Концерт академического композитора Александра Маноцкoва – автора опер, квартетов, музыки к фильмам, постановкам известнейших театров Москвы и Петербурга и даже мультимедийных перформансов, - станет, по сути, его бенефисом. Вместе с верными товарищами из струнного квартета Кураж Александр исполнит программу своего авторского диска "Пели", только что вышедшего на лейбле Fancy Music, а другие вокальные сочинения и пьесы для струнного квартета "200 тактов в ля миноре" (1994) и "Психея" (2014) - и, возможно, что-то еще.
Здесь самое время поздравить 42-летнего (по нынешним временным – молодого) сочинителя с сольным концертом в престижнейшем зале и поинтересоваться – а почему академическая музыка может быть интересна широкому кругу слушателей?
Ответ – ниже.
В последние лет сорок меломаны, сетуя на все расширяющийся зазор между классической и современной сценой, задаются риторическим вопросом: чем занимались бы Бах и Моцарт, живи они сейчас? С Паганини или Листом все понятно: эти неукротимые self made men и в свое время были отвязными рок-звездами. А вот что делали бы высокодуховные немцы, вышедшие из музыкальных семей и с детства знавшие, что им суждено быть музыкантами? В панки бы уж точно не подались.
Мне кажется – не играли бы на клавишах мичуринский симфо-рок, и даже не компоновали бы "музычку для мобильников", а занимались бы чем-то похожим на то, чем занят в последний год Маноцков сотоварищи – и что сейчас, после клубных обкаток, представляет вниманию самой широкой и далеко не филармонической публики.
Речь идет не об уровне дарования (об этом можно будет судить лет через двести), а о подходе. Ведь это для нас Бах – классик, место которому в отгороженном концертном зале и для исполнения которого нужно обряжаться в нелепую одежду и ставить себе неестественные "оперные" голоса. А во времена Баха и одежда эта была обыкновенной (ну, пусть не повседневной, а парадной),- и для того, чтобы эти хоралы и кантаты петь, требовалось, конечно, хорошо попадать в ноты и выдерживать длительности, но не надо было учиться 15 лет в консерватории (их тогда просто не было): исполняли ее часто добрые бюргеры, собираясь помузицировать по выходным. Музыка "дофрачных" классиков была частью повседневной жизни. И это не мешало ее серьезности и, прости господи, духовности, а наоборот – очень способствовало.
Альбом "Пели', ставший основой концерта 23 июня, создан по такому же принципу. Его записали высокопрофессиональные музыканты, – но записали так, словно скрипки и альты – это самые что ни на есть обыденные инструменты домашнего обихода, как наши гитары и клавишные. А сам Александр поет сильным и запоминающимся голосом – но абсолютно не "поставленным" в оперном смысле. И даже то, что в нескольких местах ему откровенно трудновато вытягивать им же придуманные вокальные партии, работает на концепцию.
При этом поет Александр не "лыжи из печки торчат" и не "наш дурдом голосует за Пукина" (хотя мог бы – Маноцков известен как человек с ярко обозначенной гражданской позицией), а кладет на музыку стихи авангардистов начала XX века – Даниила Хармса, Александра Введенского и почему-то испанца Хуана-Рамона Хименеса. Глубокие и на разные лады повествующие о вечном.
Коротко сказать, Александр Маноцков и "Кураж-квартет" не пытаются скрестить классику и современную музыку, а играют так, словно струнный квартет и спокойно сидящий на стуле певец с нормальным мужским голосом – это и есть настоящая современная музыка, как современной была музыка Баха и прочих композиторов которых сейчас называем "классиками". Пока они играют и поют, веришь – так оно и есть.
Александр Маноцков и Courage Quartet
Светлановский зал Московского международного дома музыки на Красных Холмах
23 июня, 20.00
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)