Считается, что джазовый фестиваль - это такое застегнутое на все пуговицы мероприятие, которое подходит только слушателям с серьезными намерениями. Не верьте! Самая увлекательная и веселая часть фестиваля - это программа, в которой артисты представляют свою интерпретацию академической музыки. Таких программ в Монтрё несколько.
12 июля: классика жанров
Суббота - день первого большого финала конкурсной программы фестиваля: Shure Montreux Jazz Competition 2014 подводит на площадке Petit Théâtre итоги свей работы большим гала-концертом, в ходе которого каждый исполнитель (8 девушек - и лишь один участник-юноша) демонстрирует свои таланты каскадами импровизаций и сложных мелизмов. Председатель жюри конкурса - масштабная во всех смыслах певица Sweet Georgia Brown. Девятка вокалистов выступает перед жюри и зрителями, и в итоге победительницей становится самая смешливая, высоченная тонкая мулатка Элита Мозес (Alita Moses),- выпускница джазового отделения искусств в Филадельфии, исполнившая в финале солнечную летящую композицию "Amour". Девушка уже известна поклонникам R&B, но с этого дня ее карьера может круто измениться.
Это осенью Элита Мозес получит в качестве приза право на прохождение полного курса в Montreux Jazz Academy. Второе и третье места в этом году поделили француженки - Laura Perrudin (помимо пения, она еще круто играет на губной гармошке) и Myriam Bouk Moun - они также получат возможность обучения у мэтров джаза.
Вечером Jazz Club заполняют теплый вокал и импровизации Терри Линн Кэррингтон (Terri Lyne Carrington) - барабанщицы и вокалистки с богатым прошлым, участницы знаменитого Mosaic Project и множества коллабораций с легендами джаза. Mosaic - это женский проект, в который входят Лизз Райт (Lizz Wright), Тиа Фюллер (Tia Fuller), Ингрид Йенсен (Ingrid Jensen) и Рэйчел Зи (Rachel Z). Теплый, медовый вокал, щетки и саксофон - изначально такое сочетание может показаться "светским", однако дальше тема развивается, и в ней появляется экспрессия и даже ярость. Словом, это джаз с очень неженским характером.
В Montreux Lab заливаются дуэтом поп-фолкеры Milky Chance - лохматая парочка Клеменс Ребин (Clemens Rehbein) и Филипп Даш (Philipp Dausch. Тут все очень скромно: гитара, барабаны и программинг. На самом деле, назвать это фолком будет большой натяжкой - в основе веселого творчества парочки - веселые кантри-баллады, но в процессе аранжировки они обрастают разным смешным электронным"мусором" и получается легкая прогулочная поп-музыка без всякого "двойного дна". Но она мелодична и по-настоящему здорово звучит на электронной площадке, а сами парни - очень харизматичные и общительные.
А о концерте Лешека Можджера в Шильонском замке расскажет корреспондент Светлана Примакова:
- Он вышел из маленькой комнаты, прошел через весь зал к роялю и представился: "меня зовут пшпшпшпшпшш, я из Польши". Leszek Mozdzer - польский пианист и кинокомпозитор,- в Монтрё впервые. Садится, благодарит организаторов за приглашение. В зале много его соотечественников. В программе Прокофьев. Играет фантазии на тему Прокофьева, один раз Шопена, один раз своего друга и один раз себя.
Подготовив инструмент Прокофьевым, он перешел к прелюдии. Нежность, с которой Можджер обращается с инструментом, завораживает. В какой-то момент пианист положил в открытую крышку рояля тряпочку - прямо на струны,- и классический голос рояля смешался с дребезжащими, отдаленно напоминающими клавесин звуками. Закрываешь глаза и кажется, что играют в четыре руки на двух инструментах. Лешек играет с роялем в очень интимную игру, а зрители подглядывают и подслушивают. Он идет дальше, пробует осторожно чтобы не спугнуть, инструмент отвечает. В какой-то момент на струнах появилась длинная нитка красных бус, рояль ответил глухим стоном. Дальше можно поставить любой абзац из "50 оттенков серого" - и это будет очень похоже на то, как играет польский композитор. С поправкой на пошлость перевода.
13 июля: футбол и другие виды секса
Да здравствуют организаторы Montreux - благодаря их неустанной заботе о зрителе наша веселая и пестрая компания проводит вечер, бегая вверх-вниз по этажам Дворца Конференций. В холле, на первом этаже, а также в парке, на открытой площадке, на огромной плазме идет трансляция финала Чемпионата мира по футболу.
В зале Stravinsky тем временем скачет по мониторам ну очень попсовая блондинка Палома Фэйт (Paloma Faith). А в самые решающие минуты вступает весьма симпатичный хедлайнер (хотя вам он, возможно, и неизвестен). Это Робин Тик (Robin Thicke) - автор сингла "Get Her Back" и сонграйтер звезд первой величины: Кристины Агилеры, Никки Минаж, Фаррелла Уильямса, Usher и многих других.
В итоге вечер проходит примерно так:
- В 20.00 прийти на концерт Паломы и около часа прилежно слушать, как блондинка в шляпке-таблетке и платье со стразами с характерными плачущими интонациями cry baby выдает поп-ретро. Отчаявшись услышать что-то содержательное посреди бесконечных баллад о любви, уже в дверях захватить неплохой кавер на Принца - "I Feel For You";
- Ускакать к 21.00 на футбол, успев к началу первого тайма. 45 минут наблюдать великое противостояние двух континентов, сидя на полу в интернациональной толпе;
- В перерыве между таймами прослушать начало концерта Робина Тика и обнаружить, что парень не зря затеял выйти из тени - как исполнитель он держится в русле крепкой поп-музыки в духе тезки Уильямса, его исполнительский почерк не лишен лоска, он внимателен к женской половине зала (и, разумеется, ко всем своим пяти бэк-вокалисткам). Балладу “Dreamworld” он трогательно исполняет соло на фортепиано. А его хиты "Wanna Love U Girl" и "Lost Without U" хорошо известны всему залу - и вызывают ажиотаж вовсе не потому, что в процессе пения Робин жарко ласкает микрофонную стойку;
- Снова спуститься вниз и обнаружить, что матч мучительно продвигается к "пустому" финалу и дополнительному времени;
- В перерыве вернуться на окончание концерта Робина Тика и с изумлением увидеть полнейшее вокально-танцевальное единение зала и звезды: хоровое исполнение песен Майкла Джексона и Эла Грина, фейерверк и конфетти;
- Вернуться вниз и с гигантским облегчением увидеть мяч в воротах Аргентины;
- Зарулить в бар Montreux Palace, чтобы отметить победу Германии. Обнаружить там Робина Тика и кавер-банду, играющую мелодии из фильмов Тарантино;
- Всю ночь слушать за окном гудки клаксонов и радостные вопли немецких болельщиков.
Вечер выдался насыщенным - и кто знает, был бы он таким же захватывающим, если бы мы только слушали музыку... или только смотрели футбол!
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)