Самая молодая из русских народных рок-групп, шотландцы Franz Ferdinand на виду уже десять лет и все эти годы гастролируют как подорванные: по едва ли полным сведениям setlist.fm, одну только песню “Take Me Out” группа успела сыграть живьем 551 (!) раз. Переехав из Москвы, где Franz Ferdinand когда-то вешали табличку “sold out” на ошарашенный клуб “Б2” и закрывали “Максидром” при живых Лагутенко с Земфирой, в Монреаль, я захватил с собой очень немногие из старых привычек, но даже бросить курить оказалось легче, чем отказаться от коротких встреч с Franz Ferdinand, приехавших сюда в четвертый раз за пять лет.
“Brief Encounters” – именно так, в высшей степени уместно, называется лучшая песня Franz Ferdinand с их нового альбома “Right Thoughts, Right Words, Right Action”, а заодно и одна из лучших песен 2013 года. И если звучание Franz Ferdinand за десять лет пусть самую малость, но менялось, то их подход к выступлениям – чем скорее все будут счастливы, а мы поедем дальше, тем лучше – остается непоколебимым, хотя альбомов у группы уже четыре, а хороших своих и любимых чужих песен – свыше полусотни. На более или менее среднестатистический сет-лист из 19 номеров в монреальском “Метрополисе” у шотландцев ушло примерно 80 минут, и некоторые жалуются, что при билетах за 50 долларов (для Монреаля это дорого) играть можно было и подольше.
Жалующиеся, впрочем, упускают два важных момента. Во-первых, дальше Franz Ferdinand поехали, предварительно и впрямь осчастливив всех пришедших. А, во-вторых, творческий метод Franz Ferdinand в целом, равно как и их устойчивая репутация выдающегося концертного состава, напрямую связаны именно с их лаконичностью, краткостью, быстротой принятия решений и скоростью воздействия на ноги и мозг зрителя. Как двойной скотч отличается от литра пива, так и шоу Franz Ferdinand непохожи на концерты других – более именитых, более амбициозных, иногда даже более талантливых – рок-групп, зависящих от уймы сторонних факторов и уверенных в себе лишь настолько, насколько позволяют обстоятельства.
Уверенности в себе Franz Ferdinand позавидует кто угодно, и, чтобы поддерживать упомянутую выше репутацию, им не нужны ни лихие соло, ни изобретательные аранжировки, ни даже свет со звуком (звук в “Метрополисе” традиционно не впечатлял). Чтобы лишний раз напомнить, за что мы их любим, Franz Ferdinand потребовалась техническая авария: в разгар “Stand on the Horizon” динамики издали что-то страшное, застав врасплох как зал, так и самих музыкантов. “Быстрый технический вопрос: всему [непечатное слово] или можно продолжать?” – мгновенно поинтересовался у звукорежиссера все еще оглушенный Алекс Капранос (Alex Kapranos), и уже через минуту группа играла “Right Action” в осторожной unplugged-версии, а уже через две – вновь вжала педаль газа в пол.
За десять лет и 80 минут стало ясно, что Franz Ferdinand живьем – это опыт, который не стыдно сравнить с концертами Игги Попа (Iggy Pop) или любой из групп Джека Уайта (Jack White): в нем важен не хронометраж или сет-лист, а, напротив, способность забыть о времени и ожиданиях, уйдя в безоговорочный и безостановочный рок-н-ролльный отрыв. Не волнуйтесь, я в курсе, что так сейчас не говорят и не пишут, но Franz Ferdinand – они, в общем, и не про сейчас, а про то славное время, когда несколько славных парней, не сговариваясь, убедили себя и окружающих в том, что это лучшая группа на свете, а уже через полгода песню “Take Me Out” пели хором “Б2” и “Олимпийский”.
На недавнем концерте Franz Ferdinand в монреальском “Метрополисе” песня “Take Me Out” прозвучала живьем в 552-й (как минимум) раз – и так же здорово, как она, в этом году не звучало живьем ничто. Кроме, может быть, ударных концовок “Do You Want To” и “Outsiders”, обязательного реверанса Донне Саммер в “Can’t Stop Feeling”, ностальгических “Darts of Pleasure” и “Michael” и, разумеется, “Brief Encounters”. Лучшую из своих новых песен Franz Ferdinand упрямо отказывались играть на протяжении полугода, но за две недели до приезда в Монреаль включили в сет-лист – в который уж раз заплатив мне по кредиту доверия и гарантировав, что я ни за что не пропущу и следующий их концерт.
Дата образования:
1 января 2002
1963 – Песня The Beatles "I want to hold your hand" стала первым синглом Великобритании, количество предзаказов которого достигло 1 миллиона »»
1991 – Скончался всемирно известный французский певец-шансонье и актёр Ив Монтан. Мало кто знает, что настоящее имя прославленного певца - Иво Ливи. История этого псевдонима связана с тем, что когда он был ребёнком, мать звала его домой, смешивая итальянские и французские слова: "Ivo, monta! (Иво,… »»
Phil MAY (1944)
Richard GREENE (1945)
Steve "Silk" HURLEY (1962)
Jesse DAVIS (1965)