В культурном центре "ДОМ" нередко выступают интересные пианисты-импровизаторы: Ховард Вийк (Håvard Wiik), Мэтью Шипп (Matthew Shipp), Сатоко Фудзи (Satoko Fujii), Агусти Фернандеc (Agustí Fernández). Американо-германский пианист Семён Набатов (Simon Nabatov) удачно вписывается в этот ряд.
Семён Набатов родился в Москве в 1959 году. Учился в московской консерватории, но обучение не закончил: в 1979-м, незадолго до Афганской войны, эмигрировал с семьёй в США, где продолжил классическое музыкальное образованием в престижной Джульярдской школе. Далее – переселился в Германию. Во время обучения в Нью-Йорке сделал выбор в пользу джаза и со временем совсем отошёл от классической музыки. Впрочем, отсылки к классике можно обнаружить на сольном альбоме Набатова "Shall We Dance?" (1999), на котором музыкант, помимо всего прочего, переосмысливает музыку Баха, Шопена, Брамса и Прокофьева. Кроме того, в число его любимых пианистов наряду с Артом Тэйтумом (Art Tatum) входит и Святослав Рихтер.
Набатов – пианист, играющий в небольших составах (соло, дуэт, трио). Иногда его составы расширяются до квартета, квинтета или октета. Из дуэтов можно отметить дуэт с выдающимся барабанщиком Ханом Беннинком (Han Bennink) и дуэт с тромбонистом Нильсом Вограмом (Nils Wogram). К слову, с барабанщиками Набатову особенно повезло: помимо Беннинка он играл с покойным Полом Мотяном (Paul Motian). Из других его партнёров можно выделить контрабасиста Марка Дрессера (Mark Dresser) и скрипача Марка Фельдмана (Mark Feldman), участника Masada String Trio и Bar Kokhba. Из альбомов можно отметить двухдисковый фри-джазовый "The Master And Margarita" 2001 года (вслушайтесь, к примеру, в портрет Мастера). К русской культуре отсылают и другие альбомы пианиста: "Nature Morte" (2001) – к стихотворению Иосифа Бродского "Натюрморт" (1971), "A Few Incidences" (2005) – к текстам Даниила Хармса (у последнего альбома к тому же весьма любопытная обложка).
Интересно сравнивать оригинальный текст Бродского с музыкой Набатова и компании (альбом записан в составе квартета). "Nature Morte" состоит из 10 частей – по числу частей стихотворения. Взять хотя бы первые части стихотворения и альбома. Поначалу кажется, что музыка соответствует стихотворению. Первая часть альбома начинается с духовых инструментов, со слабых движений воздуха, со звуков, находящихся на грани возникновения музыки. Всё это вполне соответствует приглушённому тёмному началу стихотворения: "Вещи и люди нас / окружают. И те, / и эти терзают глаз. / Лучше жить в темноте". Далее начинается фри-джазовый кавардак, похожий больше на произведения Хармса: слабые движения переходят в крики, вопли и круговерть звуков, в которой что-то тужится, корчится и ноет.
Помимо необычного переосмысления Бродского Набатов переосмысливал и любимую им бразильскую музыку. Всё это можно услышать на диске "Piano Works V: Around Brazil" (2006), на котором присутствуют сочинения таких значительных бразильских музыкантов, как Антониу Карлус Жобим (Antônio Carlos Jobim) и Каэтану Велозу (Caetano Veloso). В общем, Набатов пианист разносторонний и умеющий удивлять. Как писал Даниил Хармс: "Но музыкант идет опять и пальцами танцует".
Семён Набатов
Москва, КЦ "ДОМ"
17 сентября, 20:00
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)