Джазовый open air в Крыму существует уже 12-ый год. Но в этом году родители-основатели фестиваля Лилия Млинарич и Дмитрий Киселёв разделили его на два брата-близнеца. Jazz Koktebel Млинарич проходит в Украине в посёлке Затоки в Одесской области, а фестиваль Кисёлева при поддержке МИА “Россия сегодня” с большим размахом прошел в Крыму, в Коктебеле, под названием Koktebel Jazz Party.
Арт-директор фестиваля Михаил Иконников составил лайн-ап участников с упором на традиционный джаз с малыми вкраплениями фанка и этно. По его мнению, сейчас в России только порядка пяти фестивалей Игоря Бутмана и "Джаз в саду Эрмитаж" выдерживают джазовый формат, а прочие фестивали, и в первую очередь - "Усадьба.Джаз", смешивают жанры, активно приглашая в лайн-ап поп- и рок- звёзд.
Первый день Koktebel Jazz Party на главной сцене открыл Большой джазовый оркестр Петра Востокова, обращающийся к диксилендовой истории эпохи Дюка Эллингтона. И оставил впечатление "детского" оркестра. В его составе работают совсем ещё молодые музыканты, свежие выпускники "гнесинки" и "чайника". Целый оркестр из 17 музыкантов, к сожалению, производит звук меньшего объёма, нежели квинтет Вадима Эйленкрига или трио Антона Румянцева. Но за смелость собрать целый оркестр Пётр Востоков, бесспорно, достоин аплодисментов. Амбициозность этого трубача ещё выведет его к вершинам - это самое начало пути.
Авторскую инструментальную музыку представила группа Антона Горбунова в составе опытных музыкантов Дмитрия Илугдина (клавиши), Антона Залетаева (саксофон) и Игната Кравцова (барабаны). Бас-гитарист и бэнд-лидер предложил слушателям нарисовать в воображении свои собственные образы к звучащей музыке - нам привиделся образ качественного джаз-рока.
Пианист Андрей Кондаков привёз на фестиваль состав Brazil All Stars. Из бразильцев - Серджио Брандау на бас-гитаре, Ванчини Анастасио на перкуссии; из россиян - Леонид Сендерский на саксофоне. В композиции "New Samba" коллектив очень мягко вошёл в тему и в целом произвёл очень хорошее впечатление отсутствием на сцене явного лидера. Жаль, но видеть примеры настоящей сценической коллегиальности приходится всё реже и реже, Brazil All Stars в этом смысле подарок. Cамба прозвучала очень по-кондаковски, в чём нет иронии или подтекста,- совершенно замечательное решение.
Самой обсуждаемой среди журналистов стала певица Shoo - она открывала второй день на Открытой сцене. В ее продвижение, в том числе фестивальное, вкладывается немалое количество сил. Shoo сама сочиняет песни в духе русского фолка в приятных джазовых аранжировках. На первых порах певице аккомпанировали опытные музыканты Пётр Ившин и Дмитрий Илугдин, но сейчас она сотрудничает с музыкантами-ровесниками, отчего её творчество заметно не потеряло.
Саксофонист и композитор Денис Швытов с проектом "Серебряная женщина" опоздал на своё выступление: ему полагалось открыть второй день на Главной сцене, но всеже удалось удачно вписаться вторым, провести саундчек за 5 минут (что стало абсолютным рекордом Koktebel Jazz Party) и очаровать публику. В его композициях "Пианино", "Вожди Атлантиды" и "Серебряная женщина" отчетливо слышится поп-составляющая, и очень хочется увидеть Швытова в качестве кинокомпозитора.
Кроме того, Денис Швытов – явный трендсеттер российской джазовой отрасли: он первым привнес на джазовую сцену тему любви мужчины и женщины в активном конферансе, постоянно обыгрывая на концертах тему "серебра-золота" и любви к женщине. Очень удачно этот немузыкальный тренд подхватил Пётр Востоков, чей конферанс оказался самым остроумным на фестивале. Он переиграл название композиции "Твои глаза смотрят на меня" в "Твои глаза смотрят на Петра", влюблённо обращаясь к вокалистке Дарье Антоновой. Получился замечательный образ "Анжелика Варум-Леонид Агутин" в приложении к джазовой сцене.
Группа Esh открещивается от логичный ассоциаций с Карлосом Жобимом и Аструд Жилберту, но именно слабой копией и посредственной трансплантацией бразильян на российскую почву они и являются. Вокал Анны Клесун не дотягивает ни до этих образцов, ни до каких-либо других мировых голосов в принципе. Но, наверное, пара-тройка коллективов бразильского джаза в России не помешает "для коллекции".
Музыкальную пружину третьего дня и вообще всего фестиваля закрутил Иван Фармаковский. Ведущий российский пианист собрал для Koktebel Jazz Party российско-американский состав из Ральфа Боуэна (саксофон), Кенни Дейвиса (контрабас) и Дональда Эдвардса (барабаны). К этому выступлению не было ни одного вопроса, отменный современный джаз, с большой энергетикой. Не менее удачно показал себя коллектив из Великобритании Alex Hutchings Band, который добавил фестивалю здоровую долю джаз-рока.
Хедлайнер третьего дня трубач Том Харрелл, как и хедлайнер предыдущего дня, тоже трубач Валерий Пономарёв навели корреспондента "Звуков" на печальные мысли, что амбиции некоторых музыкантов выступать на сцене до глубокой старости разбиваются о физиологию. Музыка – территория молодых, территория драйва и энергетики, а на пенсии стоит заниматься спокойными бизнесами.
Четвёртый день оказался днём вокалисток. Самые изящные леди российского джаза Анна Бутурлина и Карина Кожевникова выступили на Главной сцене с квартетом Вагана Айрапетяна и JVL Big Band соответственно. Тонкости, интеллигентности и неброской роскоши этим девушкам не занимать - не случайно женская красота и безупречный вокал были оставлены организаторами "на сладкое". А пестрые фанкстеры The Jamal Thomas Band закрывали этот масштабный фестиваль.
Задачу развивать Крым как рекреационную зону организаторы и поняли, и выполнили "на пять". Будем надеяться, что следующие фестивали Koktebel Jazz Party привлекут ещё больше почитателей джаза.
1978 – Был основан первый советский рок-фестиваль в подмосковном городе Черноголовка. Первое место поделили «Машина Времени» и «Магнетик Бэнд» из Эстонии, на третьем месте оказалось «Високосное лето» . Открытием фестиваля была признана группа «Сонанс» Александра… »»
Chico O'FARRILL (1921)
Cleo LAINE (1927)
Johnny WESTERN (1934)
Graham BOND (1937)
Glen MOORE (1941)
Hank MARVIN (1941)
Tuck ANDRESS (1952)
Вика ЦЫГАНОВА (1963)
Анжела МАНУКЯН (1965)