Перед выступлением к микрофону культурного центра "ДОМ" вышел организатор Кирилл Полонский. Он проанонсировал следующее важное мероприятие и поблагодарил Гёте-Институт и Leo Records Festival, которые поддержали этот концерт Семёна Набатова (Simon Nabatov). Несколькими днями ранее пианист выступил на сцене "ДОМа" в рамках Leo Records Festival. То выступление прошло в составе квартета, куда также вошёл немецкий фри-джазовый саксофонист Франк Гратковски (Frank Gratkowski). Теперь Набатову предстояло сольное выступление, впрочем, не тут-то было. Не успел пианист сесть за рояль, как от сцены потянулся негромкий однообразный гул, словно за дело взялся какой-то невидимый музыкальный инструмент. Так мог бы начать концерт один из давних партнёров Набатова – тромбонист Нильс Вограм (Nils Wogram). Этот человек умеет нащупывать музыку на грани музыки, умеет при помощи тромбона создавать воздушный шорох, в котором может мелькнуть то собачий лай, то собачье же урчание, то другие любопытные звуки. С Вограмом Набатов выступал на сцене "ДОМа" в декабре 2005-го. Теперь компанию пианисту составил фри-джазовый фон от клубной аппаратуры.
Проблему удалось быстро решить, и концерт открылся композицией "Which Way Up?" (см. диск "Perpetuum Immobile", изданный Leo Records в 2003 году). Со сцены полились: лёгкая задумчивая меланхолия, нервные вспышки, беглые искрящиеся звуки. В какой-то момент Семён начал постукивать педалями рояля (с таким звуком мог бы дрожать деревянный шкаф, перевозимый в автомобиле по неровной дороге). После завершения композиции Набатов вышел к микрофону и признался: "Я не очень знаю, что я буду играть. Может быть, это даже и хорошо". Любопытное заявление, если учесть концовку недавнего интервью, в которой Набатов рассказывал об импровизаторе, нащупывающем музыку в процессе выступления. Далее прозвучала "Sunday Stroll" – композиция американского джазового пианиста и композитора Херби Николса (Herbie Nichols). Николс был незаслуженно забыт при жизни (1919–1963), а теперь Набатов в числе других популяризаторов пытается вернуть его музыку слушателю (результаты этого возвращения можно оценить на диске 2012 года "Spinning Songs Of Herbie Nichols").
Концерт продолжился. Началась импровизация. Одной рукой Семён играл на клавишах, другой – цеплял рояльные струны. Одинокие клавишные звуки подрагивали внутри струнного скрежета. Получалось так, будто одновременно звучат два музыкальных инструмента – фортепиано и подобие расстроенного ситара. Импровизация получилась грустной, красивой и отчасти даже нежной. После исполнения Набатов признался, что не знал, что же он на самом деле сыграл. Но, как писал один хороший современный поэт, "знанье меньше незнанья..."
Другие эпизоды концерта. Звучит музыка. По залу идёт невесть откуда взявшийся мальчик лет пяти. Взрослые неподвижно слушают музыку, двигаются лишь трое: мальчик, пианист и музыка. Мальчик проходит мимо неподвижных людей, как в кинофильме, и исчезает. В какой-то момент Набатов страшно громыхает клавишами. Если сидеть под определённым углом и не видеть клавиш и рук пианиста, то это смотрится странно: из-за рояля выглядывает доброе лицо Набатова и слышен грохот. Как будто у пианиста там не клавиши, а какие-то колотушки. Вот пианист вновь начинает копаться во внутренностях рояля. Его кисти, как будто отделённые от тела, отражаются в блестящей рояльной крышке. Набатов катает по струнам некий шар оливкового цвета, похожий на бильярдный. Шар постукивает, вызывая смутные ассоциации ("До вечера шары стучат в трактире...").
Звучат другие пьесы Херби Николса: "The Third World" и "Lady Sings the Blues". Последняя стала самой известной композицией Николса, благодаря Билли Холидей (Billie Holiday), которая написала к этой музыке текст и включила её в свой репертуар. Набатов немного рассказал об истории этого сочинения – о том, что изначально сочинение предназначалось для собственного инструментального трио и называлось "Серенадой".
В какой-то момент к звуку клавиш добавляются странные свистяще-чмокающие звуки, словно кто-то начал пытать резиновую уточку. Происхождение этих звуков установить не удалось, зато сразу вспомнилось Junk Box – трио пианистки Сатоко Фудзи (Satoko Fujii), выступившее в "ДОМе" в 2010-м. В общем, экспериментальные традиции продолжаются. А концерт в итоге растянулся на два отделения по пятьдесят минут каждое. Как только он закончился, на сцену тут же вскочил тот самый мальчик лет пяти, а в зале зазвучали джазовые разговоры, из которых стало известно, что 25 октября в Москве выступит другой замечательный пианист – Вячеслав Ганелин, тоже издававшийся на Leo Records. Что ж, Ганелина мы любим.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)