Первая часть репортажа - по ссылке.
5 июля, суббота
Самое мощное впечатление фестиваля – шведский Fire! Orchestra саксофониста Матса Густафссона (Mats Gustafsson): духоподъёмные песни про любовь и смерть, перемежаемые авангардными экзерсисами. На сцене не менее 24 человек: около десятка – духовая секция, не считая самого Матса, который, в основном, упоённо дирижирует, трое барабанщиков и столько же вокалистов, два контрабаса и прочие радости.
Бразильский рэпер Эмисида (Emicida) не то чтобы исполняет чистый хип-хоп – в музыке то самба, то рок, то босса-нова, то фанк. Качает. Толпа заворожено подпевает: «у-у-у» и «а-а-а». Заканчивают, натурально, групповым снимком с национальным флагом на фоне немаленькой толпы.
Один из родителей движения no wave Арто Линдсей (Arto Lindsay) в компании с норвежцем Полом Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love, также участник Fire! Orchestra) – электрогитара и ударные соответственно – как будто демонтирует некогда понятную композицию: лиричное пение переходит в нойз. Пол выглядит страшно напряжённым, зато Арто доволен: время от времени сгибает руку в локте, пальцы зажаты в кулак – жест «сила».
Сирийский свадебный певец Омар Сулейман (Omar Souleyman) стал какое-то время назад - надо полагать, к немалому своему удивлению - кумиром западных хипстеров. Они ходят на его концерты в клетчатых куфиях на голове и с нарисованными бородами, но нет, истинный стиль нельзя скопировать. Сулейман прохаживается по сцене, поёт и показывает, когда надо хлопать (то есть примерно всегда). По сравнению с его сетом на фестивале Pitchfork в Париже полгода назад, музыка стала чуть менее сырой и чуть более умца-умца. Вместо паренька-аккомпаниатора – женщина в «Адидасе», которая включает минуса и снимает певца на мобильник - толпа перед сценой Apollo простирается на несколько сотен метров, почти до киоска Aladdin Kebab, то есть будет чем хвастаться.
Малийская супергруппа Les Ambassadeurs заполняет шатёр Arena – чем же ещё? – танцующей толпой. Красивая и полная достоинства западноафриканская музыка – афробит, хай-лайф, вот это всё. Инструменты почти все западные, кроме части перкуссии и какой-то мудрёной струнной штуки. Это явно один из тех концертов, на которые можно придти с детьми.
Парижский испанец Ману Чао (Manu Chao) явно руководствуется принципом «новые песни пишет тот, у кого старые плохие». Поэтому c новым квартетом La Ventura он исполняет попурри из всё тех же вещей – смеси панк-рока, регги и фанка. Музыканты футбольными мячиками скачут всё время выступления. Чао в какой-то момент бьёт себя микрофоном в грудь: «Спасибо от всего сердца!» Ритм пульса переходит в песенный ритм. Рядом с басистом стоит маленький сэмплер, из которого он запускает звуки скорее ментовской, чем дабовой сирены. В общем, за музыку в независимой Каталонии тревожиться оснований нет. Трое пьяных мужиков хватают меня и заставляют держаться с ними за руки. Мы кружимся, хором крича какое-то манучаовское «ла-ла-ла», стараясь не дать центробежной силе расцепить наши запястья. Поймавший меня мужик отлетает первым.
На сцене Apollo, оккупированной мелкокалиберными электронщиками, - ещё один странный дуэт: застенчивый парень с ноутбуком Джеймс Холден (James Holden) и, опять же, барабанщик. Ритм – то галопирующий, то размеренный, на него нанизаны умные жанры, вплоть до фри-джаза – сложно уловить ногами, но многие пытаются танцевать. Получается странно.
В России шведок Icona Pop знает, вероятно, чуть больше, чем никто – но в Дании их ставят на сцену Arena и людей приходит разве чуть меньше, чем на их соотечественницу Робин (Robyn). Две женщины в коротких юбках исполняют умеренно неприятную попсу, в промежутках щебечут ерунду, типа: «У нас есть один важный вопрос. Как вы себя чувствуете?». Прилипчивые мелодии напевают даже люди на фудкорте в сотне метров от сцены.
Спасение нахожу на Dark Buddha Rising – квинтете волосатых финских металлистов в компании со скелетом неизвестного животного, похожего на злого козла. На сцену проецируют оккультные знаки, а толпа перед началом немного скандирует «Satan! Satan!» Жители провинции Исконная Финляндия исполняют наиклассичнейший дум, процентов 80 аудитории – парни.
Arctic Monkeys – любимцы Роскилле, неоднократно здесь выступали, в последнее время их ставят на главную сцену Orange - заслужили. Если на «Роллингов» в первый день фестиваля приехало множество датских пенсионеров, то на AM широко представлена другая льготная категория граждан – школьники. Алекс Тёрнер (Alex Turner) – набриолиненный, в кожаной куртке, эдакий бунтарь без причины – ведёт себя с толпой как с дешёвой шлюхой: «It’s Arctic Monkeys, baby. I want you, Roskilde». Под «She’s Thunderstorms» начинается дождь, но, в общем, не очень убедительный и всего на несколько минут. Ну не впечатлили они богов тёмных туч.
Даже Interpol на соседней Arena – ледяной пост-панк, традиционные костюмы с иголочки – выглядят теплее. Людей на них примерно в два раза меньше, чем на Icona Pop, что невероятно обидно – Пол Бэнкс (Paul Banks), зачем-то отрастивший усы, явно старается угодить, поёт в том числе старые песни, с классического «Turn on the Bright Lights», например, «NYC», а сразу после - «Obstacle 1».
Major Lazer – вроде бы группа одного человека, Дипло (Diplo), вроде бы тречки ставятся с лэптопов плюс cd-вертушки и даб-сирена, вместо вокалистов, голоса которых ревут над огромным полем, на сцене скачут заводилы-эмси и танцовщицы-акробатки. Но тем не менее, «я так не веселился с тех пор как папочка гонялся за мной с мухобойкой», как говаривал Карлсон. Звук – горячая смесь дансхолла и кучи электронных жанров, световое и лазерное шоу на уровне третьего пришествия марсиан, ну и откровенные заигрывания с самыми низменными чувствами аудитории. Крупный план на экране с пятиэтажный дом: танцовщица минуты три двигает мышцами ягодиц (ну да, дансхолл). Зрителям предлагают замутить серкл-пит, посадить кого-нибудь на плечи, сказать «я люблю тебя», если рядом любимый. Дипло путешествует по толпе в зорбе, как Уэйн Койн из The Flaming Lips, а вытащенный из толпы несчастный юноша в костюме банана (мы потом видели таких человек пять, они мрачно шли строем к кэмпингу) подвергается куче изысканнейших унижений. «Так, вот сейчас она (танцовщица берёт виолончель и смычок) будет играть оперу, а ты давай танцуй балет!» Человека-банана связывают и пляшут над ним. Развязывают: «Давай, попляши погорячее, ты же за честь всей Дании отвечаешь!» Потом дают на руки толпе и наказывают ему плыть по рукам до самого края толпы. Ну и пусть, что это достижение столько же светотехников, сколь и музыкантов. Fun is the one thing that money can’t buy, как говорили классики.
6 июля, воскресенье
Копенгагенский регги-коллектив Klumben & Raske Penge, как мне кажется, вполне достойно выступает на сцене Orange. В отличие от коллег из Major Lazer, они не делают шоу, просто играют музыку (живьём, с примерно дюжиной музыкантов). Ну зачем им париться – даже если они выступают в спорткостюме или шортах, толпа всё равно подпевает. Дания и так независимая и социал-демократическая, так что таланты района Нёрребро (который в Копенгагене имеет репутацию примерно как Купчино в Петербурге) – просто ещё пара крон в копилку.
EMA – американка Эрика М. Андерсон (Erika M. Anderson) – напоминает переваренную сосиску: поёт, стоя на коленях, потом тяжело, лениво поднимается. Но песни у неё классные: похоже на утомлённую версию Yeah Yeah Yeahs.
Соотечественница Эрики Джулия Хольтер (Julia Holter) – самое красивое приобретение Роскилле после Fire! Orchestra – вживую оказывается до обидного обычной. «Выпендривается», - посмотрев пять минут на неё, говорит Шарапов. На самом деле, нет – на самом деле, актёрствует: в духе своей театрализованной утончённой музыки.
Американского рэпера A$AP Ferg датские подростки явно любят. Он им пропускает в песне слово «нигга» и суёт микрофон – а они и рады подпевать. Кроме диджея, певцу помогает ещё какой-то юный протеже, подписанный на его лейбл, а так ничего особенного.
Любимица местной публики, датчанка Mё (Mø) – дерзкая девица с косичкой, одетая как чирлидерша, - появляется под рёв публики после злого техничного барабанного вступления. Поп-звезда счастлива. Идёт в толпу и та несёт её на руках, обнимается с девочками в первом ряду. Внезапно на сцене появляется Дипло, у которого чуть позже забронирован сольный диджей-сет на Apollo – он размахивает чёрным флагом с тремя крестами (совместная песня Mё и Diplo называется «XXX 88»). «Дипло? Какого чёрта?! – визжит Карен Мари. – Поприветствуйте моего хорошего друга!»
Уроженка Аргентины Хуана Молина (Juana Molina), исполняющая изысканный тропикалия-поп, красивее и органичнее, чем все остальные поющие женщины сегодняшнего дня – тем обиднее, что на неё пришло всего несколько десятков калек. Звук с «Арены» добивает до маленькой сцены Pavilion на другом конце фестиваля: Хуана сетует на рокочущую Mё – «мы проиграли эту звуковую войну».
Хэдлайнер последнего дня фестиваля – Стиви Уандер (Stevie Wonder). С 15-минутным опозданием против расписания он выходит на сцену – с клавишами-«расчёской», в оранжевых под цвет сцены чёрных очках и в яркой африканской рубахе. Конферансье выражает надежду на то, что Уандер может исполнить какие-то новые песни, но ветеран Motown Records предпочитает составить программу из вечнозелёных хитов. Уже с первой песни он пробует превратить толпу в свой хор – но подводит незнание датчанами даже тех хитов, которые в Британии отскакивают у людей от зубов. Ну то есть начинает играть “Day Tripper”, поёт первый куплет, поворачивает микрофон к публике и слушает, как люди переминаются, пытаясь что-нибудь вспомнить. Представляя песню “Living for the City”, Уандер сетует на необходимость в антирасистских агитках: «Ну, очень жаль, что есть люди, которые судят о других по цвету их кожи. Я бы посоветовал им выколоть себе глаза, чтобы такая проблема больше не стояла». Потом песня внезапно переходит в “Ebony & Ivory”, которую Уандер мужественно исполняет без всякого там Пола Маккартни (Paul McCartney). На финальной “I Just Called To Say I Love You” наконец-то датская публика превращается в настоящий хор, а на “Superstition” поле Orange превращается наконец в стотысячный танцпол.
На британцах The Horrors есть где упасть нескольким яблочным деревьям: видно, группу подзабыли. Вокалист Фэрис Бэдван (Faris Badwan) похож на персидского родственника всё той же семейки Адамсов: увидимся, говорит, в аду. Всё забивает ритм-секция, что поначалу вызывает недоумение, но потом привыкаешь.
Немецкое супер-трио Moderat – гибрид Modeselektor и Apparat – играет интеллигентный техно/транс, активнее всего публика реагирует на треки с вокалом: голос Саши Ринга (Sascha Ring) немного похож на Дэвида Сильвиана (David Sylvian). Выступление сопровождает красивый визуальный ряд – струящиеся ткани, чёрно-белые фигуры. Замечаю, что над «Ареной» вдохновенно кружится в такт несколько десятков чаек: караулят ближайшую гамбургерную.
Джек Уайт (Jack White) внезапно для себя закрывает программу на сцене Orange: вообще-то все хотели рэпера Дрэйка (Drake), но тот заболел и отменил выступление – такое с ним уже случалось на Роскилле в 2010 году. «Мы собирались ехать домой, но тут нам позвонили, - рассказывает Джек , так быстро, что разобрать его речь довольно трудно. – У нас с Дрейком один врач, надеюсь, он быстро поправится». Я, честно говоря, опасалась, что Уайт будет в формате one-man-band – человек и пароход, но обошлось: Джек гастролирует с прекрасной группой - особенно понравились скрипачка/бэк-вокалистка, леди вамп встречает country girl, и похожий на слегка спятившего профессора гитарист, играющий в том числе на терменвоксе. У Уайта сольный альбом «Lazaretto», пожалуй, ещё хуже, чем сольник Олбарна – но, к счастью, играют и The Raconteurs («Steady as She Goes»), и White Stripes («Fell in Love With a Girl»). А заканчивают «Seven Nation Army» - все, в общем-то, только этого и ждали.
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)