"Я довольно скучный тип", - смеется в трубку барабанщик Korn Рэй Лузье (Ray Luzier), - "я живу музыкой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю". Неудивительно, что я оторвал его от ударной установки, чтобы начать интервью - Рэй как раз записывал партии барабанов, причем не для своей основной группы, а для трио KXM, в котором он играет с Джорджем Линчем и Дагом Пинником. Попутно он признается, что кроме Korn у него пять других проектов. "Нет, вы не подумайте, я семейный человек, у меня есть прекрасная невеста, мы ходим в кино и просто тусуемся". Звучит неубедительно, но проехали, ведь мы собирались говорить о его приходе в Korn и грядущем совместным туром с Soulfly по России.
Звуки: Давайте начнем с самых азов. Вы помните, когда первый раз услышали Korn?
Рэй Лузье: Да, помню! Я в то время был преподавателем в Musicians Institute [колледж современной музыки в Калифорнии, где Лузье сперва учился сам - прим. Звуков], и одним из занятий был семинар по хэви-металу, куда его ведущий принес "Smells Like Teen Spirit" Nirvana и "Blind" Korn. И когда я только услышал вступительный рифф в "Blind", меня просто вынесло. А это было самое начало, год 93-й или 94-й. Вокал Джонатана, звук бас-гитары - все это было настолько мощно, что я понял: эта группа сделает что-то большое, они быстро пойдут в гору.
Звуки: А вы же изначально классический рок-ударник, если не ошибаюсь?
Рэй: Я всего понемногу играл, я много лет был сессионщиком. Играл в хэви-металлических группах, записывался на альбомах Shrapnel Records [лейбл, который прославили техничные гитаристы вроде Тони МакАлпайна - прим. Звуков] с кучей гитаристов-запильщиков. Это были мои первые университеты. Я играл все, от фанка до рока и трэша. В 1994 года исколесил страну с Джейком И. Ли (Jake E. Lee), который записывался с Оззи Осборном (Ozzy Osbourne). Потом вписался к Дэвиду Ли Роту (David Lee Roth), а он довольно прогрессивный человек, с ним играла прорва умопомрачительно хороших гитаристов и басистов. Еще стоит упомянуть Роберта и Дина ДиЛео (Robert DeLeo, Dean DeLeo) из Stone Temple Pilots и Ричарда [Патрика] из Filter - с ними мы собрали Army of Anyone. И вот теперь Korn, я уже седьмой год в группе, и это совершенно новая история для меня - быть в одной группе столько лет. Но никаких проблем, все окей.
Звуки: Как происходит работа в Korn, как строятся отношения в команде? Песни рождаются с нуля из студийных джемов или кто-то обычно приносит черновики?
Рэй: По-разному. Первый сингл с "The Paradigm Shift", "Never Never" Джонатан вообще писал для себя, сам программировал драм-машину, сам писал гитары и клавишные, а потом вступили мы и сделали из нее песню Korn. Несколько базовых риффов для песен, вроде "Love & Meth", принес Брайан Уэлч (Brian "Head" Welch), и можно сказать, что они уже тогда были написаны, хотя мы кое-что кое-где поменяли. А часть песен появилась "с нуля", с джемов в студии. Это "Mass Hysteria", например, и "Prey for Me". Собрались в одной комнате и наиграли.
Записывать "The Paradigm Shift" было круто, Брайан только вернулся в группу, и с тех пор в ней четыре оригинальных участника и я. Буквально две недели прошло, и он уехал играть концерты с Love and Death, а мы поехали на гастроли как Korn. Три недели спустя мы вернулись и засели в студии еще на две недели. Послушали то, что успели записать, отделили удачные вещи от неудачных... Не было никакой спешки, вот что мне нравится в "The Paradigm Shift".
Звуки: Насколько возвращение Брайана изменило повестку дня в группе?
Рэй: Многое изменилось. Его не было в Korn почти с тех пор, как я пришел в Korn. Многое в группе перевернулось, в хорошем смысле слова. Понимаете, у каждого гитариста в группе есть свой узнаваемый почерк. Никто в мире не играет так, как играет каждый из этих парней. И это единственное, что беспокоило меня, когда я присоединился к Korn. Я всегда буду "новым парнем", они-то играют вместе 20 лет, а я всего семь. Но с этим ничего не сделаешь. У Journey новый вокалист, у Alice In Chains тоже, группы меняются, нужно принять это и двигаться дальше.
Когда вернулся Брайан, атмосфера изменилась. Брайан и Манки начали снова перешучиваться, и не было ни одного неловкого момента. Только смех, только хорошее настроение. Я думаю, что на альбоме это можно услышать. Мы, конечно, немножко нервничали первое время, никто не знал, чем все может обернуться. Но у нас получилось! Мы записываем вместе альбомы, выходим на сцену и, в общем, здорово проводим время.
Звуки: Причем вы пришли в Korn в интересное время, когда она начала превращаться во что-то новое. Из команды парней из Бейкерсфилда в группу, мыслящую концептуальными альбомами. Как происходила эта эволюция?
Рэй: Моей первой записью с Korn была "Kidnap the Sandy Claws" из саундтрека к "Кошмару перед Рождеством". Мне понравился заход: нам нужно было переделать классическую песню из фильма в металл. И я горжусь тем, что у нас получилось. Джонатан поет за пять разных персонажей. Когда мы сели записывать "Korn III: Remember Who You Are" с первым продюсером Korn Россом Робинсоном (Ross Robinson), он сказал, что мы должны вернуться к олдскулу. Никакого клик-трека [устройство, позволяющее ударнику держать ритм, что-то вроде метронома - прим. Звуков], 2-дюймовая пленка, пишем песню и тут же ее записываем. Никакого плана, никакого пре-продакшна. И этот альбом получился очень сырым и грубым. А потом Джонатан подсел на дабстеп и пришел с идеей пригласить дабстеповых продюсеров. Он где-то год все планировал, и мы сказали ему: "Мужик, выйдет отличный сайд-проект". А он ответил: "Нет, я хочу, чтобы это был Korn". Мне нравится, что мы все время меняемся, ставим себе новую задачу. У AС/DC и Iron Maiden каждый новый альбом похож на предыдущий, и это окей, фанатам это нравится. А мы не боимся рисковать. Ну да, ты разозлишь и распугаешь часть фэнов, зато есть шанс, что придут новые. Такова жизнь, что поделать? Мне как барабанщику нравятся вызовы: на последнем альбом ударные были запрограммированы по большей части, а живьем я все это играю сам. Это же весело, ты играешь "Here to Stay" и "Freak On a Leash", а потом - "Get Up!" и "Narcissistic Cannibal".
Звуки: У Korn еще не было таких длинных туров по России. И плюс с вами едут Soulfly. Чего вы сами ждете от подобного предприятия?
Рэй: Мы в нетерпении. Мы были в Санкт-Петербурге и Москве, но до настоящей глубинки не доезжали еще. Наши друзья из Rammstein постоянно играют там, а у нас с ними один и тот же тур-менеджмент. Кристоф [Шнайдер], ударник, рассказывал нам, как это круто, играть в разных областях России, где тебя встречают восторженные фанаты, и это интригует.
Звуки: А если брать летние фестивали - у вас есть какие-то личные фавориты?
Рэй: Мы только что вернулись из австралийского Soundwave, и он был отличный: 75 групп на 14 сценах, безумие какое-то! Перевидали кучу друзей. Что еще? На Rock Am Ring в Германии всегда здорово, на Donington Festival в Британии. Много фестивалей, на которых весело выступать, но лично я больше люблю маленькие площадки. Все прямо перед тобой, отступать некуда. Ты чувствуешь близость с теми, для кого играешь. Хотя мне и то, и другое нравится.
Российский тур Korn и Soulfly
13 мая, 20:00 - Санкт-Петербург, клуб «А2»
15 мая, 20:00 - Москва, Stadium Live
19 мая, 19:00 - Красноярск, Дворец спорта им. Ивана Ярыгина
20 мая, 19:00 - Новосибирск, ЛДС «Сибирь»
22 мая, 20:00 - Екатеринбург, КРК «Уралец»
23 мая, 19:00 - Уфа, Дворец спорта
24 мая - Нижний Новгород, стадион «Труд», концерт в рамках Next Generation Festival 2014 (также на фестивале планируется выступление группы Behemoth)
26 мая, 20:00 - Воронеж, Event-Hall
27 мая, 20:00 - Ростов-на-Дону, КСК «Экспресс»
28 мая, 20:00 - Краснодар, ТРК «Галактика»
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)