Игорь Белкин, гитарист и вокалист группы #dropsydies, рассказал Звукам о том, как правильно пользоваться краудфандингом и краудсорсингом - не только как музыкант, но и как бывший сотрудник Lenta.ru. Плюсы, минусы, подводные камни - все, что необходимо знать всем и каждому, кто решил разделить с пользователями ответственность за создание музыки.
Звуки:Расскажите, что значит "краудсорсинг" в контексте вашего проекта?
И что это вообще такое?
Игорь: Когда-то давно, когда мы только начинали, у нас возникло понимание, что DIY-группа, которая вся из себя инди, и которая не хочет пользоваться админресурсом - например, появлением на той же "Ленте.Ру", где я в то время работал, может сделать что-то только активно работая с аудиторией, в соцсетях то бишь. И в процессе становления нашего сообщества мы проводили разные эксперименты со словом "крауд". В 2012 году мы строили краудфандинг для записи пластинки — получилось очень здорово. То ли мы что-то очень правильно делали, то ли нам очень повезло, но в итоге сформировавшееся вокруг нашей группы сообщество постоянно что-то креативило. Ребята рисовали наши портреты (некоторые - настолько классные, что хоть в печать и на стену), записывали ролики, делали про нас дурацкие песенки, кто-то делал самопальные каверы. Глядя на все на это, нам пришла в голову мысль, что если объединить усилия этих прекрасных людей, может выйти что-то интересное.
Звуки: Прикольно, у нас на Звуках все спокойно пользуются админресурсом - публикуются, сколько душе угодно. Читателя ведь не обманешь, он сам выбирает, слушать ему или нет.
Игорь: Мне всегда казалось, что это неправильно. Я за три года даже без единой публикации на Ленте говна выслушал в свой адрес: наверняка их Лента крутит, раз народ на концерты ходит. Наше дело - выложить, а слушать мы заставить не можем. Возможно, я закомплексованный м**ак, не знаю. Так вот, про краудсорсинг. Глядели мы на этот восхитительный движ и вспомнили принцип работы группы Gorillaz, которые еще 15 лет назад умудрялись делать фантастические вещи, сидя на разных континентах. Так как Дэвидов Олбарнов среди наших знакомых нет, мы решили дать сообществу возможность поколдовать над чем-то уже готовым — сделать самим кавер на одну из наших песенок, которой зал с особым рвением подпевает.
Мы особо ни на что не рассчитывали: выложили дорожку с ударными (все-таки в домашних условиях записать барабаны невозможно, эту часть песни мы сразу отмели), черновые гитары для того, чтобы ребята расслышали, где и что играть, и дали неделю времени. Через неделю я проверил почту и охренел.
Звуки: То есть в записи песни играли совершенно посторонние и незнакомые вам люди?
Игорь: Йес. Пара знакомых было — мы с частью ребят знакомились на концертах.
Звуки: А как прошел краудфандинг? Что вы предлагали акционерам, где пиарили саму акцию, удалось ли собрать всю сумму, ну и какие вообще в этой схеме обнаружились подводные камни?
Игорь: Мы до того момента, когда решились попросить у кого-то денег, на протяжении полутора лет выкладывали песни и раздавали нормально напечатанные копии наших первых ипишек абсолютно бесплатно, рассылали их за свой счет по городам и т. п. К краудфандингу мы решили прибегнуть, когда поняли, что осилить самим запись альбома нам будет сложно чисто финансово.
Звуки: А о какой сумме шла речь?
Игорь: 5,5 тысяч долларов (собрали в итоге 6), но, как всегда бывает, мы просчитались, и пластинка вышла почти вдвое дороже. Когда мы запустили кампанию, мы стали записывать ролики. Эдакие юмористические наборы скетчей, - мы уже прибегали к этому ходу, когда зазывали людей на концерты в Питере. Так вот, мы делали смешные картинки, воззвания, ржачные ролики. Пика было два: сначала все друзья и знакомые закинули тысячи полторы долларов в первые три дня, потом было две или три недели провала, а затем в последнюю неделю мы добрали недостающие деньги и даже перескочили. Предлагали мы то же, что и все: цифровую копию сингла, всего альбома, майки-диски-худи, вот это все. Несмотря на то, что альбом в итоге оказался дороже, чем мы планировали, записывать его было гораздо легче. По ходу записи мы раз в неделю-две выпускали видеоотчеты — трешовейшие ролики о ходе записи, которые внутри сообщества стали отдельным феноменом и растаскивались на цитаты. Такой "Зеленый слоник" про запись альбома.
Звуки: Не было ли тебе страшно, что никто ничего не пришлет или что пришлют какую-нибудь совершеннейшую хрень?
Игорь: Страшно, что не пришлют, не было — мы очень верили в сообщество. За хрень было страшновато, это правда. Когда я открыл первые письма, то немного расстроился, - там все было довольно плохо. Но затем внезапно, по мере скачивания дорожек и запихивания их в проект, я все больше и больше был приятно удивлен.
Звуки: А было ли что-нибудь совсем из ряда вон?
Игорь: Кто-то прислал партии, записанные на утюг, там на заднем плане автобусы ездят мимо, паркет скрипит. Кто-то прислал партии, которые никак "встроиться" не должны были, но в итоге идеально подошли в связке с партией другого человека из другой страны, — так с припевами, например, получилось. Но кстати, вот "утюговые" партии даже удалось спасти, спасибо программе Logic.
Звуки: Из каких стран вам присылали партии? Были ли какие-нибудь совсем экзотические страны-города-села?
Игорь: Россия, Украина, Белоруссия. Половина из России, это те, которых точно идентифицировал по именам в почте и сообществе
Звуки: Этот краудсорсинговый проект задумывался как музыкальный эксперимент, или как способ весело провести время и потусить со знакомыми и незнакомыми музыкантами?
Ожидали ли вы вообще, что получится вполне приличный музыкальный результат?
Игорь: Задач было несколько. Первое - мы хотели показать и сообществу, и себе, что такая штука, как километры, сейчас имеет мало значения. Там тусуется очень много молодых ребят, которые хотят играть музыку или ею интересуются, но не знают, с чего начать и куда идти. Вот такой вариант мы предложили. Если на базе этих краудсорсинговых проектов (всем понравилось, так что этот эксперимент не последний) образуется какая-то музыкальная формация из участников сообщества, это будет суперкруто.
Второе - это, как я чуть выше говорил, был способ весело провести время и направить творческий потенциал нашего чудесного сообщества в какое-то новое русло. Это тоже получилось — и мы в восторге, и публика довольна. И третье - этот эксперимент нужен был лично нам, участникам группы, чтобы понять самим, что и как мы будем делать в случае, если нелегкая судьба нас раскидает по разным странам. Я, на самом деле, не ожидал ничего. Подходил к вопросу так: выйдет хреново -постебемся как-нибудь дружно по-доброму, мол, ребята, за что вы с песней так.
Звуки: В итоге вы остались довольны результатом?
Игорь: Я очень доволен, так как особо не ждал ничего. Доволен и активностью аудитории, и тем, как ребята старались, и тем, что они прислали. Конечно, получилось неидеально, - куплеты, например, но припевы это все компенсируют. Да и это был первый блин, простите за клише, который вышел съедобным. Главное, что это все понравилось самому сообществу, и что ребята, которые слушают нашу музыку, отлично провели время, поучаствовали в создании песенки, а многие из них залили этот кавер к себе в плееры. Так что все получилось.
Звуки: К слову о краунфандинге - Сolta.ru вполне удачно собирает деньги на работу сайта краудфандингом. Как ты думаешь, могла бы бывшая часть редакции Ленты.Ру таким же образом собрать денег и начать собственное СМИ со старой командой? Может ли краудфандинг работать в таком направлении?
Игорь: Мне кажется, это все-таки совсем разные истории. Я искренне восхищаюсь мужеством людей, которые постоянно живут на средства, вырученные напрямую от читателей, но лично я, один раз сделав ставку на краудфандинг, и даже не прогадав с ней, считаю, что постоянно так жить бы не смог.
Звуки: То есть это актуально лишь для разовых и не очень затратных в плане денег и училий проектов?
Игорь: Мне кажется, что в текущей ситуации, - да. Colta здесь как раз исключение, которая жива вопреки всему.
Звуки: Игорь, а для музыкальных проектов краудфандинг - органическая модель развития, или вынужденная мера?
Игорь: Очень от многого зависит. Краудфангдинг для музыки бывает очень разный. Amanda Fucking Palmer, собравшая бешеные миллионы на Kickstarter, брала деньги под готовый продукт, — у нее мало того, что было уже имя, так еще и материал весь был готов: ей нужны были деньги на тиражирование. Точно так же поступают многие западные команды, ушедшие от лейблов в свободное плавание. В нашем случае, и в случае многих других DIY-команд, средства от фан-базы привлекаются на очень ранних этапах записи,- собственно, на саму запись и пост-продакшн. Целей дистрибуции, печати на физносителях и прочего он не преследует. Если российская аудитория придет к пониманию того факта, что для новой порции песен надо поддержать музыкантов (прийти на концерт, купить альбом в iTunes и так далее), то фандрейзинг как таковой будет необходимостью только на старте, как у нас.
Звуки: Хотя бы потому, что испытывать сочувствие к звезде, которая уже зарабатывает миллионы, как-то затруднительно...
Игорь: В нашем случае сработало так: мы сделали альбом на деньги фандеров, релизнули его, на заработанные в цифровых магазинах деньги записали следующую EP, а поднятые с нее деньги пойдут на запись альбома и т. п.
Звуки: А что дальше?
Игорь: А дальше в каком смысле?
Звуки: Какой у этой истории финал? Собрать денег на большой сольник в Крокусе? Или просто продолжать записывать альбомы в свое удовольствие на радость слушателям, пока это интересно вам и востребовано аудиторией?
Игорь: Финал мне неизвестен. Из меня хреновый промоутер и менеджер, мне хочется играть музыку, в идеале - чтобы она еще нравилась людям. Хочется донести музыку до широкой аудитории и понравиться ей. Как - не знаю.
Звуки: Да, такого оголтелого пиара я даже от Киркоров-продакшн не слышала.
Игорь: Это вообще было довольно искренне, просто я стесняюсь вообще про это говорить. Финал, вернее, продолжение этой истории, я вижу так. Много, очень много работать, писать музыку и играть концерты, развлекать аудиторию изо всех сил и потихоньку завоевывать мир. И в один прекрасный день сказать "КАК НАСТРОЕНИЕ, ОЛИМПИЙСКИЙ?!" - но только не в шутку в каком-нибудь московском клубе, а в "Олимпийском" и на полном серьезе.
Мы играем, пока играется, стратегии особой нет. "Чуваки, давайте альбом к осени запишем, народ требует, а я песен понаписал". Плана нет.
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1969 – Первое выступление Led Zeppelin в США. Во время их первого концерта в клубе Whisky A Go Go на разогреве играла группа Alice Cooper »»
Julius LAROSA (1930)
Roger MILLER (1936)
Лариса ДОЛИНА (1956)
Chris BOLTENDAHL (1962)
Mr. C (1964)