Леонид Парфенов, ведущий концерта в поддержку Алексея Навального на проспекте Сахарова (куда пришли, по разным оценкам, от 2 до 10 тысяч человек), заметил: это, пожалуй, единственный концерт, на котором не прозвучит песня “Москва, звонят колокола”. И правда – ничего подобного не наблюдалось, а наблюдалось большое количество приятных людей, которые пришли послушать музыку и еще большее количество приятных людей, которые пришли поддержать Навального.
Открывала концерт под проливным дождем – тут нужно сразу оговориться, что погода была хуже некуда: сыро, ветрено, мерзко, но это не испугало более 10 тысяч человек – символично группа Центр, одна из самых “московских” рок-групп 1980-х. Что прибавляет ситуации трогательности – факт, что Василий Шумов, лидер “Центра”, родился и первые семь лет жизни провел в доме в пяти минутах ходьбы от проспекта Сахарова – на Верхней Красносельской, в старинном конструктивистском квартале.
Шумов, последние несколько лет уделяющий много времени проекту “Содержание”, на концерте практически не стал играть песни из него, а сосредоточился на прекрасной классике: “Девушки любят летчиков” (с альбома “Центромания. Стадия первая, 1996”), “Я все умею” (с пластинки “Тяга к технике”), “Привет тебе” (“Center”). Все это звучало отлично (звук, кстати, был вполне приличный, всем было слышно, а женщин, детей и пожилых и вовсе пропускали в отдельный отсек перед сценой), а “Центр” за долгие годы не растерял серфового и нововолнового драйва.
После “Центра” Леонид Парфенов и полушутя представил первый выход “фронтмена” концерта – Навального Алексея Анатольевича. Навальный долго говорить не стал, а просто поблагодарил тех, кто пришел вовремя, и тех, кто терпеливо стоит под дождем, и призвал всех “врезать рок”.
Поскольку концерт начался с задержкой в 40 минут, следующей исполнительнице, Надежде Грицкевич с группой Наадя довелось спеть всего две песни: “Пираты” - в которой скрыта отсылка к выступающему сегодня же “Кровостоку” (“Чем ближе ты к земле, тем ближе к тебе черви”) и новую, безымянную, в которой, среди прочего, есть строчка “Мы будем другими”. Хотелось бы. Звучала “Наадя” под холодным дождем хрупко и душевно – и многие, кто до сих пор не знал о группе, переспрашивали друг у друга: “Что, как называется? А хорошо же!”. Ростовчане Motorama (вопрос о том, почему на концерте в честь, в общем-то, города Москвы, выступают группы к Москве имеющие не слишком прямое отношение, открытый) отыграли свой стандартный бойкий и умеренно тоскливый сет – правда, вдохновляющих речей не говорили.
Захар Май, как обычно, не удержался от жирного троллинга, исполнив на мотив хита "Горная лаванда":
- Наваааальный! Сильный и вербальный!
..,
чем снискал всеобщий хохот и аплодисменты. Дополнив сет-лист знаменитым "Любит наш народ всякое говно", Вася Обломов продемонстрировал жирный кукиш - непонятно только, кому: собравшимся или же их оппонентам. А чтобы подсластить пилюлю, затянул "самую печальную песню, которую когда-либо сочинил", – "Намедни".
Несчастный Случай стали первым коллективом, который долго и вдумчиво отстраивал звук, но и результат выдал профессиональный. Кортнев, правда, жаловался,, что впервые играет на такой мокрой гитаре - пальцы с грифа соскальзывают. Однако программа, которую НС исполнили со сцены, составила полноценный получасовой сет преимущественно состоящий из песен предыдущей революции: "Радио", "Зоология", "Генералы" исполнялись на баррикадах 91-го, и сейчас звучат как никогда актуально. Уже второй раз со сцены на Сахарова Кортнев исполнил мрачную "Шла Саша по шоссе" - и было бы прекрасно, чтобы поводов ее исполнять в такой обстановке у него больше не представилось.
Молодцами оказались Танцы Минус - никто и не ждал, что их выступление будет таким драйвовым и классным. В честь Москвы питерцы исполнили знаменитую "Город-сказка, город-мечта", а Навальному лидер-вокалист Петкун посоветовал: "Только гадом не окажись!".
Ростовчанин Влади прибыл на Сахарова с живым составом (который аккуратно, хотя и слегка сиротливо воспроизвел минуса), не сваливался в фанатичную агитацию, скромно поинтересовался у собравшихся, многие ли из них любят рэп, и уложился в три песни, зато все три - с прошлогоднего сольника "Ясно!" - пересеклись с заявленной теме вечера: за горько-мечтательной "Теплые впечатления" ("Народ всегда будет унижен властью в этой стране / Так было раньше, будет дальше, есть и при мне. / В кресле в Кремле, в паспортном столе / В чиновной среде, в суде брезгливо воспринимают людей") последовало эскапистское "Прощание" ("В чем обида? Где причина? Может в стране, где унижает гос машина и дает пример? Но у народа и режима единый нерв"), а для финала идейный лидер Касты приберег духоподъемную "Сочиняй мечты".
Финал был невероятен для любого другого кандидата в мэры Москвы: Ляпис Трубецкой исполнили самые острые, злобные и отличные агитки: ""Рабкор", "Священный огонь", "Капитал", "Так хули мне бояться этих тупых свиней..." - и под эту музыку мы увидели прыгающего и танцующего у сцены кандидата Навального.
Это было по-настоящему новое явление на политическом небосклоне - через 22 года после "Рока на баррикадах". Навальный вернул смысл старым хитам и дал нам несколько отличных новых рок-боевиков.
Политика уже ниогда не будет прежней.
Полную запись концерта можно просмотреть здесь:
Параллельно в “Олимпийском” шел митинг-концерт в поддержку Собянина – правда, вход на него был по пригласительным билетам. Состав участников традиционный – группа Любэ”, Вика Дайнеко, Надежда Бабкина. Особыми гостями стали Мирей Матье (француженка спела “Очи черные” на русском языке) и Григорий Лепс, весьма удививший присутствовавших патриотической композицией “Я уеду жить в Лондон”.
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)