Британский дуэт Plaid – одни из немногих музыкантов, благодаря которым Warp Records до сих пор продолжает ассоциироваться с IDM - жанром, который и принес лейблу славу в середине девяностых. Эду Ханли (Ed Hunley) и Энди Тернеру (Andy Turner) уже много лет удается ходить по опасной грани – с одной стороны, они остаются верны себе, их композиции несложно узнать по нескольким нотам. С другой, группа не стесняется развиваться и видоизмениться, и совершенно не стремиться капитализировать собственный статус патриархов. В сентябре Plaid выступят в Москве с программой нового альбома «Reachy Prints», который часто называют одним из лучшим в их дискографии. Незадолго до выступления группы в России мы поговорили с Plaid об их отношении к IDM, саундтреках к аниме и мультимедийном искусстве.
Звуки: Многие музыканты, ассоциировавшиеся с IDM-сценой в 90-х, сегодня стараются отмежеваться от этого ярлыка ("нет никакого IDM", "не знаю, что это такое" и т.д.). Как вы относитесь к термину "умная танцевальная музыка"? Можете ли вы сказать, что породили IDM или играете IDM? Существует ли он вообще?
Plaid: Отношение к термину, как правило, неприязненное, он как бы утверждает, что остальная танцевальная музыка "тупая". Просто была группа лейблов и исполнителей, которые выпускали похожую музыку. Для нее были характерны саунд-дизайн, сложный ритм, не четыре четверти, и порой наивные мелодии. Лучше было бы назвать ее экспериментальной танцевальной музыкой, у каждого типа музыки есть свой leftfield, своя "неправильная" сторона.
Звуки: Вы были частью семьи Warp Records более 20 лет. Как бы вы описали эволюцию лейбла? Что изменилось с тех пор, когда выходили сборники "Artificial Intelligence", а что осталось прежним?
Plaid: Warp всегда выпускал мешанину из обычной музыки и экспериментальной. Он с самого начала издавал нетанцевальные вещи, такие, как Broadcast и Seefeel. Он по-прежнему подписывает и выпускает музыкантов, которые уже добились какого-то успеха самостоятельно. Он немного вырос, запустил киношное подразделение и открыл онлайн-магазин. Смерть Роба Митчелла (Rob Mitchell), одного из основателей лейбла [умер от рака в 2001 году - прим. Звуков], стала большой утратой для всех нас, но Стиву Беккету (Steve Beckett) удается сохранять дух лейбла, во многом Warp тот же, что и был в начале 90-х.
Звуки: На альбоме “Not For Threes” (1997) у вас было несколько треков с вокалом, но после этого вы делали только инструменталы. Почему? Были ли у вас идеи сделать песенный альбом?
Plaid: Нашими вокалистами были, в основном, наши друзья или кто-то, с кем у нас сложились хорошие отношения, так что вокальные треки могут появиться снова, на каком-то этапе. Но последние несколько лет мы ни с кем из певцов не сотрудничали.
Звуки: В середине 90-х вы записывались с Бьорк (Bjork). Вы поддерживаете контакт с ней? Что думаете о том, куда повернуло ее творчество, начиная с альбома “Medulla”?
Plaid: Да, мы поддерживаем связь. Бьорк могла бы легко почивать на лаврах, но ей всегда был интересно испытывать себя как творца, и это не может не нравиться.
Звуки: В 2000-е у вас были совместные мультимедийные проекты с Бобом Джароком (Bob Jaroc). Правильно ли будет сказать, что в тот момент вам хотелось двигаться в сторону мультидисциплинарного искусства? И если так, то почему после этого вы вернулись к традиционному альбомному формату?
Plaid: Мы гастролировали с Бобом и нам понравилось с ним работать, поэтому мы решили выпустить что-нибудь совместное. Альбом был записан в формате "surround sound", что довольно нетипично для музыкальной пластинки. В идеале все наши релизы были бы мультимедийными в том или ином роде, но часто на это нет времени или денег. Сейчас все больше альбомов выходит в виде приложений, и мы стараемся думать в этом направлении.
Звуки: Вы делали саундтреки к нескольким аниме, что не совсем обычно для британских музыкантов. Как вообще это началось? Вы любили аниме до того, как начали писать музыку к ним?
Plaid: Майкл Эриас (Michael Arias), американский режиссер, живущий в Японии, был на одном из наших концертов в конце 90-х. Когда у него появилась возможность снять первый полнометражный фильм, "Железобетон", он прислал нам письмо и спросил, интересно ли нам озвучить картину. Мы посмотрели его ранние работы и сказали "да". Мы многие годы хотели написать саундтрек к фильму. Об аниме мы тогда знали не очень много, но знаковые вещи вроде "Акиры" и "Призрака в доспехах" видели. Майкл открыл для нас еще больше изумительных аниме, например, "Игры разума".
Звуки: Электронные музыканты обычно с большим энтузиазмом рассказывают о концертах в Японии. Какое впечатление эта страна оставила у вас? Это правда что-то особенное, с точки зрения электронщиков?
Plaid: Дело в японской культуре, их отношении к технике и к истории электроники. Обычно, когда мы играем там, саундсистемы дают очень хороший звук и продакшн всегда на высоко профессиональном уровне. Возможно, причина еще и в том, что в Японии ценят эстетику чистоты, японский дизайн сильно связан с ней.
Звуки: А что вы думаете о нынешней "ретромании" - возвращениях, воссоединениях, концертах, на которых целиком исполняются классические альбомы? У вас был сборник ранних вещей "Trainer" (2001), но в целом не скажешь, что вас накрыла эта ностальгическая волна.
Plaid: Мы уже 25 лет в строю, так что нас можно классифицировать как ретро! Нам не интересно смотреть назад, мы если и оглядываемся, то неосознанно. Будущее гораздо интереснее, потому что оно не определено и полно возможностей.
Звуки: Среди молодых продюсеров есть те, кто сумел вас заинтриговать? На альбоме "Scintilli" кое-где встречается "плавающий" бас - вы что-то почерпнули для себя из нынешней бас-музыки?
Plaid: Flint Kids и Arca - два очень толковых продюсера. Басовая сцена (а вообще есть такая?) породила массу отличной музыки, от Burial до Flying Lotus, и не вдохновляться ей просто невозможно. А лучший плавающий бас у Рула Функена (Roel Funcken), он чемпион мира по плавающему басу!
Звуки: Вы стали использовать гитары на концертах, а синтезаторы не используете до сих пор. И это очень типично для современных электронщиков. Откуда, как вы думаете, взялась эта любовь к контроллерами и микшерам, которые задвигают на второй план традиционные клавишные?
Plaid: Главная причина в том, что нам нужна точная, квантованная музыка. Поэтому играть на клавишах живьем было бы бессмысленно. Да мы и играем не очень хорошо...
Plaid
Москва, клуб "16 тонн"
4 сентября
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)