, даже не в РАО, а все, как из ведра, разлито по стране. Люди сами копировали и продавали. Это все не было из единого центра, поэтому никакие авторские у нас не работают. А в 91-м году было: "О, круто!"
Звуки: Вы свою музыку серьезно рассматривали как бизнес?
Сергей: Конечно! Во всем мире это был бизнес. Вот сейчас у нас начинаются рыночные отношения, вот Ельцин, вот демократия, все, я живу для государства.
Звуки: И с какой скоростью до Вас дошло, что это не бизнес?
Сергей: Я понял года через три.
Звуки: Но все равно продолжаете?
Сергей: Да потому, что это музыка! Я же музыкой занимаюсь, искусством. Бизнесом должны заниматься бизнесмены. Видите, есть сейчас электронная торговля файлами.
Звуки: Но это же копейки.
Сергей: Это кажется, Вы просто не в курсе. Мы просто работать не умеем. Мы все пеняем на кого-то, а мы просто не умеем работать.
Звуки: Я говорю про Ваш личный опыт.
Сергей: Про мой опыт - у меня нет такого департамента, этим надо заниматься. Любая профессия требует полного погружения, чтобы пользоваться успехом. Мой друг Женя - он продюсер Басты, Ноггано. У них 12 миллионов подписчиков по всем сетям. И ни одного эфира ни по радио, ни по телевидению, нигде. И у них уже два миллиона долларов в год.
Звуки: Но ведь они добиваются этого методом полного вовлечения - они со всеми этими подписчиками все время непосредственно общаются. А Вы не можете общаться с таким количеством людей.
Сергей: Вы думаете, он сам общается? У него есть профессионалы, они и общаются. У меня нет этих профессионалов, вот и все. Я его очень уважаю, и хочу сделать такую же систему.
Звуки: Вы не сможете ужиться с таким профессионалом, потому что это недостижимый для Вас ничтожно низкий культурный уровень.
Сергей: У меня сейчас даже без такого человека - всегда аншлаги. Где бы мы ни были, куда бы не приезжали, люди заполняют любой зал, в котором проходят концерты. Попробуйте в Б2 зайдите - пройти до сцены не получится.
Звуки: Но раз у Вас все так хорошо с массовой аудиторией, то по какой же причине Вы делаете камерные проекты?
Сергей: Это совершенно другая история. Для меня эта программа - это очень серьезная задача как для музыканта. Мы выступаем в одной программе с Игорем Федоровым, он один из лучших концертирующих кларнетистов России. Мы с ним вместе играем на кларнетах. Он играет виртуозные произведения, а я играю то, что мне технически по силам. Мы приезжаем в Самару - у нас аншлаги в Филармонии. При этом половина людей ни разу не была в филармонии. Они пришли на Мазаева, потому что они ходили в клубы на Моральный Кодекс - и такие овации, понимаете? У меня даже была идея обратиться в Министерство культуры за поддержкой - транспорт, переезд, гостиницы. В качестве площадок - местные филармонии, проект с местными оркестрами. Присылаются ноты, они проходят в каких-то стремных местах. Я приезжаю, на легкий саундчек. Оркестр зарабатывает деньги, и они начинают жить. Я делаю свои песни с оркестром и что-то играю на кларнете, а в результате - полный зал людей, которые начинают таким образом слушать что-то сложнее, чем они привыкли.
Звуки: Это, кстати, отличная механика, как очень многие джазовые промоутеры возят одинокого вокалиста, как правило, негра, а к нему - полностью местный оркестр.
Сергей: Недавно был мой 50-летний юбилей, я выступал с оркестром Силантьева, нам 28 номеров пришлось сделать за 2 месяца. Сидели и писали в панике. Меня подвели мои друзья, гастроли образовались на этот срок, и поэтому пришлось все делать без них.
Звуки: А Вы аранжировки делаете с кем?
Сергей: В Моральном Кодексе мы сами делаем аранжировки, а для остального есть профессионалы, которые лучше меня это делают. Даже если это дорого - это все равно какая-то фишка. Даже если какая-то совсем мелкая работа. Меня не волнует мнение толпы, меня волнует мнение моих коллег. Тех, которых я люблю сам слушать, моих учителей. Со мной служил кларнетист, который пришел служить позже меня. По армейской иерархии я был круче. Но он уже был закончивший консерваторию человек и участвовал в Пражской весне. Я очень много по жизни приобрел у этих людей. Разница - 5 лет - сейчас она несущественная, а когда мы были молодые, была большая разница.
Звуки: Кто из молодых Вам сейчас интересен, или Вы не слушаете?
Сергей: Не успеваю. Домой вечером приходишь - у нас квартирка маленькая, дети уже спят все. Если слушать тихо музыку, по работе. Столько всего надо прослушать, прочитать, что просто некогда. В машине я слушаю, но я столько всего еще не послушал, что я даже не знаю, когда успеть.
Звуки: Вообще сейчас есть некоторое поле для новой актуальной музыки?
Сергей: Оно внутри есть, конечно. Но все сложно. Люди живут впроголодь, особенно классические музыканты, это никуда не годится. К нашему режиму я отношусь отрицательно с точки зрения состояния врачей, учителей, филармонических музыкантов - тех областей, где нужно невероятное количество труда, чтобы стать профессионалом. В оркестре зарплата - 8 тысяч рублей в месяц у скрипача в челябинской филармонии. Я считаю, что это унизительное издевательство, хамство в высшей степени. Это же такой гигантский труд!
Звуки: Ну, как в свое время говорил министр М*динский, - если их столько, и они неспособны заработать, то, может быть, они и не нужны.
Сергей: Дело в том, что Мединский историк. Он не отдает себе отчет, что формирование товара в этом процессе немножко другое.
Звуки: Это правда. Мне примерно понятно, что будет происходить дальше со всякой "простой" музыкой, и очевидно, что на нее будет расти спрос. А с другой стороны, я чувствую, что народ уходит в совсем авангардную импровизационную музыку.
Сергей: Попса успокаивает, умиротворяет людей. Простая музыка - она простая для восприятия. Там стандартные гармонические последовательности. Это все математика. Натуральный звуковой ряд - это ряд Фибоначчи.
Звуки: У вас нет искушения пойти против этих двух течений, делать какие-то совсем иные вещи?
Сергей: У меня есть искушение делать все подряд, мне очень интересно
Звуки: То есть просто все, до чего дотянетесь?
Сергей: У нас с Игорем очень большие планы по записи классической музыки. В записи становится ясно, насколько я хорош или плох, потому что концертное присутствие дает право на легкие неточности, а у меня бывает - просто не хватает уровня концентрации, поэтому я не Венгеров и не Ростропович.
Звуки: Удивительно, что при настолько высоких требованиях к себе и к исполнительскому качеству Вы не пытаетесь как-то проявляться на международных фестивалях.
Сергей: Я бы с удовольствием, но у нас нет промоутеров и директоров, которые бы этим занимались. Я знаю, что мы на Гластонбери можем сдуть со сцены всех, но кому это надо - это же тоже конкуренция.
Я говорю разведчикам - возьмите нас в разведку, чтобы никто не знал, а мы будем типа гастролировать по миру. Я знаю, что ребята, которые учились в этих заведениях - очень талантливые, потом что туда берут самых лучших. Просто они в том возрасте, когда люди не понимают, чего их ждет. У меня много друзей, работающих в разных секретных спецструктурах, и это все отличники. Это бывшие отличники, хорошисты и спортсмены, это элита молодежная. Меня тоже кадрили они, один мой дружок, не буду говорить его фамилию, я не знаю, кто он сейчас, поэтому лучше не говорить, пошел в высшую школу КГБ. И если какого-нибудь менеджера или промоутера с такой подготовкой найти, то было бы круто. Он хотя бы разбирается в том, как продать, как купить. У меня дед был шпионом. Я об этом узнал, когда он умер, когда ордена вынесли на похоронах, я офигел. Он был торгпредом, работал в системе Внешторга, с Андроповым работал в начале. Я этого не знал в то время, узнал, когда Суворова почитал.
Поэтому, конечно, западные фестивали - это здорово. Я мечтаю в Монтре выступить, и со своим квинтетом, и со своим оркестром, и с Моральным Кодексом.
Звуки: Но это же просто - нужно только заявку написать.
Сергей: Я никогда не пробовал этим заниматься.
Звуки: Сейчас самое время - прислать организаторам абзац о себе на английском и ссылки на YouTube.
Сергей: Я знаю, какая-то армянская женщина мне звонила, она в Женеве живет. Предлагала за 20 процентов. Я ей говорю - пожалуйста, гонорар 20 000 евро, 4000 - ваши.
Звуки: Там чаще русские группы играют на открытых сценах за проезд, но, как ни странно, это тоже что-то дает. Вы же знаете, что несколько лет подряд русские музыканты выходят в финалы конкурсов, и пианисты, и вокалисты.
Сергей: Классические - да.
Звуки: Почему классические? Именно джазмены. Два парня, один из Питера, другой из Новосибирска, пианисты. Вокалистка была отличная. Вы ведь играете джаз-рок!
Сергей: Мы, по большому счету, играем все. Это рок с элементами джазовой импровизации, но это не джаз.
Звуки: Меня в свое время очень ругали коллеги, когда я убрала со Звуков деление музыки по жанрам. У меня были дикие скандалы с коллегами.
Сергей: Так это главная зацепка для музыкальных обозревателей. Это дарквейв, а это брейкбит. А знаете, как музыканту смешно все это слушать?
Звуки: При этом очень смешно, когда приходит очередной пресс-релиз от музыкантов, а там опять: "наша музыка не влезает ни в какие рамки".
Сергей: Просто делайте музыку. Мы сделали песню "До свидания, мама" и считали, что это хит, который нас поднимет в небеса. Поставили в эфир клип в октябре девяностого, и только в марте он пошел.
Звуки: Но вы же ее с того времени даже два раза переводили.
Сергей: Английскую версию мы сделали прямо тогда, а итальянскую потом.
Звуки: И клип такой шикарный.
Сергей: Да. И никому ничего не нужно. Я посылал ее в Италию. Всем все пофигу, везде. Не нравится песня, не пошла. Я не понимаю, что происходит, у нас хорошая музыка, играем здорово, одеты хорошо, звучим лучше всех - сейчас никто так не звучит. Я всю жизнь занимался качеством звука - поэтому мы и не любим выступать на стадионах. Например, даже непонятно почему нас не взяли в "Машинопись" - я спел песню "Солнечный остров", и нас не включили ни в один концерт. На пластинку взяли, а на концерт не взяли. У меня кавер был - мне сказали, что если бы я выступил, то никому не нужно было бы выступать после меня. У нас так было с Козыревым - почему-то с самого начала отношения не сложились, я это понял по отсутствию нас в эфире "Нашего радио".
Звуки: У меня с Мишей тоже долгое время было полное взаимонепонимание, но сейчас я, кажется, лучше начала его понимать. Заблуждения Миши - типично медийные: когда человек начинает ориентироваться не на "высокие" образцы, а на "низшие". То есть когда человек прекращает тянуться к качеству, а делает "по воле народа" - как чарты подсказали.
Сергей: Я его знаю, он никогда никуда не тянулся с самого начала. Идею Максидрома я ему отдал. Я пришел к нему после "Поколения" и знал прекрасно, что нужно строить розничную сеть по торговле всем нашим хозяйством. Я понимал после "Поколения" что нас никуда не ждут с нашими москальскими фамилиями - Михалков, Бондарчук, Янковский-младший. Мы приезжали в любые города - нас там встречали на коленях буквально. Я говорю - давайте построим огромные филиалы во всех городах, у нас будет местная власть, бандосы, радиостанция. Моя идея была о построении такой экосистемы. Раньше системному построению учили только в секретных учебных заведениях. Управления вообще не было в экономике.
Звуки: Вы сами говорите, что все это несерьезно, но, тем не менее, экономическое образование у Вас есть, понимание рынка у Вас есть, идеи у вас есть - почему Вы не бизнесмен?
Сергей: Я не хочу быть бизнесменом. Считаю, что заниматься не своим делом - постыдно. Вор в законе - он не может быть ментом. По всем понятиям ты должен заниматься своим делом. Я, так сказать, "музыкант в законе". Я занимаюсь музыкой, я торгую только своей музыкой, только собой. Я не лезу в чужой бизнес, не отнимаю ни у кого хлеб. Если зовут сниматься в кино, я говорю, ребята, вы с ума сошли, я не актер. Вы хотите мой бренд использовать для кино, но это кино будет говно. Если я могу сняться в какой-то эпизодической роли у друзей, это да. У нас люди не знают, как кому надо жить. Я вот что ненавижу - когда кто-то знает, что мне надо носить, что надо есть и пить, курить мне или не курить - это мое личное дело. Даже убивать себя - это мое личное дело. Хочу - убью, хочу - не убью. Но у меня есть ответственность, поэтому я себя и не убью никогда. Потому что это глупость полная - чего спешить-то? ..
Дата рождения:
7 декабря 1959
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)