Как и положено импровизационной музыке, ”zvukLang” — это концертная запись. Совместное выступление вокального импров-квартета VocColours и российского пианиста Алексея Лапина состоялось прошлым летом в питерском клубе. За издание диска ответственен лэйбл Leo Records — между прочим, имеющий непосредственное отношение к записям таких гигантов авангарда и фри-джаза, как Сэсил Тэйлор (Cecil Taylor), Фил Минтон (Phil Minton), Вячеслав Ганелин и Сергей Курехин.
Несмотря на относительно небольшую историю, VocColours — команда взрослых профессионалов с довольно пестрым музыкальным опытом. Гала Кюммель (Gala Hummel), например, начинала с вокала и барабанов в панк-группе, а бывший соотечественник Юрий Гранкин — как вполне традиционный джазовый музыкант. Еще VocColours успели отметиться сотрудничеством со знаменитым пианистом-импровизатором Андреем Разиным. Итогом всех исканий и стал, похоже, “zvukLang” — очень интересная и крепкая работа, яркий пример импров-жанра.
Здесь, конечно, присутствуют необходимые и отчасти формальные категории — атональность, взрывная смена настроений, аритмия. Вокальная техника в целом не то чтобы разнообразна, она скорее преодолевает образы: то вы слышите какие-то невнятные шумы — треск, кашель, смешки, цоканье с кваканьем, которые вдруг уступают жалобам удрученной "японки", то гудит чуть ли не тувинский хоомей, или вдруг звучит классический джазовый вокал с речитативами, скэтами и прочей атрибутикой.
Несмотря на вокальную насыщенность, фортепиано выполняет отнюдь не вспомогательную функцию; пианист тонко чувствует момент: иногда он упрямо молчит, иногда вдруг лупит по клавишам, безумствуя в угоду свальному безумию квартета. Не случайно, наверное, лучшие моменты записи — моменты абсолютной, шаманской импровизации, когда происходящее увлекает слушателя настолько, что нет уже необходимости сосредоточения, когда сознание почти не сопротивляется, — и мелькают какие-то дикие образы, а потом вдруг — мутная тишина, и тут же — клавишная встряска, крещендо возвращающая в действительность.
Интересны и вкрапления явно неимпровизационных вещей: например, билингва "Angst vor Gespenstern" (“Страх перед духами”), где мантрой — на немецком и русском — звучит заглавие, и зачитываются экзистенциальные тэги: “Ад, никчемность, Вирджиния Вулф, бюрократия, старость, война, рыбий жир, Люберцы, зубной врач...”
Слушать такую музыку — занятие непростое и во многом интуитивное: порой нужно напряженно вслушиваться, следить за причудливыми рисунками звуковых и голосовых трансформаций, но чаще требуется полное расслабление, на уровне медитативной отстраненности.
“zvukLang” , тем не менее, — традиционная запись, в том смысле, что она представляет собой образцовую формулу импров-музыки — непредсказуемую, живую структуру, выходящую за пределы уютных гармоний и жажды контроля. Еще одна форма универсальной свободы.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)