Сегодня Хэммиллу - 65 лет. И самое время опубликовать интервью, которое состоялось этим летом, когда мы побывали у него в гостях.
...Маленькая машинка с правым рулем шныряет по дорогам, обрамленным живыми изгородями. За рулем - продюсер Чепарухин; я с грехом пополам выполняю роль штурмана, пытаясь высмотреть на глючной карте Google Maps конечную точку нашего путешествия: Брэдфорд-на-Эйвоне, графство Уилтшир. Все районы, которые мы проезжаем, заканчиваются на "-wood", и впереди - великолепная пасторальная британская глушь, в которую так хочется сбежать и в которой так трудно прижиться. Здесь с женой и собаками обитает композитор, уму и наитию которого многим обязан весь арт- и прог-истэблишмент. Мультиинструменталист, "перезапустивший" Van der Graaf Generator и крайне успешный в сольных работах, 65-летний Питер Хэммилл (Peter Hammill) пишет музыку без малого 50 лет, и все это время тысячи музыкантов вдохновляются его работами, копируя его голос и пытаясь ухватить нить прихотливых мелодических переплетений. Слушание музыки Хэммилла сродни интеллектуальному расследованию с неожиданной развязкой. Многие работы композитора - это заметно и по последнему на сегодняшний момент сольному альбому "Consequences" - звучат отстраненно и торжественно, часто - довольно пафосно. При этом Питер - вовсе не затворник; он не скрывается от толпы и не погружается в медитацию. Он охотно и тепло общается, с восторгом рассказывает о работах коллег и, похоже, искренне рад нас видеть. На уютной маленькой кухне мы пьем чай с молоком, вокруг вертятся, стремясь лизнуть в лицо, пойнтер и бигль - кажется, здесь можно переждать не только зарядивший дождь, но и ядерную зиму.
Звуки: Питер, Вы, наверно не помните, - Вы ведь даете интервью большому количеству журналистов из разных стран, но на Звуках есть уже два Ваших интервью. Одно мы подготовили в 1997 году, а второе - прямо перед Вашим вторым концертом в Москве.
Питер Хэммилл: Да, да, я помню!
Звуки: Неужели? Предыдущий раз мы беседовали как раз в тот момент, когда Вы собрали Van Der Graaf Generator. Мы перед приездом к Вам как раз обсуждали с Сашей: ощущают ли себя музыканты командой, когда играют в одной группе, и что их объединяет?
Александр Чепарухин: Да, я сказал Соне о том, что знаю большое количество английских музыкантов, которые совершенно не общаются друг с другом…
Питер: В составе группы?
Александр: Верно, а еще у них довольно странные способы ведения бизнеса.
Питер: Да, это так по-английски! (смеется)
Звуки.Ru: В России, если вы группа, то у вас должны быть какие-то человеческие взаимоотношения, чаще всего, они не столь официальны.
Александр: Но здесь даже Питер Гэбриел общается со своей командой довольно официально. Он очень приятный человек, который делает так много для повышения осведомленности в ситуациях, связанных с правами человека; но отношения внутри его компании носят куда более формальный характер, нежели бы это происходило в России. Или, например, небольшая компания под руководством Роберта Фриппа (Robert Fripp). Но вы знаете, Роберт вообще очень странный человек…
Питер: Вы когда-нибудь слышали о решительности Роберта? (смеется)
Александр: Знаете, вообще-то есть кое-что. Он любит выступить в качестве автора, и был очень недоволен, что мы использовали его материал…
Питер: Скорее, его имя! (улыбается)
Александр: Мы делали в Москве King Crimson Festival, я думал, что все в порядке и не спросил Роберта, но потом выяснилось, что он был очень не доволен: написал целую историю обо мне на своем сайте!
Звуки: Слушайте, давайте не будем трогать Фриппа! Я большой фанат King Crimson и уверена, что Роберт может представить свою версию этой истории.
Александр: Очень интересно, как репетирует Роберт с гитарой – ни с кем не общается, в одиночку… Очень интересно. Такое, конечно, не может происходить в России. Может, это и характерно для англичанина, для Фриппа, но вообще тут многие музыканты ведут себя так, особенно звезды.
Питер: Не совсем, - в частности, некоторые…
Александр: Ваши друзья?
Питер: С друзьями совершенно по-другому: с ребятами у нас совершенно разный образ жизни. К примеру, вот я осел здесь. Примроуз Хилл, далеко от центра событий, если таковым считать Лондон, продолжаю заниматься музыкой с тех пор, как начал это занятие. Но, вообще-то, мы разошлись, когда еще были друзьями ... это было довольно тяжело.
Александр: А когда вообще произошел первый распад группы?
Питер: Это был 1977-й год.
Александр: О, довольно рано…
Питер: М-да…
Александр: И воссоединились вы около десяти лет назад?
Питер: Да, в 2004-2005 годах.
Звуки: Это ведь уже не первое воссоединение группы, так что со стороны все выглядит довольно типично для VDGG.
Питер: Нет, в первые разы это было совершенно по-другому. Тогда я пошел на воссоединение, но перед этим мы разошлись друзьями, - и конечно, это неприятно, но мы были в порядке, нам удалось остаться людьми. Были сложности, но присутствовало и взаимопонимание. Вы говорите о взаимоотношениях в российских группах: я не уверен полностью, что там все так “сладко”, как хотелось бы.
Звуки: Пожалуй, я согласна.
Питер: В сущности, мы - счастливчики. И потом, одна из причин, по которой мы воссоединились – мы стали часто видеться на похоронах наших коллег. Вы же понимаете, что у рокеров жизнь гораздо сложнее, чем у простых музыкантов. Им сложно, они частенько “балуются”…
Александр: Алкоголь, наркотики… (убегает со словами: “Мне нужно срочно залезть в Skype!”).
Питер: Да, это отвратительно. Эээ, ну, как я сказал ранее, с одной стороны, это стало причиной нашего воссоединения, а с другой - я был единственным, кто как-то светился и продолжал выступать, и люди часто спрашивали меня о возможности выступлений со старым составом. Я частенько представлял себе, как это могло бы произойти: если мы что-то затеем, то реюнион произойдет - рано или поздно. Затем мы все обсуждали, обсуждали, неделями-месяцами, как это будет, получится ли у нас... То есть, опять же, мы пытались подготовиться к этому в первую очередь на уровне человеческих взаимоотношений. Потом мы пришли к тому, чтобы просто разъехаться где-то на неделю, без каких-либо оповещений и обязательств - просто разбежались, чтобы подумать, как быть дальше. Да, время бежало, и неясность нашего положения только усиливалась. А потом все пришло в норму, и мы начали репетировать и играть. Честно говоря, у нас с самого начала не все шло так, как хотелось – в первую очередь, из-за Дэвида (саксофонист группы Дэвид Джексон, - прим. Звуков). У нас расходились взгляды: мы верили в возможность воссоединение, он – нет, на протяжении всех переговоров и выяснений отношений.
Звуки: Он не хотел на себя брать ответственность за последствия?
Питер: Мы и он смотрели на ситуацию под разным углом. Он всегда присутствовал во время наших бесед о ближайшем будущем, все были довольны появлением особой атмосферы в группе, знаете как в мире Фриппа (улыбается).
Звуки: Я бы сказала, что в мире Фриппа преобладает некий диктат: у них есть Учитель и все остальное, в частности, его League Of Crafty Guitarists, находится под его абсолютным контролем; а у вас в группе царит демократия: нет человека, который взял бы на себя целиком ответственность за группу, как я это вижу.
Питер: Да, согласен. Другими словами, эта ответственность всегда должна быть грамотно распределена. Затем, со временем, мы обнаружили, что проблемы между нами и Дэвидом усугубляются. И мы не можем двигаться дальше с ним. Это понимание было шоком - после той длительной подготовки, тех переговоров, что были между нами.
Звуки: Но вы, тем не менее, сыграли с Дэвидом турне – в частности, ваше первое шоу в Москве, в театре Эстрады...
Питер: Верно, в то время еще все было в порядке. Хотя… нет, уже тогда были проблемы. Но, опять же, есть обязанности и ответственность, не только связанные с бизнесом, но и перед публикой. Всегда. Например, если я нахожусь на сцене или даю интервью, в момент, когда я не могу выйти на сцену, не важно, я руководствуюсь принципом всегда говорить от лица группы, это и есть моя ответственность. После того как мы осознали, что проблемы все же существуют, к ноябрю месяцу мы просто уже не могли продолжать работать вместе как группа. Мы не знали, что делать дальше.
Звуки: И неужели у Вас не появлялась мысль о том, чтобы взять другого саксофониста в группу?
Питер: С ноября мы с ним распрощались и отложили этот разговор до января следующего года. Мы ничего не обсуждали до того времени, были в работе. Просто перестали что-то из себя вымучивать и договорились провести время после рождества вместе,- только мы, втроем. Обсуждали, что делать дальше: должны ли работать втроем, или пригласить еще кого-то? И все же пришли к выводу, то не можем брать кого-то еще в состав. Понимаете, это не те времена, когда участники группы уходили-приходили, как в 70-е. Тогда у нас была опора: мы, по сути, жили группой. А сейчас мы начали все с начала - и сразу же теряем один из значимых инструментов. Мы не знали, получится ли работать так дальше? Мы стали репетировать только втроем. Хотели понять, получится ли охватить весь материал в таком составе. Когда мы виделись в январе, думали, что получится осилить около 30%, но после того, как начали репетировать, поняли, что в состоянии сыграть все. В итоге мы нашли способ обходиться без саксофона. Начали работать над новым материалом. И даже запланировали тур (улыбается)! Но уже с первого концерта, мы, наверное, потеряли около двух третей наших слушателей. Вернее людей, которые пришли на концерт, и возможно оказались не довольны: ведь мы были совсем не те, знаете, "без саксофона". Но, несмотря на это, уже после первого концерта, мы получили восхитительные отзывы - нас поняли и приняли.
Звуки: Но в это же время Вы работали и над своим сольным альбомом?
Питер: Да. За первый год работы среди фанатов было много обсуждений о том, как нам быть теми же, но без Дэвида. Или, например то, что я взял бразды в свои руки и управлял группой, как хотел,- все эти разговоры имели место быть.
Мы решили относиться к этому просто: мы, по сути, образовали новое трио. Да, я хороший гитарист, но я не соло-гитарист. На Хью (орган и бас-гитара группы – Хью Бэнтон, прим. Звуков) лежала большая ответственность. Когда мы играли, на Хью строилась практически вся гармония и все "подкладки". А Гай каким-то хитроумным способом перемещался между гитарой и вокалом. Вспоминаются времена K-group, где был довольно большой состав. Но уже там мы с Гаем привыкли находиться вместе в ритм-секции: в момент его соло мы с Хью просто слушали. Не было такого, чтобы мы как-то особо выходили на передний план или пускали сольники по кругу. Возвращаясь к теме: у нас все складывалось, были силы на запись еще нескольких альбомов, мы включили туда множество интересных деталей, с особым, новым звучанием, без мешанины. Так и пошло - один альбом за другим. И сейчас, в XXI веке, мы все еще стремимся к репертуару, который включает в себя как можно больше нового материала.
Звуки: Но я помню, что Вы говорили когда-то о том, что в альбом "ALT" вошли старые записи. Почему же вы их не использовали ранее?
Питер: Это как со вторым диском альбома "Present", куда были включены композиции прошлых лет группы. "ALT" же собирался из песен, что были созданы с момента образования трио - все это были репетиции, эксперименты. В какой-то момент мы решили, что нельзя тянуть: кто знает, что мы напишем еще, а этот материал уже будет считаться устаревшим, и стиль может разниться с нашим стилем в будущем. Да, мы хотим развивать свой репертуар, но у нас есть на что опереться. Конечно, никто никогда не будет тебе припоминать: "Ага, вот это было написано в 1971-м, а это в 1976-м". Это просто сет-лист, и подходим мы к нему, как и прежде с умом, независимо от того, какие песни в него включены. Мы все сыграем - и не задумаемся над тем, что это была какая-то композиция со старого альбома. Завершив работу над "Trisector" и "A Grounding in Numbers", мы внезапно обнаружили, что у нас довольно много материала.
Звуки: "A Grounding in Numbers" очень искусно сделан. И интерес представляет не только смысл текстов или музыка, но и наличие этих математических задачек и зашифрованных теорем. Здорово продумано!
Питер: Да, мы старались быть серьезными, но некоторые находят это забавным. Фактически, это и была такая забава. А в результате вместо одного мы записали два альбома! Второй вышел в прошлом году - так что мы и в мастеринге смогли развернуться, попробовать что-то новое, что мы не делали, будучи вчетвером. Теперь нас трое - и мы продолжаем экспериментировать, а это отражается и на графике: концертируем мы чуть меньше. В этом году мы играли в Европе, и играли новые вещи тоже. Моя философия проста: если мы репетировали песню, чтобы играть ее вживую, то мы ее обязательно должны сыграть хотя бы раз, а все песни мы, так или иначе, репетировали. В конечном счете, все мои песни предназначены для того, чтобы играть их на концертах.
Звуки: Если у вас выйдет концертный альбом с этим материалом - это будет просто здорово!
Питер: Мы его записали, да, несколько недель назад закончили. И теперь, когда тур позади, и я, и Хью - мы продолжаем работать дома, продолжаем репетировать какие-то отдельные куски. Я играю довольно минималистично - на фортепиано, и все, а Хью у нас более технически подкован. Но это не важно, мы же общаемся между собой по нескольку часов в день, осуждаем какие-то вопросы... Мы не говорим - вот, я буду играть так, а ты так - нет, мы обсуждаем какие-то концептуальные вещи. А потом Хью приезжает ко мне, и мы здесь сидим и работаем. Это очень интересная штука - мы сидим и только играем на клавишных, одни клавишные и ничего другого. И только после того, как мы придумали всю клавишную начинку, подключается Гай - обычно дня через три. И мы работаем, репетируем уже втроем, и в этой ситуации мы должны чувствовать друг друга, доверять друг другу, понимать, что никто из нас не сыграет лишнего, того, чего он не должен играть. И в этом корректность, в этом правильность - и магия между нами тремя.
Звуки: Поговорим о малых формах - два последних альбома по таймингу композиций куда меньше предыдущих. Это новый концепт?
Питер: А эти вещи и должны были быть такими. Они не предусматривались и не сочинялись как большие, многоминутные и многочасовые. Нам просто не хотелось возвращаться в эпические, большие форматы. Но там есть, например, "Over The Hill" - она больше десяти минут. Мы просто сочиняли то, что сочинялось. Для нас сочинение - это не драйв, это удовольствие. И нам показалось, что мы получаем больше удовольствия от написания небольших, недлинных вещей, а я лично смог сосредоточиться на текстах песен. Слушателям будет приятно им вторить.
Звуки: Но ваша музыка - она же не для подростков, а, скорее, для людей взрослых, для опытных слушателей...
Питер: В общем-то, так и есть. Но нас слушают и молодые люди, так что нам, в общем, не важно, на какое поколение ориентироваться. Понимаете, маленькие песни не обязательно содержат маленькие идеи. Наоборот, в них может быть, сжато, структурировано то, что содержится в каком-то большом произведении. Не знаю, какие песни будут сочиняться дальше. Не имею понятия, сочиню ли я в следующий раз песню в пять минут, или в десять минут. Все зависит от того, что и как сочиняется.
Звуки: Есть такая теория, что клиповое сознание слушателей влияет на сочинительские амбиции композиторов.
Питер: Я не против. На всех нас что-то влияет, хотя бы даже и нечто совсем несерьезное. Песенка в супермаркете, клип на YouTube.
Звуки: Что для вас Интернет как для автора?
Питер: Это средство получения информации, но и место, где сложно быть не на виду - вот видео на YouTube - это же как сорок человек в одной спальне, все смотрят и комментируют! Только при этом таких зрителей - десять миллионов.
Звуки: И часто это просто люди, которых ничто глубоко не волнует. Зачастую для пользователя музыка - это всего лишь очередная новость, сопровождаемая видеорядом, не более того.
Питер: Не могу сказать, что я слежу за музыкой. Порой я ловлю себя на мысли, что читаю обзоры каких-то дисков или новости о музыкантах, а я даже не знаю, что за музыку они играют! Музыки стало больше. Но даже в такой ситуации стаются те, кто слушает музыку, кому музыка интересна как культурное явление. Мне музыка неинтересна как музыка: она мне интересна как отражение той или иной культуры или субкультуры. Был, к примеру, характерный звук рокабилли - это 60-е, потом появилось что-то новое, вроде диско 80-х... Каждое время и каждая культура приносят новую музыку. И как раз сейчас где-то уже играют новые группы, которые как раз и отражают нашу действительность, нашу культуру. Новое - это не значит, что ты говоришь: о, я знаю, откуда это взято!
Звуки: Что Вас сегодня вдохновляет?
Питер: Поиск нового. Сочинение. Мой процесс сочинения - это во многом импровизация. У меня нет планов - я сочиняю, и все. У меня нет схемы или структуры в голове. Я просто придумываю музыку и текст, как-то укладываю это. Теперь у меня есть своя студия, где я предоставлен сам себе, и я могу круглые сутки делать все, что хочу. Это не музыкальный бизнес, это просто моя ответственность перед самим собой. И я сам определяю, насколько хорошо то, что я сочинил, насколько это успешно. Так что в этом отношении я счастлив.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)